Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства внимания




 

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредотачиваться на одном и том же объекте, т.е. как долго может человек пристально следить за чем-то. Внимание очень подвижно. Но если оно перескакивает с одного предмета на другой, не останавливаясь на них, значит сосредоточенность внимания в течении длительного времени не удается. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи, тогда внимание очень длительное время может оставаться устойчивым. Также устойчивость внимания зависит от степени трудности материала и знакомства с ним, его понятности, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальных особенностей личности. Изменения устойчивости внимания называют колебаниями внимания. Если поставить на листе бумаги маленькую точку и долго смотреть на нее, то покажется, что она как бы уплывает и исчезает. А если посмотреть на изображение усеченной пирамиды сверху, то она будет казаться то выпуклой пирамидой, то коридором, уходящим вовнутрь.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. А.А. Ухтомский считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Историки утверждают, что Гай Юлий Цезарь и Наполеон могли выполнять сразу несколько дел. В 1887 году французский ученый Полан демонстрировал свои способности: читал слушателям одно стихотворение и в то же время писал другое. Но как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Еще В. Вундт доказывал, что человек не может сосредоточиться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако человек иногда действительно может быть способен выполнять одновременно два вида деятельности, тогда один из них должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания.

Переключение внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Способность переключаться позволяет человеку лучше ориентироваться в окружающем мире. Переключение внимания предотвращает утомление и повышает устойчивость внимания. Но оно не может быть слишком частым – это может иметь отрицательные последствия. Различают полное и неполное переключение. При полном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей.

Успешность переключения зависит от ряда условий:

– связано с особенностью предыдущей и последующей деятельности. Переключение снижается при переходе от легкой деятельности к трудной.

– От отношения человека к прежней и новой деятельности.

– Переходить к новой деятельности труднее, если не завершена предыдущая и т.д.

Объем внимания – количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Объем внимания практически не меняется при обучении и тренировке. Эта величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.

Отвлекаемость внимания – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Другой вид рассеянности, когда человек не в состоянии ни на чем сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называют подлинной рассеянностью. Произвольное внимание человека, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное переутомление, тяжелые эмоциональные переживания.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Условия развития внимания у человека.

2. Низшие и высшие формы внимания.

 

ЛИТЕРАТУРА

Общая психология / Сост. Рогов Е.М. Москва, Владос, 1995г.

Гамезо М.В., Домашенко М.А. Атлас по психологии Москва, 1998.

Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Педагогика-Пресс, 1996г.

Маклаков А.Г. Общая психология. Санкт–Петербург, 2000

Рогов Е.М. Психология познания М: 1996

Немов Р.С. Психология ч.1 М: Просвещение 1994.

Лурия А.Р. Внимание и память. – М.,1975г.

Хрестоматия по вниманию. – М., 1976г.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М.,1974г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.