КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке
I. Общая характеристика лингвистического наследия Ф. де Соссюра. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФЕРДИНАНДА ДЕ СОССЮРА (1857–1913) 1. Общая характеристика лингвистического наследия Ф. де Соссюра. 2. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке. 3. Влияние лингвистического учения Ф. де Соссюра на развитие языкознания в ХХ веке. Внешняя и внутренняя лингвистика в современном языкознании.
Фундаментальное исследование Соссюра «Исследование первоначальной системы гласных в индоевропейских языках», которое он опубликовал в 21 год, положило начало формированию нового метода анализа звуковых соответствий у родственных языков. Вторая его монография, посвященная системе падежей в санскрите, по отзыву А. Мейе, «является лишь простым техническим описанием». В дальнейшем до конца своей жизни Соссюр издал только несколько статей. С 1906 по 1912 годы Соссюр читал лекции по общей теории языка в Женевском университете. После смерти ученого эти лекции были подготовлены к печати его учениками Шарлем Балли и Альбером Сеше. В 1916 г. они вышли в свет под заглавием «Курс общей лингвистики». Очень скоро эта книга получила мировую известность и оказала большое влияние на развитие языкознания в ХХ веке. Языковые проблемы, которые нашли освещение в «Курсе общей лингвистики», так или иначе уже затрагивались в трудах предшественников Соссюра и его современников, в частности, у Гумбольдта и Бодуэна де Куртенэ. Заслуга Соссюра состоит в том, что ему удалось придать основным лингвистическим идеям строго концептуальную форму и создать общую теорию языка, которая, разумеется, не была свободна от противоречий и не давала решения всех проблем.
(1) Учение о социальном характере языка. Соссюр положил начало социологическому направлению в языкознании ХХ в., которое получило свое развитие в трудах его учеников, принадлежащих Парижской и Женевской лингвистической школе. (2) Учение о синхронии и диахронии. У Соссюра синхронично все, что относится к статическому аспекту языка, а диахронично все, что касается его эволюции. Он утверждал, что «противопоставление двух точек зрения – синхронической и диахронической – совершенно абсолютно и не терпит компромисса». Критика соссюровского учения о синхронии и диахронии основывается на том, что своим категоричным противопоставлением Соссюр отрывает синхронию от диахронии, что является недопустимым в силу их неразрывной связанности. Категоричность Соссюра объясняется состоянием европейской науки о языке к началу ХХ в. Понятия «научный» и «исторический» применительно к языку были в то время практически синонимичны. Противопоставление синхронии и диахронии в учении Соссюра вызвано его стремлением преодолеть такую позицию и обратить внимание лингвистов на важность изучения синхронического аспекта языка, языка в его современном состоянии. Это стимулировало также типологические исследования современных языков. (3) Учение о языке и речи. В трактовке Соссюра язык социален, а речь индивидуальна. Синтез языка и речи осуществляется в речевой деятельности. Соссюр видел главную задачу лингвистики в изучении языка, где нет ничего случайного. Его противопоставление языка и речи было продиктовано стремлением обратить внимание лингвистов на необходимость исследования языка как системы абстрактных отношений между языковыми элементами, которое в языкознании никогда не проводилось. (4). Учение о языковом знаке. Соссюр обосновал знаковую сущность языка. Каждое слово является языковым знаком, который предстает у Соссюра как психическое единство означаемого и означающего, т.е. образа предмета и образа цепочки физических сигналов, которая служит для обозначения этого предмета. Соссюровское учение о языковом знаке получило дальнейшее развитие в семиотике ХХ в. – науке о знаках, их отношениях друг с другом, к предметам, которые они обозначают, и к лицам, использующим знаки. (5) Учение о языке как системе. Обоснование Соссюром необходимости изучения языка как системы является его безусловной заслугой перед лингвистикой. Учение о системном характере языка стало определяющим для развития языкознания в ХХ веке. Сущность этого учения состоит в том, что языковая система основывается на противопоставлении и взаимосвязи ее элементов, поэтому свойства конкретного языкового элемента можно определить только путем его сопоставления с другими элементами. Язык у Соссюра является, прежде всего, формой, а не субстанцией. Поэтому первостепенное значение он придавал изучению отношений между языковыми единицами. Соссюр различает два типа таких отношений: синтагматические и ассоциативные. Синтагматические отношения он определяет как отношения между языковыми единицами в пространстве, ассоциативные отношения – как отношения между языковыми единицами в сознании. Ассоциативные отношения, которые в современной лингвистике называют парадигматическими, могут объединять слова не только по общности корня (обучаю, обучение) или по общности суффикса (обучение, наставление, направление), но и слова с общим значением (синонимы). Это говорит о том, что Соссюр включает в ассоциативные отношения как морфологические, так и смысловые связи между словами, хотя отмечает при этом, что наиболее характерными из них являются связи слов в пределах парадигмы словоизменения.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |