Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договорные обязательства в сфере правового регулирования маркетинговой информации




 

Юридическое оформление процесса получения, использования, охраны и распространения информации требует заключения договоров. Правовыми формами информационного обеспечения маркетинговой деятельности выступают:

 

1) договор на проведение маркетинговых исследований;

 

2) договор на оказание информационных услуг;

 

3) договор подписки на периодическое печатное издание;

 

4) договор о неразглашении конфиденциальной информации организации и др.

 

Договор на проведение маркетинговых исследований. По договору на проведение маркетинговых исследований исполнитель обязуется выполнить маркетинговые исследования в соответствии с заданием, утвержденным заказчиком, и передать ему результат в виде документированной информации (отчет), а заказчик обязуется принять его и оплатить выполненную работу.

 

Структура договора о выполнении маркетинговых исследований:

 

- наименование сторон – заказчика и исполнителя маркетинговых исследований;

 

- предмет договора, включая территорию, задачи, направления и методы исследований;

 

- обязательства сторон;

 

- порядок контроля заказчика за ходом маркетинговых исследований;

 

- размер вознаграждения, причитающегося исполнителю, и порядок расчетов;

 

- срок действия договора;

 

- порядок сдачи и приемки проведенных исследований;

 

- гарантийный срок;

 

- обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);

 

- особые условия о конфиденциальности;

 

- ответственность сторон;

 

- юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

 

Сторонами договора следует обозначить заказчика и исполнителя. В качестве исполнителя могут выступать маркетинговые фирмы и рекламные агентства, специализирующиеся на проведении маркетинговых исследований, научно-исследовательские организации, колледжи, высшие учебные заведения, физические лица, обладающие нужными навыками и располагающие необходимой для этого материально-технической базой и т. д. В роли заказчиков обычно выступают коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. В то же время маркетинг все активнее проникает и в некоммерческую сферу. Например, средства и методы современного маркетинга нередко применяются бюджетными учебными заведениями для привлечения учащихся, а также общественными организациями и политическими деятелями применительно к их сфере деятельности. Поэтому заказчиками могут быть и некоммерческие организации, включая органы государственной власти, а также граждане.

 

Предмет договора предполагает четкое определение проблемы, подлежащей разрешению исполнителем, объекта исследования (например, определенной отрасли хозяйства, вида деятельности, определенной группы потребителей (сегмента рынка), товара и его качественных характеристик, влияющих на конкурентоспособность, рекламы заказчика и ее эффективности, распределительной сети и т. п.), территории его проведения (района, города, отдельного региона, определенной страны), целей, характера, направлений и объема подлежащих выполнению работ, в том числе касающихся получения информации о возможностях и перспективах ведения интересующей заказчика деятельности, а также требований к ожидаемому результату. Указанные моменты могут быть оформлены в виде отдельного задания заказчика.

 

Права и обязанности сторон. Главная обязанность исполнителя – проведение исследования в соответствии с заданием заказчика, включая сбор, обработку и анализ маркетинговой информации, а по желанию заказчика – анализ его хозяйственной деятельности, выработку выводов и рекомендаций, передачу результатов исследования заказчику. Право заказчика – требовать выполнения исследований и передачи их результатов, осуществлять контроль за ходом работ. В свою очередь, исполнитель имеет право требовать от заказчика выполнения его обязанностей, т. е. принятия отчета о проведенном исследовании и оплаты выполненных работ и полученного результата.

 

При определении задач и направлений исследования важно указать, что сбор и анализ маркетинговой информации не должны нарушать право потенциальных конкурентов на коммерческую тайну и на другие виды маркетинговой информации, охраняемые законом. В противном случае, если задание заказчика предусматривает, например, сбор сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, то оно может подпадать под признаки промышленного шпионажа и других преступлений.

Оплата маркетинговых исследований. При определении цены должны быть учтены: характер и объем подлежащих выполнению

работ, поэтапная их разбивка и стоимость отдельных этапов работ, покрытие издержек исполнителя исследований, включающих использование технических средств, программного обеспечения, затрат на применяемые орудия исследования – изготовление анкет, опросных листов, специальных технических средств наблюдения за поведением потребителей и т. д., а также вознаграждение исполнителя. С учетом всех этих компонентов оформляется смета.

