Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память человека как мнемическая деятельность




ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Отличие речи человека как средства общения от речи животных.

2. Соотношение речи и мышления.

 

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология / Cост. Рогов Е.М.Москва Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.

Психологический словарь / Gод ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс. 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Рогов Е.М. Психология познания М: 1996

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. – М.,1989г.

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.– М.,1982г.

 

 

Память как психический процесс. Теории и законы памяти. Классификация основных видов памяти. Основные процессы и механизмы памяти. Индивидуальные особенности памяти. Мнемотехнические приемы.

Память как психический процесс.

 

Внутренний мир человека наполнен образами тех людей, которые окружают его, героями прочитанных книг, пережитых чувств и т.д. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.

Памяти издревле придавали большое значение. На начальных этапах исторического развития психологические знания находят свое отражение в сказаниях и мифах как одном из форм коллективного сознания и самовыражения. Уже из сказаний древнегреческой мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Богиня памяти Мнемозина была матерью муз, ей приписывалось изобретение речи и счета. По имени своей богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

Память занимает особое место среди других психических функций, т.к. ни одна другая функция не может быть осуществлена без ее участия. Память необходима человеку,– она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Без этого механизма никакое научение не было бы возможным, т.к. в мозгу не оставалось бы сигналов, формирующих навыки, необходимые для выживания. Роль памяти в мышлении зафиксирована в высказывании “Пустая голова не мыслит”.

 

Теории и законы памяти.

В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:

1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

2. Ассоциации по сходству. Образы восприятия или определенные представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или, когда мы видим какой-то предмет, он может нам напомнить о каком-либо человеке или явлении.

3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления о каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.

Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а связаны друг с другом (по выражению Сеченова, “группами или рядами”). Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других. Под их воздействием возникают временные связи в коре головного мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Учение об ассоциации получило широкое распространение в психологии, особенно в ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У. Джеймс, Г. Спенсер). Память в этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов вначале довольно быстро. Уже в течении первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слов. Также он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах (“эффект края”).

Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. По Павлову, ассоциации – не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. В настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более единственный ее механизм.

Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Так, на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. Главная мысль гештальтпсихологов состояла в том, что при запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе. В этих исследованиях было получено много интересных фактов. Так, исследования Б.В. Зейгарник показали, что если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные к моменту прерывания. Данное явление они объясняли так: при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его. Эта потребность, которую К. Левин назвал квазипотребностью, усиливается в процессе выполнения задания. Она оказывается реализованной, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. Следовательно, мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Однако, несмотря на определенные успехи, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно вопрос о ее происхождении. Не смогли ответить на этот вопрос и представители других направлений: бихевиоризма и психоанализа.

Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала.

Заслугой представителей психоанализа является то, что они выявили роль эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании. Так, ими было установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события легко забываются.

В психологической науке вопрос о происхождении и развитии высших форм памяти у человека почти совсем не ставился. Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей провел выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, который показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению. Им были выделены этапы фило - и онтогенетического развития памяти.

Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления. Преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания, сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.). Например, Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.

Классификация основных видов памяти.

 

В вопросе о классификации памяти существует несколько основных подходов. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности память делится на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2. По характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

3. По продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским.

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д., которые мы навсегда сохраняем. Люди с хорошей двигательной памятью обычно ловкие, умелые, они отлично справляются с любой ручной работой. У ребенка двигательная память возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер. К концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Эмоциональная память – это память на чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Первые проявления этой памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугодия жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития она является сознательной.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.

Благодаря зрительной памяти мы можем вспомнить лица, сияние солнца, вид своего дома.

Слуховая память сохраняет разные звуки: журчание воды, трели соловья, лай собаки, шум моря.

Обонятельная память дает нам возможность помнить запахи духов, цветов, чеснока, апельсина.

Осязательная память хранит ощущение тепла и холода, неприятные ощущения укола, тесной обуви и т.д.

Все эти виды памяти являются общими для человека и животных.

Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т.е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Они достигают поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых и глухих и т.д.

Эйдетическая память. Так называется явление, которое встречается у некоторых людей и заключается в том, что они способны с исключительной точностью, вплоть до мельчайших деталей, сохранять образы предъявляемых им картин. Люди не вспоминают изображение, когда им требуется о нем рассказать, но продолжают его видеть после его исчезновения. Если посадить испытуемого перед пустым экраном и задавать ему вопросы, то он начнет считать число окон в фасаде дома, число цветков в букете и т.д., т.е. как бы “рассматривать” ту картину, которая была ему ранее предъявлена. Глаза его при этом движутся так, если бы эта картина действительно находилась перед ним. Такой образ может сохраняться от нескольких минут до нескольких лет, причем он нисколько не изменяется.

Словесно – логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Ею обладает только человек. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называют не просто логической, а словесно-логической. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения. Принято говорить о механическом и смысловом запоминании. Только сочетание механического и смыслового запоминания дает хорошие результаты: материал усваивается прочно и надолго.

Все эти вида памяти не существуют независимо друг от друга и находятся в тесном взаимодействии. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной активностью, мы опираемся не только на двигательную память, запоминаем не только движения, но и наши впечатления, переживания.

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память – это память в которой отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, запоминание осуществляется без каких-либо усилий, автоматически.

Произвольная память – процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные мнемические действия.

Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную.

Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течении всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти.

