Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10




Психологические особенности подростка

(продолжение).

--- Особенности развития познавательной сферы подростков.

--- “Трудности” подросткового возраста.

--- Теории конфликтов подросткового возраста.

_____________________

В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности: увеличивается количество учебных предметов и соответственно - количество уроков в учебный день, усложняется их содержание. Кроме того, увеличивается и количество преподавателей - вместо одного уже привычного учителя с классом работают 5-6 учителей с разными требованиями, с разным отношением к учащимся.

Новые условия деятельности предъявляют повышенные требования к интеллекту и поведению подростков. Учителя и родители пытаются перейти на новый стиль общения с ними, начинают больше апеллировать к разуму и логике подростков, чем к чувствам.

Действительно, подростки могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, свободно размышлять на нравственные, политические и др. темы, почти не доступные интеллекту младшего школьника. Тем не менее, познавательные процессы младших подростков характеризуются рядом особенностей, отличающих их от старшеклассников.

Так подростки не всегда умеют управлять своим вниманием, трудности бывают у них и с устойчивостью и переключением внимания. Однако следует отметить, что невнимательный и рассеянный на одном уроке (“нелюбимом”) ученик может сосредоточенно, и не отвлекаясь, работать на другом (“любимом”) уроке.

У подростков наблюдается большой прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. В то же время, нередко запоминание носит механический характер, они еще не умеют пользоваться рациональными приемами запоминания: сравнением нового со старым, опорой на наглядность, составлением плана, членением текста на смысловые единицы, выделением основных мыслей.

Нередко подростки (особенно в VI-VII классах) испытывают трудности и в процессе мышления. Им еще нелегко проводить полноценный анализ, сравнение и обобщение. Наглядные образы продолжают превалировать в их мыслительной деятельности.

Однако с каждым годом их способность к абстрактному мышлению нарастает, и к концу подросткового периода (к IX классу) дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач, начинают оперировать гипотезами. Активно развивается устная и письменная речь подростков: от умения пересказывать текст и писать изложение до способности вести рассуждение, формулировать и аргументировать свои мысли, самостоятельно готовить устное выступление, писать сочинения на заданную тему.

Высокая интеллектуальная активность подростков стимулируется не только их возрастной любознательностью, но и желанием продемонстрировать свои способности окружающим и получить с их стороны высокую оценку. Поэтому на людях они стремятся взять на себя наиболее сложные и престижные задачи. Простые задачи их не привлекают и они отказываются их выполнять из-за невозможности показать себя в лучшем свете.

В процессе овладения основами наук и обогащения жизненного опыта развиваются и формируются познавательные интересы подростков. Причем формирование интересов и мотивов учения тесно связано с удовлетворением их возрастных потребностей. Подростку нравится мыслить, соображать, исследовать. Поэтому для него, в равной степени, имеют значение и содержание, и процесс, и способы, и приемы овладения знаниями: “Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике. А если учитель рассказывает, как в учебнике, или же заставляет читать новый урок по учебнику в классе, то уроки становятся скучными и не нравятся,” - говорят подростки. (Цитируется по М.В. Гамезо, 1982)

В подростковом возрасте наиболее ярко начинают проявляться специальные способности: музыкальные, художественные, литературные, математические, констуктивно-технические и т.д. Задача взрослых (родителей и учителей) создавать условия для активного формирования интересов и склонностей детей и всемерно развивать уже проявившиеся способности.

_______________________

Продолжая нашу тему, мы должны еще раз подчеркнуть, что в определенном смысле, все подростки трудные, т.е. с ними труднее, чем с младшими школьниками. Но в этом возрасте обнаруживают себя такие варианты трудностей в развитии, которые заставляют общество создавать специальные службы по борьбе с этими трудностями. К ним относятся:

1. Делинквентное поведение - поведение, связанное с правонарушениями, но не подлежащее уголовному наказанию: мелкое воровство, отнимание денег у малышей, угон велосипедов и т.д.

2. Бродяжничество, побеги из дома. Встречается достаточно часто: более 50% случаев связаны с конфликтами в семье и в школе - это своеобразный протест, желание смягчить свою участь.

Существует категория подростков систематически убегающих из дома. В 90% случаев (по данным МВД) у таких детей основной причиной побегов является деморализация семей: пьянство, наркомания, проституция родителей, жестокое обращение с детьми.

Наконец, существует категория бродяжек, стремящихся к приключениям, к новым впечатлениям, риску.

Самый высокий процент побегов по данным статистики приходится на осень - начало учебного года.

3. Алкоголизм и наркомания. К несчастью в последние десятилетия эта проблема встала перед обществом настолько остро, что еще в 80-е годы вышло Постановление Министерства Здравоохранения СССР о создании наркологической службы у подростков. Сейчас в Москве под эгидой Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (МАБНН) работает Научно-исследовательский институт профилактики наркомании, имеющий свои региональные отделения.

Определяя подростковый возраст как трудный, следует сказать, что этот возраст труден и для самих подростков. Напряженность психической жизни резко возрастает. Разочарования могут доходить до стадии безысходности, могут быть попытки самоубийства (до 13 лет таких попыток практически не бывает). Внешняя беспечность подростков не должна вводить в заблуждение, что у них нет проблем и переживаний. Эмоциональный тон подросткового возраста достаточно тягостен. Даже такой “социально-благополучный” мальчик как Лев Толстой назвал этот период своей жизни - “пустыня отрочества”.

Трудность положения подростков заключается не только в неудовлетворении многих их претензий, главная трудность - в их неустойчивой социальной позиции. Защищенность детства уже ушла - подросток не может рассчитывать на снисходительность взрослых, а защищенность взрослых (уважение) - еще не пришла.

Это возраст неприкаянности: с детьми может быть скучно, у взрослых еще не принят.

________________________

При рассмотрении психического развития подростков обращает на себя внимание конфликтность, напряженность ситуации развития, объяснение которой является содержанием теоретических работ по психологии этого возраста. Здесь выделяются 2 направления:

1. Теория биогенетического универсализма, связанная, прежде всего, с именем С. Холла (S. Hall). Согласно этой теории конфликты в подростковом возрасте - явление неизбежное в силу биологической предопределенности. В своем двухтомном труде “Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием”, вышедшем в 1904 году, он показал, что явления “бури и натиска в бунтующем отрочестве” порождаются драматическими сексуальными и физиологическими изменениями, происходящими в организме. Гормональная перестройка потрясает организм и психику подростка, порождая с неизбежностью эмоциональную неуравновешенность, агрессивность и, как следствие - конфликты со взрослыми и даже антисоциальные тенденции в поведении.

Именно С. Холл ввел в психологию подросткового возраста понятия “кризисность” и “переходность”. Классический психоанализ З. Фрейда и А. Фрейд также связывал подростковый кризис с фактом полового созревания, хотя его реальное течение у конкретного подростка и определялось через нюансы семейных отношений.

Однако в 20-е годы нашего века были установлены факты бескризисного протекания подросткового периода в так называемых примитивных культурах.

Решающие аргументы были получены американскими антропологами и этнографами Мид М. и Р. Бенедикт (M. Mead, R. Benedict), которые изучали особенности подросткового возраста в условиях примитивных цивилизаций и обнаружили факты бесконфликтного - гармоничного перехода от детства к взрослости. Р. Бенедикт изучала подростков - индейцев Канады и Америки, племен Африки, Мексики и Новой Гвинеи, а ее коллега М. Мид вела исследования на островах Самоа. Обнаруженные при этом формы воспитания разительно отличались от европейских и американских.

М. Мид и Р. Бенедикт выделили 2 типа перехода от детства к взрослости:

1. непрерывный, - этот тип наблюдается в условиях сходства ряда важных норм и требований к взрослым и детям. Здесь ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого.

2. дискретный - с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве, и теми способами поведения и представлениями, которые необходимы для осуществления роли взрослого.

Описывая дискретный тип поведения, свойственный высокоразвитым культурам, Р. Бенедикт отмечала усиленный акцент на контрасте между ребенком и взрослым. Ребенок - “бесполое существо”; зрелость взрослого основана на половой активности. Ребенка надо защищать от грубостей и сложностей жизни, взрослый должен уметь встречать их лицом к лицу. Ребенок должен слушаться, взрослый - руководить его поведением. В примитивных культурах поведение не поляризовано на формы подчинения у ребенка и доминирования у взрослого. Здесь не предъявляют детям никаких требований, отличающихся от требований к взрослым и не разрешают взрослым делать то, что запрещено детям. Таким образом, образцы взрослого поведения не противопоставлены детским. И в трудовой деятельности ребенок тоже поставлен в условия ответственного участия, только оно адаптировано к его возможностям.

Результаты, опубликованные М. Мид и Р. Бенедикт, свидетельствовали об обусловленности проблем детского развития конкретными общественно-историческими формами воспитания. Получалось, что гормональная перестройка, сама по себе, не может рассматриваться как неизбежная причина конфликтов. Напрашивался вывод: корень конфликтов подросткового возраста лежит с социальных обстоятельствах развития.

2. Теория социального генеза.

Мид и Бенедикт показали, что конкретными социальными обстоятельствами определяются:

а) длительность подросткового периода;

б) наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей, т.е. характер перехода от детства к взрослости.

Была выдвинута гипотеза, согласно которой причиной кризисов подросткового возраста являются различия поведения для взрослых и детей.

Несколько иное содержание в понятие “социальный фактор” вкладывал американский психолог Курт Левин (K. Lewin). Если Р. Бенедикт подчеркивала факт несоответствия норм детской и взрослой жизни, то К. Левин обратил внимание на свойственный этому периоду “ когнитивный дисбаланс ” - т.е. на неопределенность средств ориентирования в мире в период перехода от детства к взрослости, в период смены “групповой принадлежности”.

По К. Левину, подросток находится в положении “ маргинальной личности ”, то есть личности, принадлежащей двум культурам, в данном случае детской и взрослой. Но подросток не хочет больше быть ребенком и в то же время понимает, что он еще не взрослый. Характерными чертами маргинальной личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

Продолжив анализ положения подростков с современном обществе, Левин также показал разделенность групп детей и взрослых из-за существования специфических привилегий у каждой группы. И возникновение конфликта связано с тем, что естественные тенденции к взослости у подростка оказываются одновременно факторами, вызывающими обеспокоенность взрослых, то есть стремление к самостоятельности вызывает недовольство взрослых. Подросток стремится переориентировать поведение с детских норм на взрослые, сломать мораль безоговорочного послушания и в этом наталкивается на противодействие взрослых.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.