В договоре также необходимо указать период начала и окончания проведения маркетинговых исследований, а также определить методы маркетинговых исследований (к примеру, опрос, анкетирование, эксперимент, экономико-математические методы), которые будут использованы для выяснения в соответствии с заданием тех или иных характеристик и параметров маркетинговой среды и потребуют определенных расходов.

 

В договоре нужно оговаривать срок сдачи и принятия выполненных маркетинговых исследований. Заказчик должен принять работу в указанный срок, подписать акт или возвратить отчет на доработку, если исполнителем нарушены условия договора (например, проведен анализ лишь одного из указанных в предмете договора или задании направлений, не задействованы оговоренные методы исследования), неадекватно сформулированы выводы и рекомендации.

 

Претензии к качеству результатов маркетинговых исследований могут быть предъявлены их исполнителю лишь до подписания заказчиком акта приема-сдачи работ. В дальнейшем невозможность использования результатов маркетинговых исследований не может связываться с их качеством, поскольку ситуация на рынке постоянно меняется.

 

В то же время в договоре на проведение маркетинговых исследований можно оговорить гарантийный срок (правда, непродолжительный), в период которого исполнитель обязан осуществлять бесплатное текущее консультирование по результатам исследования. При этом речь идет о комментариях к проведенному исследованию, но не о выполнении дополнительной работы, например, связанной с использованием полученных данных. Дальнейшее сопровождение предпринимательской деятельности заказчика, например, проведение анализа состояния конъюнктуры определенного сегмента рынка, прогнозирование объемов сбыта, согласование его деятельности с нормами маркетингового законодательства, а также использование результатов исследования, может быть оформлено отдельными договорами возмездного оказания услуг, подряда и др.

 

Специфика отношений, связанных с применением заказчиком маркетинговой информации и других результатов маркетингового исследования, обусловливает необходимость соблюдения сторонами условия конфиденциальности, которое следует предусматривать в договоре. По общему правилу, результаты маркетинговых исследований составляют собственность заказчика и исполнитель не имеет права распространять эти данные третьим лицам. Конфиденциальной является также информация о заказчике проведения маркетинговых исследований. Последний может принять на себя обязательство не разглашать третьим лицам методику проведения исследований и другую неопубликованную информацию, носящую, по мнению исполнителя, закрытый характер.

 

Ответственность сторон по договору на проведение маркетинговых исследований наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, принятых на себя исполнителем или заказчиком. Так, на исполнителя может быть наложена ответственность за нарушение сроков, установленных в договоре, за непроведение исследования по направлениям и параметрам, предусмотренным договором, или неприменение методов, использование которых было зафиксировано сторонами при заключении договора. В то же время исполнитель не может нести ответственность за эффективное использование заказчиком полученной маркетинговой информации и другие результаты маркетингового исследования. В свою очередь, заказчик несет ответ-ственность за своевременную выплату исполнителю вознаграждения в течение установленного договором срока после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ. Споры и (или) разногласия, по которым стороны не могут достигнуть договоренности, подлежат разрешению в арбитражном суде на основании норм действующего законодательства.

 

Договор на оказание информационных услуг. В сфере оказания информационных услуг отношения сторон возникают по поводу сбора или создания, преобразования, распространения и потребления информации, в частности, формирования информационных ресурсов организации в виде различных массивов документов (данных), в том числе маркетинговых информационных систем, создания на основе полученных информационных ресурсов информационных продуктов, необходимых для производственно-хозяйственной деятельности предприятия, реализации товаров, работ и услуг.

 

Потребителями маркетинговой информации выступают различные участники маркетинга (продавец, покупатель, посредник и др.), которые заключают с субъектами, владеющими информацией, договоры о возмездном оказании информационных услуг. Такое обслуживание может состоять в поиске необходимой информации, ее обработке, выдаче данных (документов), хранении информации и т. п.

 

Стороны могут заключать договоры о пользовании автоматизированными информационными системами, банками данных, компьютерными сетями. Отдельно могут быть оговорены условия передачи информации на материальных носителях и консультационные услуги. Обязанностями исполнителя, осуществляющего информационное обслуживание, могут быть, например, ежемесячное представление анализа состояния рынка ссудных капиталов; представление реквизитов и балансовых показателей банков, выступающих гарантами в международной купле-продаже; анализ состояния корпоративных ценных бумаг предприятий-конкурентов на биржах страны; представление нормативных документов, выпущенных Банком России и Правительством РФ; обеспечение текстами проектов законов, обсуждаемых в Государственной Думе и Совете Федерации, и т. д. При этом сторонам следует руководствоваться положениями гл. 39 ГК РФ, регулирующими возмездное оказание услуг.

 

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

 

Деятельность по оказанию информационных услуг в одних случаях может не приносить материального результата (например, консультационные услуги маркетинговой фирмы, услуги образовательных организаций по преподаванию маркетинга и маркетингового права), в других – давать материальный результат (например, услуги по созданию базы данных по тем или иным параметрам маркетинговой среды). Более того, в рамках одного вида услуги осуществление деятельности или действий может частично иметь материальный результат, а частично не иметь.

 

Сторонами договора возмездного оказания информационных услуг являются исполнитель и заказчик, в качестве которых могут выступать как граждане, так и юридические лица.

 

Иногда договоры на оказание информационных услуг заключаются путем присоединения заказчика к договору, условия которого определены исполнителем в разработанных им формулярах или иных стандартных формах. Такие договоры в соответствии с ГК РФ признаются договорами присоединения, и на них распространяются соответствующие правовые нормы.

 

Стоимость информационных услуг и расчеты за них согласовываются сторонами с учетом договорных цен, а оплата оказанной услуги производится в порядке и в сроки, предусмотренные договором.

 

При невозможности исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые отвечает исполнитель, последний не вправе требовать оплаты услуги, а если она уже оплачена заказчиком, то обязан возвратить полученную денежную сумму и возместить иные убытки, а также уплатить неустойку. В случае, когда невозможность исполнения обязательства вызвана виной заказчика, он должен полностью оплатить услуги. Если невозможность исполнения обязательств по договору возникла по обстоятельствам, за которые ни исполнитель, ни заказчик не отвечают, то заказчик должен возместить исполнителю только фактически произведенные им расходы в ходе исполнения обязательства об оказании услуг.

 

ГК РФ предусматривает право заказчика и исполнителя на отказ от исполнения договора и условия, при которых он допускается. Речь идет о случаях, когда отказ от исполнения договора не связан с нарушением сторонами обязательств по нему. Отказ возможен в любое время – как до начала оказания услуги (например, отказ от предварительно заказанного распространения пресс-релиза), так и в любое время ее оказания до завершения (например, прекращение мониторинга параметров маркетинговой среды до наступления срока, на который он заказан).

 

Отказ заказчика допускается при условии возмещения исполнителю фактически понесенных им расходов, т. е. подлежат возмещению убытки не в полном объеме, а только реальный ущерб в определенной части. В случае отказа от исполнения договора до начала оказания услуги заказчик обязан возместить исполнителю его фактические расходы, понесенные в целях исполнения договора до момента отказа. При отказе от исполнения договора в процессе оказания услуги заказчик возмещает исполнителю его фактические расходы, которые он понес до этого момента в целях исполнения той части договора, от которой заказчик отказался. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

 

Контрагентам договора на оказание информационных услуг целесообразно предусматривать условие, запрещающее заказчику пере-давать или продавать информацию, полученную от исполнителя, третьим лицам. В свою очередь, исполнитель должен принять обязательство не разглашать данные коммерческого характера, полученные им от заказчика.

 

Стороны могут предусмотреть в договоре ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств. Например, при несвоевременном предоставлении оплаченной информации исполнитель возвращает заказчику плату за тот период, в течение которого информация не предоставлялась, или заказчик сам на этот период приостанавливает перечисление денежных средств на расчетный счет исполнителя, когда договором предусмотрена постепенная оплата информационных услуг. В свою очередь, исполнитель, добросовестно исполняющий свои обязательства по договору, в случае несвоевременного перечисления заказчиком денежных средств может приостановить информационное обслуживание. Желательно установить также ответственность исполнителя за объективность, достоверность и своевременность в подготовке и передаче информации.

 

Процедура сдачи и приемки информационных услуг совершается сторонами по акту обычно в месте нахождения заказчика.

