Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке

Читайте также:
  1. I. Общие положения
  2. I. Общие положения
  3. I. Общие положения и основы применения спасательных воинских формирований МЧС России
  4. I. Основные понятия
  5. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  6. I. Основные структурные элементы формирования личности как исходная позиция учебного плана.
  7. II. НЕОСНОВНЫЕ ПУТИ.
  8. II. Основные клинические формы ОНМК.
  9. II. Основные определения
  10. II. Основные параметры магнитного поля.
  11. IV. Основные понятия алгебры логики



I. Общая характеристика лингвистического наследия Ф. де Соссюра.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФЕРДИНАНДА ДЕ СОССЮРА

(1857–1913)

1. Общая характеристика лингвистического наследия Ф. де Соссюра.

2. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.

3. Влияние лингвистического учения Ф. де Соссюра на развитие языкознания в ХХ веке.

Внешняя и внутренняя лингвистика в современном языкознании.

 

Фундаментальное исследование Соссюра «Исследование первоначальной системы гласных в индоевропейских языках», которое он опубликовал в 21 год, положило начало формированию нового метода анализа звуковых соответствий у родственных языков. Вторая его монография, посвященная системе падежей в санскрите, по отзыву А. Мейе, «является лишь простым техническим описанием». В дальнейшем до конца своей жизни Соссюр издал только несколько статей.

С 1906 по 1912 годы Соссюр читал лекции по общей теории языка в Женевском университете. После смерти ученого эти лекции были подготовлены к печати его учениками Шарлем Балли и Альбером Сеше. В 1916 г. они вышли в свет под заглавием «Курс общей лингвистики». Очень скоро эта книга получила мировую известность и оказала большое влияние на развитие языкознания в ХХ веке.

Языковые проблемы, которые нашли освещение в «Курсе общей лингвистики», так или иначе уже затрагивались в трудах предшественников Соссюра и его современников, в частности, у Гумбольдта и Бодуэна де Куртенэ. Заслуга Соссюра состоит в том, что ему удалось придать основным лингвистическим идеям строго концептуальную форму и создать общую теорию языка, которая, разумеется, не была свободна от противоречий и не давала решения всех проблем.

 

(1) Учение о социальном характере языка. Соссюр положил начало социологическому направлению в языкознании ХХ в., которое получило свое развитие в трудах его учеников, принадлежащих Парижской и Женевской лингвистической школе.

(2) Учение о синхронии и диахронии. У Соссюра синхронично все, что относится к статическому аспекту языка, а диахронично все, что касается его эволюции. Он утверждал, что «противопоставление двух точек зрения – синхронической и диахронической – совершенно абсолютно и не терпит компромисса».

Критика соссюровского учения о синхронии и диахронии основывается на том, что своим категоричным противопоставлением Соссюр отрывает синхронию от диахронии, что является недопустимым в силу их неразрывной связанности. Категоричность Соссюра объясняется состоянием европейской науки о языке к началу ХХ в. Понятия «научный» и «исторический» применительно к языку были в то время практически синонимичны. Противопоставление синхронии и диахронии в учении Соссюра вызвано его стремлением преодолеть такую позицию и обратить внимание лингвистов на важность изучения синхронического аспекта языка, языка в его современном состоянии. Это стимулировало также типологические исследования современных языков.



(3) Учение о языке и речи. В трактовке Соссюра язык социален, а речь индивидуальна. Синтез языка и речи осуществляется в речевой деятельности.

Соссюр видел главную задачу лингвистики в изучении языка, где нет ничего случайного. Его противопоставление языка и речи было продиктовано стремлением обратить внимание лингвистов на необходимость исследования языка как системы абстрактных отношений между языковыми элементами, которое в языкознании никогда не проводилось.

(4). Учение о языковом знаке. Соссюр обосновал знаковую сущность языка. Каждое слово является языковым знаком, который предстает у Соссюра как психическое единство означаемого и означающего, т.е. образа предмета и образа цепочки физических сигналов, которая служит для обозначения этого предмета. Соссюровское учение о языковом знаке получило дальнейшее развитие в семиотике ХХ в. – науке о знаках, их отношениях друг с другом, к предметам, которые они обозначают, и к лицам, использующим знаки.

(5) Учение о языке как системе. Обоснование Соссюром необходимости изучения языка как системы является его безусловной заслугой перед лингвистикой. Учение о системном характере языка стало определяющим для развития языкознания в ХХ веке. Сущность этого учения состоит в том, что языковая система основывается на противопоставлении и взаимосвязи ее элементов, поэтому свойства конкретного языкового элемента можно определить только путем его сопоставления с другими элементами.

Язык у Соссюра является, прежде всего, формой, а не субстанцией. Поэтому первостепенное значение он придавал изучению отношений между языковыми единицами. Соссюр различает два типа таких отношений: синтагматические и ассоциативные. Синтагматические отношения он определяет как отношения между языковыми единицами в пространстве, ассоциативные отношения – как отношения между языковыми единицами в сознании. Ассоциативные отношения, которые в современной лингвистике называют парадигматическими, могут объединять слова не только по общности корня (обучаю, обучение) или по общности суффикса (обучение, наставление, направление), но и слова с общим значением (синонимы). Это говорит о том, что Соссюр включает в ассоциативные отношения как морфологические, так и смысловые связи между словами, хотя отмечает при этом, что наиболее характерными из них являются связи слов в пределах парадигмы словоизменения.

 





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.21.176
Генерация страницы за: 0.007 сек.