Долговременная память. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В нее может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Кратковременная память пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. В кратковременную память попадают лишь 5-6 единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти.

Оперативная память – это мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например, арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный “отработанный” материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия.

Основные процессы и механизмы памяти.

 

Запоминание. В результате запоминания происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Процесс запоминания (кодирования) начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Далее он углубляется во время передачи информации в кратковременную память, т.е. здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого. Но основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной памяти, т.к. именно здесь осуществляется анализ различных характеристик информации.

Первоначальная форма запоминания – непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Однако даже непроизвольное запоминание носит избирательных характер, определяется отношением к окружающему.

В отличие от непроизвольного, произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой цель – запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность.

В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем кратковременной памяти. Для того, чтобы запомнить лучше, надо обязательно ставить цель запомнить материал.

Кроме того, по мнению С.Л. Рубинштейна, запоминание очень сильно зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается.

Исследования П.И. Зинченко доказали, что в определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. Так в опыте испытуемым предлагали расклассифицировать предметы, изображенные на карточках, без задания запомнить. В этом случае непреднамеренное запоминание оказалось выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки. Этот же факт подтвердили исследования А.А. Смирнова.

Запоминание, включенное в какую-нибудь деятельность, оказывается наиболее эффективным. Испытуемым было предложено классифицировать предметы на карточках, на которых кроме предмета было изображено число. После опыта просили вспомнить, что они видели на карточке. Оказалось, что они хорошо запомнили предметы, а цифры некоторые даже не заметили. В другом опыте надо было разложить карточки по порядку чисел. В этом случае хорошо запомнились числа и почти не замечались картинки.

Одной из характеристик процесса запоминания является осмысление запоминаемого материала. Поэтому выделяют осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Например, заучивание исторических дат, статистических данных и т.д.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних связей между отдельными частями материала.

Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов – всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Сохранени е. После запоминания необходимо в течении какого-то времени сохранить информацию. Насколько хорошо она сохранилась, зависит от многих причин: как давно произошло событие, как часто мы вспоминаем об этом, как много событий произошло после этого, есть ли у нас какие-либо записи или фотографии о происшедшем. Также раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и т.д.), условий и организации заучивания, влияние последующей информации, мыслительной переработки информации материала.

Интересно, что незавершенные дела сохраняются в памяти намного прочнее, чем завершенные. Психологи объясняют это тем, что если действие не завершено, то внутреннее напряжение у человека не снижается и забывание происходит медленнее.

Воспроизведение – это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент.

Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности и преднамеренным, которое может протекать на уровне узнавания. Различают следующие виды воспроизведения:

а) Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Без него мы каждый раз воспринимали бы предметы и явления как новые, а не как знакомые нам. Узнавание может быть неполным, когда, увидев человека, мы будем переживать “чувство знакомого”, а припомнить человека будем не в силу.

б) Воспроизведение в узком смысле слова, когда нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека.

в) Припоминание – процесс воспроизведения, требующий усилий для того, чтобы воссоздать нужное. Лучшим вспомогательным средством припоминания является опора на узнавания. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто узнать среди них искомое.

Забывание. Если человек не может ни узнать, ни воспроизвести ранее усвоенный материал или допускает при этом ошибки, то говорят о забывании. В процессе забывания материал схематизируется, исчезают его отдельные части, он становится блеклым и расплывчатым. Иногда человек не может вспомнить что-то в данный момент (например, сразу после получения информации), но припоминает или узнает это спустя некоторое время. Такое явление носит название реминисценции (смутное воспоминание). Сущность этого явления заключается в том, что через день-два после восприятия материал пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Это явление часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено утомлением нервных клеток. Реминисценция обнаруживается чаще у дошкольников и младших школьников.

Забывание может быть связано с разными фактами: возраст, не использование информации и ее характер, предшествующие или последующие события, подавленность, механизм вытеснения, физическое или умственное утомление и т.д.

 

Индивидуальные особенности памяти.

Память каждого человека имеет свои особенности. У одних людей лучше развита образная и зрительная память, для запоминания им непременно нужно увидеть (прочитать); у других – слуховая; третьим необходимо делать записи, чтобы запомнить. Прекрасная зрительная память была у А.С. Пушкина. Он мог запомнить наизусть большое стихотворение, прочитав его всего 2 раза. Наполеон помнил своих солдат по имени. Моцарт запоминал сложное музыкальное произведение после одного прослушивания.

Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Известно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают и т.д. Для людей с сильной памятью характерно быстрое и длительное сохранение информации.

 

Мнемотехнические приемы.

 

Память – это, прежде всего работа. Все процессы памяти активно участвуют в переработке, отборе, систематизации, обобщении всего того, что мы ощущаем. Поэтому одной из важных задач является улучшение памяти. Этому помогут различные приемы:

– выделение в тексте главных мыслей и группировка их в виде плана;

– выделение смысловых опорных пунктов;

– сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т.д.

– конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т.д.;

– метод повторения. Повторение – важнейшее условие овладения знаниями, умениями и навыками. Лучший результат дает распределенное повторение, когда материал повторяется через какое-то время.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

2. Пути и средства улучшения памяти у человека.

3. Индивидуальные особенности памяти человека.

 

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология / Сост. Рогов Е.М. Москва, Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.

Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. "Педагогика-Пресс" 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Рогов Е.М. Психология познания М: 1996

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение, 1994.

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973г.

Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.