 

Договор подписки на информационные материалы. Чтобы ориентироваться в отношениях, возникающих между подписчиками и редакциями, издателями, распространителями и информационными агентствами, вытекающих из договора подписки на периодические печатные издания, прежде всего, необходимо ознакомиться с понятийным аппаратом, применяемым в данной специфической области:

 

- редакции, издатели и информационные агентства – это организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере изготовления периодических печатных изданий;

 

- подписчик – юридическое лицо или гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий периодическое печатное издание по договору подписки;

 

- периодическое печатное издание – газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

 

- прием подписки на периодическое печатное издание – оформление договора подписки на периодическое печатное издание;

 

- распространитель периодических печатных изданий по договору подписки – информационное агентство, а также редакция или издатель, выполняющие функции по распространению периодических печатных изданий, другая организация или индивидуальный предприниматель, выполняющие функции по распространению указанных изданий на основании договора с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

 

- подписка на периодические печатные издания – форма распространения периодических печатных изданий, включающая ряд технологических операций, в том числе прием подписки на указанные издания и, если это предусмотрено в договоре подписки, их доставка.

 

Исходя из субъектного состава и целей приобретения периодических печатных изданий по подписке выделяют две группы договоров, отличающихся своей спецификой:

 

1) договоры о подписке на информационные издания, приобретаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для информационного обеспечения хозяйственной и иной деятельности и (или) для коммерческого использования (например, перераспространения информационных материалов);

 

2) договоры о подписке на периодические печатные издания, заключаемые с гражданами-подписчиками, приобретающими периодическое печатное издание по договору подписки исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 

Особенности реализации периодических печатных изданий по подписке юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

 

По договору подписки стороны именуются как «агентство» и «подписчик». Агентство предоставляет подписчику обусловленное в договоре информационное издание. В договор подписки может быть включено условие о доставке издания подписчику, например, по электронной почте или курьером.

 

Важным условием указанного договора является порядок использования подписчиком изданий, выдаваемых агентством. Обычно агентство предоставляет издание исключительно для информирования подписчика. При этом подписчик обязуется: не размножать материалы изданий любым способом, а также не продавать их, не поставлять, не обменивать и не передавать каким-либо иным способом (включая размещение в компьютерной сети Интернет и др.), частично или полностью, а также интерпретацию текста материалов или его смыслового значения через своих сотрудников либо третьих лиц или из своего офиса другим средствам массовой информации, любым физическим и юридическим лицам, не использовать материалы издания полностью или частично для создания баз данных или архивов и не содержать их на своих носителях информации, как правило, более четырнадцати дней.

 

Исключения из указанных условий могут письменно оговариваться с агентством, включая, например, право подписчика использовать для информирования руководителей и сотрудников компании или применять материалы для информационных теле - или радиопрограмм. При этом если агентство письменно предоставит подписчику право на распространение или иное использование издания вовне либо отдельных сообщений, содержащихся в нем, то подписчик обязан в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» и договором в каждом подобном случае ссылаться на агентство как первоисточник сообщений. Подписчик должен также обязать всех физических и юридических лиц, которым он, с разрешения агентства, предоставляет издание, ссылаться на агентство как его первоисточник.

 

В рамках договора о подписке, по общему правилу, информационное агентство сохраняет за собой все права на содержание, название, любое коммерческое и некоммерческое использование сообщений, содержащихся в издании, и любых документов, относящихся к ним, включая авторское право, коммерческую тайну, товарный знак и иные права. Исключение могут составлять лишь ограниченные права подписчика, означенные в договоре и (или) в приложениях к нему.

 

Для подписчика существенное значение имеют объективность и достоверность получаемой информации. В этой связи в договоре может быть предусмотрена обязанность агентства предпринимать все меры для обеспечения достоверности информации и избежания неточности. В соответствии с этим обязательством если в каком-либо сообщении окажутся неточности, то агентство сразу, после того как сможет проверить достоверность таких сообщений, должно предпринять все зависящие от него меры для их исправления.

 

Для защиты исключительных прав агентства на информационную продукцию в договор целесообразно включить потенциальные меры ответственности подписчика за нарушение прав интеллектуальной собственности агентства (например, незаконная передача информации другой организации без разрешения агентства). В этом случае в договоре предусматривается неустойка, причем независимо от наступления убытков. На эти случаи в договоре также может быть предусмотрено право информационного агентства на приостановление исполнения своих обязательств по договору до тех пор, пока подписчик не устранит нарушение (например, утечку информации) и не уплатит агентству неустойку. Кроме того, по суду с нарушителя могут быть взысканы убытки, понесенные агентством, в связи с нарушением.

 

Платежные условия договора могут оформляться отдельным соглашением о стоимости подписки, составляющим неотъемлемое приложение договора. В последнее время по рассматриваемым договорам информационными агентствами, как правило, применяется 100%-ная предоплата подписки на определенный срок. При этом издания начинают предоставляться подписчику после поступления платежа за подписку на счет агентства.

 

Поскольку количество сообщений в издании, качество сервиса, средства доставки могут меняться, в соглашении о стоимости подписки стороны могут предусмотреть право агентства в таких случаях в одностороннем порядке пересматривать размер стоимости подписки на издание. При этом в соглашении следует указать обязанность агентства проинформировать подписчика об изменении стоимости подписки в определенный срок, а также право подписчика отказаться от подписки на издание при изменении его цены. Подписчик обязан уведомить в письменном виде агентство об отказе в определенный срок, исчисляемый с момента получения уведомления об изменении цены. При этом отсутствие отказа означает принятие подписчиком новой стоимости подписки на издание.

 

Основной функцией информационных агентств является оперативное информирование государства и широкой общественности о событиях, происходящих в России и за рубежом, т. е. предоставление подписчикам быстрой информации. Поэтому в договоре или соглашении о стоимости подписки можно заложить ответственность агентства за задержку информации. Например, агентство может гарантировать возмещение платы за подписку в случае просрочки предоставления издания по его вине, скажем, более чем на 24 часа, из расчета дневной платы за подписку за каждый полный день неполучения изданий. В свою очередь в отношении подписчика важно установить условие, что тот не вправе претендовать на возмещение платы за подписку в случае неполучения изданий по его вине.

 

Традиционным в данной области является и условие о том, что в случае явного характера возможного неполучения подписчиком издания по не зависящим от него обстоятельствам, подписчик вправе потребовать отмены платы за подписку на срок действия указанных обстоятельств. На такой случай необходимо предусмотреть определенный срок уведомления подписчиком агентства о данном требовании.

 

Особенности реализации периодических печатных изданий по подписке гражданам-подписчикам.

 

Сторонами договора подписки являются подписчик и распространитель.

 

Цена подписки экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания складывается из цены экземпляра (экземпляров) этого издания, выпускаемого в течение указанного в договоре подписного периода, и цены услуг по оформлению и исполнению договора подписки, в том числе цены доставки периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки.

 

Для заключения договора подписки распространитель периодических печатных изданий должен представить подписчику следующую информацию:

 

- наименование периодического печатного издания;

 

- описание его основных потребительских свойств;

 

- цена подписки;

 

- условия подписки (система и территория распространения, объем издания, периодичность выхода, подписные периоды);

 

- фирменное наименование редакции, издателя, его местонахождения (юридический адрес);

 

- сведения о регистрации периодического печатного издания;

 

- место получения дополнительной информации (адрес, номер телефона и др.).

 

Информация о периодическом печатном издании доводится до сведения подписчиков редакциями, издателями и распространителями путем издания каталогов периодических печатных изданий, через средства массовой информации, при помощи рекламы и другими способами. Распространитель присваивает периодическим печатным изданиям подписные индексы и издает каталоги с указанием этих индексов.

 

Кроме того, распространитель по требованию подписчика представляет информацию о соответствии периодических печатных изданий установленным требованиям по обеспечению безопасности жизни, здоровья подписчика, окружающей среды и по предотвращению причинения вреда имуществу подписчика.

 

Распространитель не вправе, без согласия подписчика, оказывать дополнительно за плату услуги (хранение периодических печатных изданий, заполнение подписных документов вместо подписчика, переадресовка периодических печатных изданий по подписке, прием подписки на дому и др.). Подписчик вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены – потребовать от распространителя возврата уплаченных сумм за услуги, предоставленные дополнительно без его согласия.

 

Подписчик может отказаться от исполнения договора подписки до передачи очередного экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания, при этом подписчику выплачивается цена подписки недополученных экземпляров.

 

Распространитель обязан обеспечить доставку подписчику периодических печатных изданий в объявленные им при приеме подписки сроки (периоды). При задержке выхода в свет экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания или изменении его объема редакция, издатель за свой счет сообщают об этом в средствах массовой информации, а также информируют распространителя и подписчика.

 

Редакция, издатель, распространитель имеют право увеличить цену подписки при существенном возрастании цены издания и цены доставки экземпляра (экземпляров) периодического печатного издания, а также стоимости оказываемых третьими лицами услуг и предложить подписчику осуществить доплату до новой цены, если такое увеличение цены подписки нельзя было предусмотреть при заключении договора подписки. При несогласии подписчика доплатить до новой цены подписки распространитель вправе расторгнуть договор подписки в судебном порядке.

 

Договор о неразглашении конфиденциальной информации. Кон-фиденциальная информация организации, которую составляют сведения научно-технического, организационного и коммерческого характера, используемые хозяйствующим субъектом при производстве и сбыте товаров (работ, услуг), охраняется их обладателем, как правило, в режиме коммерческой тайны. Для защиты конфиденциальной информации от утечки на локальном уровне руководством компании устанавливаются соответствующие корпоративные нормы, которые могут закрепляться в уставе, учредительном договоре, в различных поло-жениях и инструкциях, приказах и т. п.

 

Важнейшим правовым средством защиты конфиденциальных сведений организации от несанкционированного доступа и разглашения являются соглашения о нераспространении конфиденциальной информации, которые можно подразделить на два типа:

 

1) оговорка о конфиденциальности, включаемая в хозяйственные договоры организации, заключаемые с другими предприятиями, или составление и подписание отдельного дополнительного договора о защите коммерческой тайны (конфиденциальной информации);

 

2) соглашение о конфиденциальности и неразглашении информации, заключаемое с сотрудниками компании.

 

При подготовке и реализации актов купли-продажи, выполнении работ, оказании услуг и прочих сделок стороны могут передавать друг другу сведения, составляющие коммерческую тайну, сопровождая данную процедуру оговоркой о конфиденциальности или составлением и заключением отдельного договора о защите конфиденциальной информации. В последнем случае в предмете договора раскрывающая сторона должна определить содержание передаваемой информации, являющейся секретом компании, а получающая – указать цель полу-чения такой информации и правовые основания передачи (договор купли-продажи, договор подряда, договор простого товарищества и др.). Получающая сторона берет на себя обязательство не разглашать полученную информацию третьим лицам и соблюдать достаточную степень секретности, позволяющую избежать утечку информации по различным каналам. Стороны могут предусмотреть особые условия, при которых сведения не будут являться коммерческой тайной, скажем, в случае, если полученная информация уже известна получающей стороне, раскрыта по требованию уполномоченного государственного органа и т. д. Сам факт заключения договора между сторонами не разглашается.

 

В договоре можно предусмотреть ответственность получающей стороны за неумышленное разглашение конфиденциальных сведений, если она не предприняла мер, в разумных пределах, для защиты вверенной коммерческой тайны. Договор об условиях конфиденциальности может предшествовать заключению договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, соглашений по передаче лицензий, ноу-хау и других маркетинговых договоров или заключаться в момент подписания основного договора. Стороны могут указать в договоре методы защиты прав обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотренные ГК РФ. К примеру, в случае незаконного получения, использования или распространения конфиденциальной информации ее владелец, если он предпринял необходимые меры для зашиты этой информации, имеет право требовать в судебном порядке прекращения незаконных действий с соответствующей информацией и возмещения убытков.

 

Для предотвращения возможного разглашения конфиденциальных сведений сотрудником фирма может заключить с ним договор о конфиденциальности и неразглашении информации. Стороны такого договора именуются как «Компания» и «Конфидент». В договоре отражаются сведения, составляющие коммерческую тайну, а также указываются действия (обязательства) Конфидента, направленные на сохранение коммерческой тайны.

 

Основные нормативные документы

 

1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

 

2. Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

 

3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной подписи».

 

4. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

 

5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н.

 

6. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 299.

 

7. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

 

8. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».

 

9. Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).

 

10. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

 

11. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.