Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воображение как процесс преобразования представлений




Понятие о воображении. Значение воображения. Виды воображения. Основные приемы воображения.

 

Понятие о воображении.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека. При помощи воображения человек может воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее. Человек создает в своем сознании образ, которого пока еще нет в реальности, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт. Вот этот процесс – процесс создания новых психических образов – и получил название воображения.

Воображение – это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с другими психическими процессами. Например, образы воображения опираются на образы памяти. Но существенное отличие от них в том, что образы памяти – это неизменные, по возможности правильные образы прошлого, а образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Поэтому образы воображения более или менее близки восприятию. Суриков увидел черную ворону на белом снегу. Реальные образы, полученные путем восприятия, – ворона, снег, – в его воображении породили образ боярыни Морозовой, которую он, конечно, не мог видеть, но читал о ней и она запечатлелась в его памяти. Однако, несмотря на то, что образы воображения близки образам восприятия, их принципиальное отличие в том, что для их функционирования не нужно продолжать физические контакты с миром. Теория и практика отключения от внешнего мира детально разработана в тибетских религиозных культах. Тибетские отшельники не только не сходят с ума (как это происходило бы с неподготовленным человеком), но испытывают радость, наслаждение от общения с самим собой, образами и мыслями, хранящимися в их тренированной памяти, в психике.

Возможность воображения “забегать вперед”, предвидеть наступление каких-либо событий делает его похожим на мышление. Однако если мысль опирается на факты и доказательства, то для фантазии это необязательно.

Если человек попадает в опасную ситуацию и ожидает неприятного исхода, то его фантазии обычно гораздо сильнее реальности. Недаром говорят: “У страха глаза велики”. Именно поэтому человек в панике может выпрыгнуть из окна горящей квартиры вместо того, чтобы дождаться, пока пожарные установят лестницу.

Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образцов реальной действительности. Например, читая фантастические рассказы, мы замечаем, что вымышленные герои (чудовища, инопланетяне и др.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т.е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

 

Значение воображения.

Значение воображения в жизни человека огромно. Оно необходимо не только писателям, художникам, композиторам. Без фантазии ученые не могли бы выдвигать предположения о причинах тех или иных явлений, ученики бы не могли бы изучать историю, географию и другие предметы. Высшая деятельность души – так немецкий психолог Г. Эббингауз называл творчество – никогда не появилось бы ни в искусстве, ни в науке, ни в технике, если бы наше психическое развитие остановилось бы на уровне ощущений и восприятия и не обогатилось бы процессом воображения.

 

 

Виды воображения.

 

Воображение человека имеет несколько степеней активно­сти. Самая низкая активность воображения проявляется во сне, когда человек воспринимает какие-либо картины или образы неза­висимо от своего желания. Несмотря на необычность сновидений в них нет ничего сверхъестественного. Во сне мы видим то, что случилось с нами ранее. Однако эти события предстают в но­вых, необычных сочетаниях, вне времени и мест, в которых они происходили. Во сне, например, могут встретиться люди, которые никогда не бывали вместе или даже жили в разные эпохи. Ни­кто не может заранее предсказать, что ему приснится. Однако психологи могут объяснить, почему приснился тот или иной сон. Этот вид воображения называют непроизвольным или пассивным.

Воображение оказывается более активным в грезах. Грезы обычно содержат образы того, к чему человек стремится. Легко представить, о чем грезит спортсмен, готовящийся к соревнова­нию, или ученик, идущий наэкзамен. Людям свойственно гре­зить о приятном и заманчивом.

Более активный вид воображение – это произвольное воображение. Среди различных форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение обнаруживается при чтении художественной, исторической литературы, изуче­нии, зрительном восприятии чертежей, слушании радиопередач, когда мы на осно­ве словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создаем образ. Воссоздающее воображение являет­ся непременным атрибутом любой учебной деятельности.

