Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы менеджмента




Кадры управления

Работники, составляющие аппарат управления, именуются кадрами управления и подразделяются на три основные группы.

Руководители – менеджеры, возглавляющие предприятие или структурное подразделение, имеют высшее образование и практический опыт работы, направляют работу организации (подразделения), принимают управленческие решения и полностью несут ответственность за результаты.

Специалисты – сотрудники аппарата управления, обладающие специальными знаниями, имеют высшее или средние специальное образование, разрабатывают различные варианты решений и отвечают за качество выполняемых работ. Это инженеры, экономисты, бухгалтеры, юристы и т.д.

Технические исполнители – люди, обслуживающие процесс управления – секретари, машинисты, лаборанты, курьеры и т.д., имеют специальную профессионально-техническую подготовку, выполняют вспомогательные функции и в основном технические операции, которые характеризуются большой частотой повторения, более просты по исполнению и не требуют высокой квалификации работников (размножение документов, доставка почты, разноска данных в карточки).

 

Три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

1) знания в области теории и умения в сфере практики управления. Они включают:

· знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

· способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия;

· умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

2) способность к коммуникациям и умение работать с людьми. В данную группу входят:

· высокое чувство долга и преданность делу;

· честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;

· умение четко выражать свои мысли и убеждать;

· уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

· способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.

3) компетентность в области специализации предприятия, т.е. информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие - состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию.

 

– это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей.

Выделяют следующие методы управления:

• организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

• экономические, обусловленные экономическими стимулами;

• социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

• самоуправление.

 

1. Административные методы управления - базируются на власти, дисциплине и ответственности, предполагают четкое определение прав и обязанностей, несоблюдение которых влечет за собой применение санкций (замечания, выговор, увольнение). Для данных методов характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления.

Выделяют три основные группы организационно-административных методов, которые могут использоваться раздельно и совместно, дополняя друг друга:

 

» организационно-стабилизирующие методы, к ним относятся регламентирование, нормирование и инструктирование;

Ø организационное нормирование – установление параметров закупаемых изделий, чертежных и технических стандартов, организационной структуры, календарных норм, правил внутреннего распорядка и т.д.

Ø организационное планирование – получение количественных результатов работы, качественных показателей, соблюдение лимитов ресурсов, выполнение организационно-технических мероприятий и т.д., а также способы достижения поставленных целей

Ø организационный инструктаж – инструктирование специалистов, сообщение им требований, нормативов, способов выполнения работ и т.д.

 

» методы распорядительного воздействия, в основе которых лежат полномочия и обязанности. К данным методам относятся постановление, приказ, распоряжение, указание, резолюция;

Эти методы могут носить разный характер:

• обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

• согласительные формы (консультация, компромисс);

• рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

» методы дисциплинарного воздействия. Предназначены для поддержания стабильности организационных связей посредством дисциплинарных требований и системы ответственности.

 

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, социального регулирования.

 

2. Экономические методы менеджмента -тесно связаны с составлением плана работы, установлением стандартов и контролем их выполнения. В процессе применения особую значимость приобретают:

Ø балансовый метод – использование таблиц, обычно включающих две составляющие: имеющиеся в наличии ресурсы и их распределение, между которыми должно поддерживаться обязательное соответствие. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребности в сырье, источники покрытия потребностей и определяют балансирующий показатель – профицит или дефицит сырья.

Ø нормативный метод – использование норм (максимально допустимая величина расхода ресурсов) и нормативов (относительная величина, характеризующая количественную связь между показателями, например ставка налога на прибыль и уровень рентабельности) и соответствие их определенным величинам

Ø аналитический метод – расщепление изучаемого объекта (например, трудового коллектива) на составляющие элементы, изучение их во взаимосвязи, выявление наиболее существенных элементов и подготовка рекомендаций по улучшению функционирования объекта.

 

Экономические методы предполагают материальную мотивацию работников, ориентирование их на выполнение заданий (или достижение показателей) и экономическое вознаграждение за результаты работы. Используются как поощрения за определенное количество и качество труда, так и штрафные меры за их недостаточный уровень. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

 

3. Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур.

Социальные методы менеджмента включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др.

 

Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия.

 

Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей.

 

Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности.

 

Социальные методы управления включают в себя социально-психологические способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него.

В рамках социально-психологических методов управления используются различные способы мотивации: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение и др.

Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия:

1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;

2) обеспечение растущих социальных потребностей человека, реализации личных способностей работника, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов.

 

4. Самоуправление как метод социального менеджмента

Самоуправление предусматривает личную ответственность каждого субъекта управления за принимаемые решения и за выполнение решений.

Самоуправление включает три основные группы приемов:

1) приемы, ориентированные на работников:

а) постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии);

б) модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека);

в) переподготовка (прохождения курса обучения перспективным специальностям за счет организации).

 

2) приемы, ориентированные на работу:

а) усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом);

б) гибкий график работы (такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы);

в) организация телекоммуникации и домашних офисов (работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом);

г) сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способы минимизировать число увольнений.

3) приемы, ориентированные на организацию:

а) расширение полномочий сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации);

б) участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы и др.).

 

Тема «Школы менеджмента»

Школа научного управления, административная школа, поведенческая школа (бихевиористские учения), школа человеческих отношений. Представители школ. Основные положения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.