Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Пражский структурализм




СТРУКТУРАЛИЗМ

 

1. Пражский структурализм.

2. Копенгагенский структурализм.

3. Американский структурализм.

Организационным стержнем этого направления структурализма является Пражский лингвистический кружок, основанный в 1926 г. выдающимся чешским языковедом Вилем Матезиусом (1882–1945). Кроме учеников Матезиуса, среди которых наиболее известны Богуслав Гавранек, Йозеф Вахек, Владимир Скаличка, в него входили русские эмигранты Роман Осипович Якобсон (1896–1982), Сергей Осипович Карцевский (1884–1955) и работавший в Вене Николай Сергеевич Трубецкой (1890–1938). Расцвет деятельности кружка приходится на предвоенные годы. В 1929 г. были опубликованы его тезисы, ставшие своеобразным манифестом пражского направления структурализма.

Опираясь на лингвистические идеи Ф. де Соссюра, пражские структуралисты сумели переработать и обогатить его наследие. Наиболее явное отличие их лингвистической концепции состоит в выдвижении на первый план не внутренней, а внешней лингвистики, в акцентировании связи языка с деятельностью общества. В своем определении объекта лингвистики они исходили из понимания языка как инструмента, используемого человеческим обществом в определенных целях. Анализ этих целей привел пражцев к мысли о многообразии выполняемых языком функций.

Классификация функций языка в учении пражской школы начинается с противопоставления социальной и экспрессивной функций. Первая направлена на связь говорящего человека с другими людьми, вторая – на выражение им эмоций безотносительно к слушателю.

Социальная функция языка объединяет, в свою очередь, функцию общения (коммуникативную) и поэтическую функцию. Если для говорящего важно содержание речи, т.е. то, что он передает слушателю, то он использует язык в функции общения. Если же для говорящего и слушателя важна, прежде всего, форма речи, т.е. то, как говорится, то язык используется в поэтической функции, которая наиболее характерна для художественной речи.

Примечательным в функциональной лингвистике является также разграничение практического языка, который называется также ситуативным, и теоретического языка, называемого также языком формулировок.

Практический язык – это язык, который используется в коммуникативной функции с опорой на внелингвистический контекст, т.е. на все, что использует говорящий помимо языка в ситуации общения: жесты, мимика, обстановка, прошлый опыт и т.п. Именно так коммуникативная функция языка реализуется в обиходно-разговорной речи.

Теоретический язык – это язык, который используется в коммуникативной функции без опоры на ситуацию общения, поэтому такой язык должен быть полным, чтобы быть понятым. Именно так коммуникативная функция языка реализуется в научной речи.

Учение о функциях языка привело представителей Пражской школы к мысли, что реальным объектом лингвистики является функциональный язык, т.е. язык, используемый в конкретной функции.

В функциональной лингвистике подчеркивается важность изучения литературного языка. Господство идей младограмматиков в конце ХIХ века привело к тому, что роль литературного языка как объекта лингвистических исследований была принижена, поскольку он считался искусственным образованием, недостойным внимания языковедов. В трудах ученых Пражской школы, напротив, значение литературного языка как объекта лингвистики в силу многообразия выполняемых им социальных задач, богатой лексики и сложного синтаксиса оценивается очень высоко.

В пражском направлении структурализма была разработана оппозитивная структура языка на фонемном уровне. Заслуга в утверждении понятия фонологической оппозиции и установлении на ее основе правил различения фонем и их вариантов принадлежит Н.С. Трубецкому. Используя учение Соссюра о языке и речи, он доказал необходимость иметь две науки о звуках: фонетику, изучающую звуки речи, и фонологию, изучающую звуки языка. Обоснование фонологии как науки содержится в книге Трубецкого «Основы фонологии» (1939), которая в русском переводе была опубликована в 1960 г.

Из грамматических исследований пражских структуралистов самым знаменитым и общепризнанным является учение В. Матезиуса об актуальном членении предложения, которое во второй половине ХХ века было перенесено и на уровень текста. Актуальное членение предложения – это выделение в нем известной собеседникам информации, которую Матезиус называл «основой высказывания» или темой, и новой информации, которую Матезиус называл «ядром высказывания» или ремой. Поэтому данный синтаксический метод получил название тема-рематического анализа.

Таким образом, пражские структуралисты (1) использовали учение Соссюра о языке и речи для обоснования необходимости иметь две науки о звуках – фонетику и фонологию, а также разработали оппозитивную структуру языка на фонологическом уровне; (2) развили учение Соссюра о социальном характере языка своим пониманием языка как инструмента, используемого обществом в определенных целях. В соответствии с этими целями они разработали учение о функциях языка, поэтому Пражский структурализм называют также школой функциональной лингвистики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.