Воссоздание того или иного образа зависит, с одной стороны, от того, насколько ярко, выразительно и четко словесное описа­ние или условное изображение. С другой стороны, воссоздание образа связано с уровнем развития воображения человека, а также с его знаниями и опытом. Так, например, при рассмотре­нии звездной карты опытный учитель, имеющий солидный запас знаний, выгодно отличается от ученика, который не может узнать в звездном небе ни одного созвездия.

Высший уровень активности воображения проявляется в творчестве. Такое воображение называют творческим. Творческое воображение – это создание нового, оригинального образа, произведения, не существовавшего до сих пор в действительности. Оно проявляется во всех сферах действительности: в искусстве, в науке, в технике.

Особой формой воображения является мечта. Мечта – это форма воображения, направленная на будущее, то, к чему человек стремиться. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образы желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом. Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Здесь мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения.

Однако многие мечты, самые невероятные со временем становятся реальностью, иначе и быть не может, без этого остановилась бы жизнь. Привычные для нас бумага, автомобиль, самолет, компьютер когда-то были только мечтой.

 

Основные приемы воображения.

Полет фантазии человека всегда подкрепляется его знани­ями. Без знаний нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная законов языка и стихосложения. Процесс воображения то­же осуществляется по своим законам, включающим определен­ные способы или приемы. Процесс воображения состоит в мыс­ленном разложении исходных представлений на составные час­ти и последующем их соединении по-новому.

Один из наиболее известных приемов воображения назы­вается агглютинация, что в переводе с греческого означает «склеивание». С помощью агглютинации были созданы ска­зочные и мифологические образы русалки (голова и тело жен­щины, хвост рыбы, а волосы — зеленые водоросли), кентавра, сфинкса. По такому же принципу «построена» избушка на курьих ножках.

Леонардо да Винчи в трактате о живописи писал: “Итак, если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное жи­вотное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски ста­рого петуха и шею водяной черепахи”. Вот это и есть агглюти­нация.

Другой прием творческого воображения — акцентирование заключается в выделении, подчеркивании какой-то части пред­мета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирова­ние позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим нередко пользуются карикату­ристы: изображают болтуна с длинным языком, любителя по­есть с большим животом.

Акцентирование, перенесенное на весь предмет, образ, явле­ние, увеличивает его — это гипербола, или уменьшает — это литота, обратная гипербола. Гипербола и литота — приемы творческого воображения, мыих знаем по литературе. В сказ­ках и былинах герой могучего телосложения, роста «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» наделен сверхчеловече­ской силой и побеждает целое войско врагов. Либо, наоборот, сказочный герой преуменьшен: мальчик-с-пальчик, девочка-дюймовочка.

Гипербола и литота широко используются в поэзии и прозе (у Некрасова — «мужичок с ноготок», у Гоголя — «редкая пти­ца долетит до середины Днепра» и т.д.).

На гиперболе и литоте построены образы великанов и лили­путов в романе Дж.Свифта. «Путешествие Гулливера».

Гиперболизация может достигаться также изменением коли­чества частей предмета: многорукий Будда, одноглазый циклоп, дракон с семью головами.

Еще один прием творческого воображения — схематизация, т.е. изображение чего-либо в обобщенном виде. Схематизация проявляется в национальных орнаментах и узорах вышивки, резь­бы, росписи. По орнаменту, украшающему какую-нибудь вещь: прялку, вазу, чашу, горшок, книгу, икону и т.д., можно опреде­лить страну, где она создана и даже время ее создания.

В древнеегипетском орнаменте мы видим цветы лотоса, папи­рус, в древнегреческом — ломаные под прямым углом линии и элементы растительного и животного мира, в древнерусском — вязь (искусное соединение букв), фантастических животных и птиц, фигурки людей.

Люди по-разному способны фантазировать. Образы фантазии различаются по новизне, оригинальности, точности. У некото­рых людей образы воображения настолько яркие, сочные, отчет­ливые, что могут соперничать с образами реальности. А.Н. Толстой так развил в себе способность галлюцинировать, что часто путал реальное и воображаемое. Бетховен настолько ярко представ­лял звучание музыки, что, будучи уже совершенно глухим, со­здал знаменитую Девятую симфонию.

Психологи понимают под галлюцинациями такие представле­ния, которые не зависят от внешних впечатлений и вместе с тем кажутся человеку совершенно реальными.

Действительно, во время галлюцинации человек ничего не воспринимает. Это след бывших ранее восприятии, болезненное представление, возникающее в сознании. Галлюцинации — это сон наяву. Человеку кажется, что он видит или слышит что-то, чего на самом деле нет, он может ощущать отсутствующий за­пах и даже чувствовать прикосновение. Он продолжает видеть, даже закрыв глаза, и слышать, заткнув уши.

Иногда человек способен зарисовывать свои галлюцинации. В творчество некоторых художников, страдавших душевными болезнями, причудливо вплелись и галлюцинации. У подлинных талантов зарисованные и описанные галлюцинации могут стать произведениями искусства.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Роль воображения в жизни человека.

2. Влияние воображения на состояние человека.

3. Связь творческого процесса с воображением.

 

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология / Сост. Рогов Е.М. Москва, Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998г.

Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000г.

Рогов Е.М. Психология познания М., 1996г.

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.,1979г.

Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1977г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Современная психология, ее предмет и место в системе наук…………………………2

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………5

Литература…………………………………………………………………………………5

 

Феномен человека………………………………………………………………………..5

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………8

Литература…………………………………………………………………………………8

 

Методы психологического познания человека………………………………………….8

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………19

Литература…………………………………………………………………………………19

 

Исторический путь развития психологии……………………………………………….19

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………30

Литература…………………………………………………………………………………31

 

Категория деятельности в психологии…………………………………………………..31

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………38

Литература…………………………………………………………………………………38

Природа человеческого сознания………………………………………………………..38

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………43

Литература…………………………………………………………………………………44

 

Личность как особый способ существования человека………………………………...44

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………51

Литература…………………………………………………………………………………52

 

Темперамент как основа для формирования индивидуальности человека……………52

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………59

Литература…………………………………………………………………………………59

 

Характер как стержень душевной жизни………………………………………………..60

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………74

Литература…………………………………………………………………………………74

 

Природа индивидуальных различий в способностях людей…………………………...75

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………81

Литература…………………………………………………………………………………81

 

Эмоции и чувства как особая сторона душевной жизни человека…………………….82

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………90

Литература…………………………………………………………………………………90

 

Психологические механизмы волевой регуляции………………………………………90

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………97

Литература…………………………………………………………………………………97

 

Особенности человеческого познания…………………………………………………..97

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………98

Литература…………………………………………………………………………………98

 

Ощущение как отражение отдельного чувственного качества…………………………99

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………105

Литература…………………………………………………………………………………105

 

Восприятие как целостное отражение предметов………………………………….……105

Темы для самостоятельной работы…………………………………………………….…111

Литература………………………………………………………………………………….112

 

Мышление как высший процесс познания……………………………………………….112

Темы для самостоятельной работы……………………………………………………….120

Литература………………………………………………………………………………….120

 

Понятие о речи как особой форме коммуникативной деятельности……………….… 121

Темы для самостоятельной работы………………………………………………………127

Литература…………………………………………………………………………………127

 

Память человека как мнемическая деятельность…………………………………….……127

Темы для самостоятельной работы…………………………………………………………137

Литература……………………………………………………………………………………137

 

Внимание как психический феномен…………………………………………………….…137

Темы для самостоятельной работы…………………………………………………………142

Литература……………………………………………………………………………………142

 

Воображение как процесс преобразования представлений…………………….…………142

Темы для самостоятельной работы…………………………………………………………147

Литература……………………………………………………………………………………147

 

ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………………………………....148

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.