КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История возникновения герменевтики
Лекция. Историческая герменевтика
Литература:
1. Августин Блаженный. Христианская наука, или основания Св. герменевтики и церковного красноречия. Киев, 1835 2. Габитова Р.М. “Универсальная” герменевтика Фридриха Шлейермахера // Герменевтика: история и современность. М., 1985. 3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988 4. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменолг. Философию. СПб., 2004. 5. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. М., 2000. 6. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации. Иерусалим, 2000. 7. Дильтей В. Собрание сочинений: В 6 т. М., 2000. Т.1: Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изуч. о-ва и истории; М., 2004. Т. 3: Построение исторического мира в науках о духе; М., 2001. Т. 4: Герменевтика и теория литературы. 8. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001. 9. Дройзен И.Г. Историка. СПб., 2004. 10. Камчатнов А.М. Лингвистическая герменевтика. М., 1995. 11. Камчатнов А.М. История и герменевтика славянской Библии. М., 1998. 12. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. 13. Рикер П. Время и рассказ. СПб., 1999. 14. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995. 15. Рикер П. История и истина. СПб., 2002 16. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995. 17. Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004. 18. Савваитов П. Библейская герменевтика. СПб., 1859. 19. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. 20. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001. 21. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб., 2004.
22. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. 1990. М., 1990. С.241-265
Герменевтика, по определению Поля Рикера — “теория операций понимания в их соотношении с интерпретацией текстов; слово “герменевтика” означает не что иное, как последовательное осуществление интерпретаций”. Термин происходит от греческого ‘hkituenhmre — “истолковываю”, его связывают с именем бога Гермеса, который должен был доводить до людей волю богов, разъяснять скрытый смысл их слов. Герменевтика возникла и развилась как искусство истолкования текстов Святого Писания (Hermeneutica Sacra). По определению Г. Шпета, первоначально в ней существовало, два течения: аналогисты (центр в Александрии, виднейший представитель — Аристарх), считавшие возможным при переводе Библии толковать ее аллегорически, и аномалисты (центр в Пергаме, крупнейший сторонник — Кратет), настаивавшие на “дословном толковании” священного текста. Одним из первых классических герменевтических трудов считаются “De principiis” (“О началах”) Оригена (185-254), где обосновываются правила чтения и трактовки теологических произведений. Большой вклад в разработку церковной экзегетики внес также Августин Блаженный (354-430), определивший герменевтику как методику нахождения подлинного смысла Святого Писания и сформулировавший ряд ее методологических принципов. Вплоть но нового времени герменевтика развивалась в ключе экзегетического толкования Библии (стоит здесь упомянуть трактат М. Флациуса Иллирийского “Clavis scriptirae sacrae” внесший ряд новых теоретических положений в данную методологию). Как отмечено П. Рикером, развитие герменевтики из экзегетики было обусловлено тем, что последняя включала в себя теорию знака и значения, и основывалась на положении, что если текст имеет несколько смыслов, то надо обращаться к более сложным и глубоким, отделяя от них так называемые одиозные знаки, требующие логического доказательства.
В ХVIII-ХIХ в. сфера использования герменевтики расширяется, она трактуется в основном как теория понимания любого текста. В частности, А. Бек выделял в ней четыре составных части: 1) грамматическую — установление смысла каждого элемента языка; 2) историческую — истолкование разного рода темных и иносказательных фрагментов памятника; 3) индивидуальную — воссоздание облика автора на основе его сочинения; 4) генетическую — определение отношения изучаемого текста к литературным жанрам и видам. В последнем смысле герменевтика тесно смыкается с текстологией. Определяя роль герменевтики в современной мировой науке, стоит процитировать слова Нэнси Партен: «История — это герменевтика, выраженная в специально созданном нарративе. Она сурово принуждает принимать его тех, кто выступает архитекторами исторического знания, чтобы строение было устойчивым, невредимым и пригодным для предназначенных нужд, гармоничным и продолжающим существующие строения и традиционный характер соседства, но также оно должно быть своеобразным и оригинальным в удовлетворении этих требований».
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |