Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя и внутренняя лингвистика в современном языкознании

Читайте также:
  1. II-ой рубеж. Внутренняя сеть
  2. PR в современном обществе
  3. V. Внутренняя и внешняя среды организации.
  4. Антропологический принцип в современном познании
  5. БИОЭТИКА В СОВРЕМЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
  6. Внешняя и внутренняя политика, их взаимосвязь и взаимозависимость.
  7. Внешняя и внутренняя среда предприятия
  8. Внешняя маркетинговая среда
  9. Внешняя молниезащитная система
  10. Внешняя оболочка Земли.
  11. Внешняя память



III. Влияние лингвистического учения Ф. де Соссюра на развитие языкознания ХХ в.

Множество оригинальных мыслей и теоретических положений из «Курса общей лингвистики» использовались разными школами и давали начало новым лингвистическим направлениям. Две методологические линии развития языкознания в ХХ столетии, идущие от Соссюра: одна из них устанавливает преемственность лучших традиций сравнительно-исторического языкознания, другая определяет формирование нового лингвистического направления, получившего название структурализм. Его девизом стала мысль Соссюра о том, что «язык есть система, части которой существуют лишь в их взаимосвязи». Изучение этих взаимосвязей, отношений между языковыми единицами, совокупность которых образует структуру языка, стало основной задачей нового направления в языкознании, определившей его название.

Наибольший отклик в языкознании нашли три структуралистские школы: Пражская, Копенгагенская и Американская. Их объединяет еще одна ярко выраженная тенденция, восходящая к Соссюру: строго различая синхронию и диахронию, поставить в центр лингвистических исследований синхронию.

Один из самых известных тезисов Соссюра, который вызвал наибольшее количество споров и критики: «Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассмотренный в самом себе и для себя». Данный тезис можно объяснить только стремлением ученого подчеркнуть важность создания лингвистической теории, свободной от психологических, социологических, физических, культурологических и любых других экстралингвистических факторов. Объектом такой теории является система языка. Тем самым Соссюр противопоставляет внешнюю лингвистику, которая занимается исследованием языка как психического, физического и социального явления, и внутреннюю лингвистику, которая изучает язык как таковой. Отмеченный тезис, безусловно, относится к внутренней лингвистике, которую Соссюр считал лингвистической наукой в подлинном смысле этого термина.

В настоящее время внешняя и внутренняя лингвистика наряду со сравнительной лингвистикой составляют 3 основные раздела общего языкознания.

Внешняя лингвистика, изучающая связи языка с обществом и мышлением, включает в себя три направления: (1) социолингвистику, объектом которой является языковая карта мира, отношения языка с различными социальными общностями и общественным развитием; (2) функциональную лингвистику, объектом которой выступают функции языка как его целевое назначение, особенности реализации языка в разных сферах общения, позволяющие выделять функциональные стили речи или различные типы дискурса; (3) когнитивную лингвистику, объектом которой является язык как механизм мыслительной и познавательной деятельности человека.



Внутренняя лингвистика, изучающая язык как систему взаимосвязанных единиц различных уровней, включает в себя фонологию, лексикологию, морфологию и синтаксис.

Основные направления сравнительной лингвистики, изучающей языки мира в сопоставлении друг с другом: (1) сравнительно-историческое языкознание, объектом которого выступают родственные языки в их историческом развитии из общего языка-источника; (2) типологическое языкознание, занимающееся распределением всех известных языков мира по установленным лингвистическим типам, каждый из которых имеет специфику в структурной организации объединенных в нем языков.

Лекция 3





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.225.59.242
Генерация страницы за: 0.004 сек.