КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9
Психологические особенности подростка. --- Общая характеристика подросткового возраста как перехода от детства к врослости. --- Изменения в психологической сфере подростка. --- Личностные новообразования подросткового возраста. ______________________ Сегодня мы приступаем к изучению одного из самых сложных и интересных периодов детского развития - периоду подростничества и посвятим ему 2 лекции нашего курса. Этот возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности - критический, переломный, переходный возраст, возраст перемен, возраст полового созревания. Его хронологические границы совпадают с обучением детей в VI-IX классах современной школы: от 11-12 до 15-16 лет. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, причем соответствующие психологические и личностные процессы развития подростка совершаются не плавно, а очень сложно и противоречиво. Подросток в одно и то же время - и ребенок и дети взрос- взрослый, а точнее сказать - это уже не ребенок, лые но в то же время еще не взрослый.
подростки Это период, когда как раз и происходит переход от детства к взрослости, т.е. смена групповой принадлежности. Неопределенность социальной позиции наглядно представлена даже в двойственном обращении к подростку: “ты-вы”. Однако, важно отметить, что на всем его протяжении ребенок остается школьником. Подростковый возраст - это период интенсивной морфологической и функциональной перестройки организма, сложный, многоплановый процесс перехода на рельсы взрослого функционирования, идущий в 2-х направлениях: 1. Гормональная буря - перестройка деятельность эндокринных желез. Активизируется деятельность гипофиза, его гормоны стимулируют функционирование других желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников. В результате организм подростка буквально “наводняется” новыми гомонами. Следует отметить, что начало полового созревания в значительной степени зависит от национально-этнографических и климатических факторов, от особенностей индивидуальной жизни (состояния здоровья, перенесенных заболеваний, питания, окружающей обстановки и т.д.). В условиях средней полосы России начало полового созревания у девочек относят к 11-12 годам, у мальчиков к 13-14 годам. Гормональная перестройка ведет к изменению работы нервной системы, повышая ее возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Наблюдается эмоциональная неуравновешенность, обидчивость, ранимость, которые тесно связаны с этой перестройкой. Поэтому умственное или физическое перенапряжение, аффекты, отрицательные эмоциональные переживания могут быть причинами эндокринных нарушений и функциональных расстройств нервной системы, проявляющихся в повышенной раздражительность, слабости сдерживающих механизмов, утомляемости, рассеянности, падении продуктивности в работе, расстройствах сна, апатии, вялости и т.д. 2. Скачок в росте - рост тела в длину, изменение пропорций, развитие мускульного скелета по “мужскому” или “женскому” типу, черты мужественности и женственности начинают просматриваться четче. Изменяется облик подростка по сравнению с ребенком. Интенсивно развивается лицевая часть черепа - меняется лицо. Неравномерность роста по разным направлениям создает диспропорции в организме подростка: угловатость, “нескладность” подростков общеизвестны. Подросток тоже осознает это, стесняется своей “нескладности”, принимает иногда неестественные, вычурные позы. Поэтому даже добрая шутка по поводу его внешности может вызвать бурную реакцию, так ему тяжела мысль, что он смешон и нелеп в глазах других людей. В этот период отмечается усиленный рост тела и конечностей, причем позвоночник отстает от темпа роста тела в длину. А так как до 14 лет межпозвоночные хрящи еще не окостенели, позвоночник податлив к искривлению при неправильном положении тела. Поэтому наибольшие нарушения осанки наблюдаются в 11-15 лет, хотя в этот же период они и легче всего устраняются. Отличительной диспропорцией в физическом развитии подростка является отставание роста кровеносных сосудов от роста мускулатуры сердца, что может быть причиной функциональный нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы и проявляться в виде малой выносливости организма подростка (сердцебиения, головные боли, головокружения, повышение кровяного давления, быстрая утомляемость, подверженность неблагоприятным влияниям климата и т.д.) Несмотря на все выше сказанное, конечно не следует считать подростковый возраст каким-то “инвалидным”, наоборот, это возраст активности, кипучей энергии. Но учитывать эти возрастные особенности при организации учебно-воспитательной работы, безусловно, необходимо. ___________________________ В этот период происходят огромные изменения и в психологической сфере подростка. К ним относятся: 1. Осознание собственной взрослости и реакция эмансипации. Чувство взрослости появляется у подростка на основе осознания им значительных сдвигов в своем физическом и половом развитии, своих возможностей выполнения общественно важных дел в семье и школе, на основе осознания сходства между собой и взрослыми. Переоценивая свои возросшие возможности, подросток отрицает свою принадлежность к детям и всеми средствами пытается утвердить свою взрослость. Это, прежде всего, проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом, в первую очередь, перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, украшения, лексикон), иногда без соблюдения чувства меры. Такая “взрослость”, приобретаемая путем подражания, делает подростка взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, в глазах окружающих, что очень важно в плане самосознания. Это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости. С осознанием взрослости связана реакция эмансипации, проявляющаяся во взаимоотношениях со взрослыми: это стремление к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями, интересами. Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощи которого он хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослыми на новый, специфический для общения взрослых людей. 2. Реакция группирования со сверстниками. Общение со сверстниками - ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Вхождение в группу сверстников на правах равенства, сотрудничества - важнейшая проблема этого возраста: постоянное взаимодействие с товарищами порождает у подростка стремление занять среди них достойное место. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении в этом возрасте так сильна, что во имя признания товарищами подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. То есть группа сверстников становится ведущим регулятором поведения подростка: потерять авторитет в глазах товарища, уронить свою честь и достоинство - это для него самая большая трагедия. Давление групповых норм бывает так сильно, что может провоцировать ребенка на некрасивые поступки, формирует “стадное чувство”. Вспомним к/фильм “Чучело”. Не случайно подростковая преступность, как правило, носит групповой характер. Необходимо отметить, что у подростка очень сильна потребность в одобрении, и он тяготеет к тем, кто его одобряет. Как показали исследования, на этой основе в подростковых классах и создаются различные контактные группы. Состав и длительность существования этих групп зависит от общности интересов, взаимопонимания и одобрения поступков друг друга. На первых порах эти группы очень динамичны, и подростки занимают разное место в разных группах. Задача взрослых - не только в том, чтобы знать, в какие группы и на каких основаниях входит подросток, что является основой объединения подростков в группу, но и целенаправленно управлять формированием этих групп, помогать каждому подростку занять в них достойное место. Важно помнить, что если подросток в школе не может найти удовлетворяющей его системы общения, он “уходит” из школы, конечно, чаще психологически, но не так уж редко и в прямом смысле. Важно подчеркнуть, что в подростковом периоде учебная деятельность как бы отходит на задний план. Центр жизни перемещается в сферу общения, сферу дружбы. Иногда подростки-друзья могут быть не связаны между собой никакими общими делами, лишь одной потребностью - поговорить по душам, с полной убежденностью, что будут правильно поняты, что останутся в сохранности доверенные тайны. Самое интересное, по мнению подростков, - разговаривать. Такая дружба впервые возникает именно в подростковом возрасте. И найти настоящего друга, которому можно сказать самое сокровенное - мечта каждого подростка. Поэтому они чрезвычайно ревнивы к симпатиям друг друга и старательно охраняют дружбу от проникновения кого-либо другого. Идеал дружбы - “всегда все вместе, все пополам!” Следует заметить, что настоящая дружба редко возникает сразу. Обычно ей предшествуют поиски, неудачи, временные отношения. При этом к товарищу подросток предъявляет высокие и определенные требования, а к себе еще нет. Отсюда - обиды, столкновения, конфликты, временные разлады, даже разрыв отношений. Поэтому дружба подростков так эмоциональна, насыщена множеством переживаний. 3. Возникновение интереса к противоположному полу. Физическое и половое развитие порождают интерес подростка к другому полу и одновременно усиливают внимание к своей внешности. Этот интерес имеет, поначалу, форму неосознаваемого влечения и приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение: так в V-VII классах интерес к другому полу часто проявляется в специфическом для младших подростков способе задирания друг друга. При этом и мальчики и девочки мотивы этих действий понимают правильно и не обижаются. В то же время, групповое поведение характеризуется амбивалентностью: интерес друг к другу сосуществует с обособленностью мальчиков и девочек, в отношениях часто проявляется скованность, робость или напускное равнодушие и презрительное отношение к сверстнику противоположного пола. В этом возрасте, особенно девочек, очень занимает вопрос, “кто кому нравится?” Но дружба между мальчиками и девочками возникает редко. В VIII-IX классах могут появиться дружески-любовные отношения, которые бывают очень эмоциональны и занимают большое место в жизни подростка. И безответная симпатия нередко является источником сильных переживаний. Эти переживания очень часто подростки, особенно девочки, излагают в дневниках - “тайных тетрадях”, в которых никто и ничто их не стесняет. Предоставленные самим себе они свободно и независимо выражают свои внутренние, часто глубоко интимные мысли и чувства. У части подростков к этому периоду относится и первый опыт половых отношений, но следует подчеркнуть, что они ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решить эти проблемы.
