Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя и внутренняя лингвистика в современном языкознании




III. Влияние лингвистического учения Ф. де Соссюра на развитие языкознания ХХ в.

Множество оригинальных мыслей и теоретических положений из «Курса общей лингвистики» использовались разными школами и давали начало новым лингвистическим направлениям. Две методологические линии развития языкознания в ХХ столетии, идущие от Соссюра: одна из них устанавливает преемственность лучших традиций сравнительно-исторического языкознания, другая определяет формирование нового лингвистического направления, получившего название структурализм. Его девизом стала мысль Соссюра о том, что «язык есть система, части которой существуют лишь в их взаимосвязи». Изучение этих взаимосвязей, отношений между языковыми единицами, совокупность которых образует структуру языка, стало основной задачей нового направления в языкознании, определившей его название.

Наибольший отклик в языкознании нашли три структуралистские школы: Пражская, Копенгагенская и Американская. Их объединяет еще одна ярко выраженная тенденция, восходящая к Соссюру: строго различая синхронию и диахронию, поставить в центр лингвистических исследований синхронию.

Один из самых известных тезисов Соссюра, который вызвал наибольшее количество споров и критики: «Единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассмотренный в самом себе и для себя». Данный тезис можно объяснить только стремлением ученого подчеркнуть важность создания лингвистической теории, свободной от психологических, социологических, физических, культурологических и любых других экстралингвистических факторов. Объектом такой теории является система языка. Тем самым Соссюр противопоставляет внешнюю лингвистику, которая занимается исследованием языка как психического, физического и социального явления, и внутреннюю лингвистику, которая изучает язык как таковой. Отмеченный тезис, безусловно, относится к внутренней лингвистике, которую Соссюр считал лингвистической наукой в подлинном смысле этого термина.

В настоящее время внешняя и внутренняя лингвистика наряду со сравнительной лингвистикой составляют 3 основные раздела общего языкознания.

Внешняя лингвистика, изучающая связи языка с обществом и мышлением, включает в себя три направления: (1) социолингвистику, объектом которой является языковая карта мира, отношения языка с различными социальными общностями и общественным развитием; (2) функциональную лингвистику, объектом которой выступают функции языка как его целевое назначение, особенности реализации языка в разных сферах общения, позволяющие выделять функциональные стили речи или различные типы дискурса; (3) когнитивную лингвистику, объектом которой является язык как механизм мыслительной и познавательной деятельности человека.

Внутренняя лингвистика, изучающая язык как систему взаимосвязанных единиц различных уровней, включает в себя фонологию, лексикологию, морфологию и синтаксис.

Основные направления сравнительной лингвистики, изучающей языки мира в сопоставлении друг с другом: (1) сравнительно-историческое языкознание, объектом которого выступают родственные языки в их историческом развитии из общего языка-источника; (2) типологическое языкознание, занимающееся распределением всех известных языков мира по установленным лингвистическим типам, каждый из которых имеет специфику в структурной организации объединенных в нем языков.

Лекция 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.