Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание как психический феномен




Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966г.

 

 

Основные характеристики внимания. Основные виды внимания. Характеристика свойств внимания.

Основные характеристики внимания.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Без внимания невозможно нормальное протекание психических процессов. Из множества информации окружающего мира человек воспринимает что-то, размышляет, думает над чем-то. Эту особенность сознания связывают с вниманием. Например, человек целиком углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает что-то, т.е. его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Эта направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием. Вниманием называют направленность и сосредоточенность психики человека на важные для него объекты.

Под направленностью психической деятельности понимают ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений.

Под сосредоточенностью, прежде всего, подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большая должна быть интенсивность и напряженность внимания, т.е. требуется большая углубленность.

Внимание проявляется в мимике, позе человека. Внимательного ученика легко отличить от невнимательного, который крутиться, отвлекается, разговаривает на уроке. Однако внимание не всегда направлено на то, что нас окружает. Иногда оно обращено на наши мысли. Это внутреннее внимание. Оно необходимо человеку, когда он пишет, решает задачу, читает, рисует.

 

Основные виды внимания.

 

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания. Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить произвольный и непроизвольный характер.

Когда деятельность захватывает нас, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность внимания будет носить непроизвольный характер. Непроизвольное внимание – это сосредоточение психической активности без сознательно поставленной цели. Оно является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Ученые сделали любопытное наблюдение. Оказывается, некоторые цвета вызывают у людей побуждение купить тот или иной товар. Непроизвольное внимание покупателей чаще всего привлекает этикетки, коробки красного или желтого цвета. Во-первых, потому, что эти цвета, как правило, вызывают положительные эмоции. Они ассоциируются с солнечным светом и огнем домашнего очага. Во-вторых, красная и желтая коробка кажется чуть больше, чем она есть на самом деле.

Психологи выделяют четыре группы причин, вызывающих непроизвольное внимание.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда включают прежде всего силу, или интенсивность раздражителя (громкий звук, яркий свет, резкий запах и т.д.). Однако сила раздражителя весьма условна. Например, если мы чем-то увлечены, то не замечаем слабых раздражителей, в то же время ночью, когда мы отдыхаем, мы можем чутко реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и т.д. Сюда же можно отнести новизну, необычность раздражителя.

Вторая группа причин связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будет совершенно по-разному реагировать на разговор о пище.

Третья группа причин связана с общей направленностью личностью. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе профессиональных, как правило, обращает на себя внимание, даже если мы столкнулись с ним случайно.

В качестве четвертой группы причин называют чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. Например, читая книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимание на то, что происходит вокруг нас.

В отличие от непроизвольного внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью.

Произвольное внимание определяется сознательно поставленной целью, требуется усиление активности, чтобы сохранить внимание на объекте. Этот вид внимания связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным, преднамеренным. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его обращении со взрослыми. Как показал Л.С. Выготский, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми – взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывает на него и называет словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Несмотря на свое качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека.

Выделяют еще один вид внимания. Этот вид внимания носит, подобно произвольному, целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек “входит” в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным. Например, школьник, решая трудную задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Но вот решение начато, задача становиться все более и более понятной. Школьник все больше и больше увлекается ею, она его все больше захватывает. Он перестает отвлекаться, задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.