Ведущий тип деятельности в этом возрасте - интимно-личностное общение со сверстниками. Подростки начинают формировать многочисленные группы, которые могут объединяться в крупные подростковые компании. Один из смыслов существования компаний - защита своих интересов, протест взрослым законам жизни. В компаниях начинают формироваться отношения со сверстниками противоположного пола. Парные отношения, свидания, как у взрослых, слишком тяжелы для подростков. В условиях группы межполовые отношения формируются легче. Таким образом, компания -своеобразный полигон для отработки межличностных отношений. Выделяют стадии формирования и развития подростковых компаний: 1. Изолированные однополые группы; 2. Однополые группы в межгрупповом общении; 3. Лидеры однополой группы формируют разнополые группы; 1. Тесное общение разнополых групп; 2. Свободно связанные пары. Подростки могут не входить в компанию по разным причинам. Чаще причиной бывает их собственное нежелание, реже, -потому что их в компанию не принимают. Отношения подростков со сверстниками являются моделью их будущих социальных отношений с миром.
4. Появление многочисленных увлечений, сменяющих друг друга, - хобби реакций. Они принимают часто эпидемический характер, охватывают класс, школу, город и т.д. (коллекционирование, пересылка открыток, денег, занятия определенными видами спорта и т.д.) __________________________ Подростковый возраст принято считать трудным. Трудный, во-первых, воспитательными проблемами. Он вносит тревоги в жизнь родителей и школы. Это связано: 1. С заметным сопротивлением воспитательному влиянию взрослых. Возникновение самооценки. Важнейшая особенность личности подростка - бурное развитие его самосознания. Именно в этом возрасте впервые возникает ориентировка личности на самооценку. Относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний порождают новую потребность - быть не только на уровне требований окружающих, но и на уровне собственных требований, собственной самооценки. Поэтому при неадекватной самооценке у подростка часто возникают конфликты с окружающими. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка, т.е. выбор задач определенной степени трудности. Например, если самооценка занижена, подросток стремится к решению самых легких задач, если завышена, он может выбрать задачу, с которой не в состоянии справиться. В обоих случаях это отрицательно сказывается не только на деятельности, но и на формировании личности. Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои способности и возможности, по сравнению с другими, подростки создают программу самовоспитания, содержанием которой является выбор идеала. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми, во взаимодействии с ними, в постоянном сравнении себя с другими и в познании себя на основе этого сравнения. Как писал К. Маркс: “Человек рождается без зеркала в руках и сначала смотрится как в зеркало, в другого человека.” Оценка окружающих и формирует самооценку. Если оценка адекватная, то формируется и адекватная самооценка; если же подростка недооценивают или переоценивают, то формируется неадекватная самооценка. Первоначально самооценка носит неустойчивый характер, затем становится все более устойчивой. В связи с этим подросток постепенно эмансипируется от непосредственных влияний ситуации, становится все более самостоятельным. Реакция эмансипации может принять агрессивный характер: грубость, упрямство, негативизм и т.д. 2. Катастрофичные, стремительные изменения в психологии подростка. Коренная ломка интересов, отношений так стремительна, что взрослые теряют в ней ориентировку. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что он может не довести начатое дело до конца, уничтожить уже сделанное и т.д. В то же время он может быть настойчивым, выдержанным если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. На малейшую несправедливость к себе они способны “взорваться”, хотя потом могут сожалеть об этом, они страстно спорят, горячо реагируют на все, переживают вместе с героями кинофильмов, книг. Такая эмоциональность подростков объясняется повышенной возбудимостью нервной системы и недостаточным опытом волевого поведения. Физиологические изменения в организме подростков “снимают” даже ту произвольность, которая сложилась к концу младшего школьного возраста. Неокрепшая воля как бы растормаживается, расслабляется. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. По данным А.П. Краковского, в период обучения в 6 классе учащиеся стали проявлять упрямство в 6 раз чаще, чем в 5 кл., в 9 раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в 5 раз чаще своеволие; в 42 (!) раза возросло число немотивированных поступков. 3. Большое разнообразие - пестрота уровней развития и интересов. Эта пестрота наблюдается и по росту, и по половому развитию, и по социальному уровню, и по интеллекту, что затрудняет применение общих мер педагогического и воспитательного воздействия на подростков.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |