Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11




Психологические особенности становления личности

в юношеском возрасте.

--- Общая характеристика юношеского возраста. Разрыв между физической и социальной зрелостью.

--- Особенности формирования профессионального самоопределения.

--- Становление личности в ранней юности. Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

______________________

Создавая свою периодизацию психического развития, юношеский возраст Д.Б. Эльконин назвал старшим подростничеством, подчеркнув, тем самым, историческую взаимосвязь двух этапов подростничества как начала и завершения новообразований этого возраста. Такое же отношение к этому периоду развития мы находим и у Л.Ф. Обуховой, которая подчеркивает влияние исторического времени на формирование границ подросткового возраста.

Приводимые ею литературные данные подтверждают историческую и социальную обусловленность и отсутствие стабильных границ (особенно это касается верхней границы) подростничества, охватывающего почти десятилетие - от 11 до 20 лет.

Так французский этнограф и историк Ф. Ариес (Ph. Aries) предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжался вплоть до брака. В 30-х годах нашего века П.П. Блонский, а затем и Л.С. Выготский отмечали, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Позднее Б. Заззо (B. Zazzo), изучая подростков из разных социально-экономических слоев общества, показала, что начало отрочества почти все они относят к 14 годам, связывая его с половым созреванием. Тем не менее, представления о сроках его окончания расходятся, в зависимости от социального положения и длительности образования в целом на 4-7 лет. Так рабочие и низкоквалифицированные служащие считают, что их отрочество закончилось в 19 лет, инженерно-технические работники отодвигают этот срок до 20 лет, предприниматели и лица свободных профессий - до 21 года, т.е. связывают окончание этого периода с социальной ситуацией развития.

Происшедшие в России в последние годы изменения в различных сферах жизни оказали влияние как на общую направленность личности подростков, так и на границы подросткового возраста. Если в 50-х годах Л.И. Божович показала, что переломный момент в представлениях о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого класса, т.е. в 15 лет, то через десять лет Н.И. Крылова обнаружила, что выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только в 16-17 лет. А в 80-х годах Н.Н. Толстых отмечала перелом в отношении к будущему уже у учащихся 13 летнего возраста. Такое расхождение результатов объясняется изменениями в социальной ситуации развития поколений.

Все эти данные еще раз подтверждают историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ эпохи подростничества.

Если же придерживаться возрастных границ, предложенных Д.Б. Элькониным, то старшее подростничество - раннюю юность можно рассматривать в пределах от 14 до 17-18 лет, т.е. до окончания средней школы.

Этот возраст - начальный этап физической зрелости, завершения полового развития. Процесс роста тела в длину практически завершается у девочек к 15, у мальчиков к 16-17 годам. Исчезают диспропорции отдельных частей тела, неуклюжесть, несоразмерность движений. Интенсивно развивается мускулатура, наблюдается прирост силы. Несоответствие между ростом мышцы сердца и просветом кровеносных сосудов сглаживается, что способствует нормализации кровообращения. Продолжается развитие мозга. Все эти изменения определяют готовность юношей и девушек к физическим и умственным нагрузкам. Тем не менее, физическая и половая зрелость старшеклассников не означает еще зрелости социальной. Ранняя юность это не что иное, как переход от физиологической к социальной зрелости. И ее главное содержание - вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во “взрослом” обществе. Однако, если половое созревание происходит сейчас на 2-3 года раньше, чем в прошлом веке, то социальная зрелость, как мы уже говорили, наступает позже, так как требуется больше времени для получения необходимого образования и сильна еще опека старших. Этот разрыв между физической и социальной зрелостью и является главной причиной кризисных проявлений развития в юношеском возрасте.

___________________

Ранняя юность характеризуется совершенствованием уже сформированных в подростковом возрасте психических процессов и функций и дальнейшим развитием общих и специальных способностей.

Основные новообразования этого периода относятся к личностной сфере, поскольку ранняя юность - это начало практической реализации жизненных планов, появляющихся к концу подросткового возраста.

Вступление в самостоятельную жизнь создает совершенно новую социальную ситуацию развития, характерную для этого возраста. Прежде всего, перед старшим школьником встает задача самоопределения, профессионального и личностного, связанная с ответами на вопросы “кем быть?” и “каким быть?”. Поэтому выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старшеклассников, формируя у них, по мнению Л.И. Божович, своеобразную внутреннюю позицию.

Это своеобразие заключается в том, что старшие школьники - это “люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности.”

Такая позиция изменяет для старшеклассника значимость целей и задач учебной деятельности. Учебный процесс оценивается с точки зрения полезности для будущего. Так, если в V-VI только 5% учащихся смотрят на школу с позиций своего будущего, - то в VII-VIII - таких уже 20%, а в X-XI - 58%.

К концу обучения у большинства старшеклассников складывается решение о выборе профессии (по Л.И. Божович - у 80%). Устанавливается своеобразная связь между профессиональными и учебными интересами: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, школьники начинают интересоваться профилирующими по отношению к будущей профессии предметами. Таким образом, выбор профессии изменяет отношение к учебной деятельности и приводит к формированию познава- тельно-профессиональной направленности личности. Интересы старшеклассников проявляются в их участии в научных кружках, олимпиадах разного уровня: от школьных - до международных. Все это предоставляет оптимальные возможности для развития их склонностей и способностей, тем более, что в связи с дифференциацией учебных программ, появления гимназий, лицеев и других вариативных учебных заведений, появилась определенная свобода выбора образования по своему вкусу.

Вместе с тем, в некоторых случаях само возникновение склонности к какому-то виду профессии еще не свидетельствует о ее соответствии возможностям человека. К тому же, особенно в последнее время, перед учащимися в процессе реализации профессионального намерения встают проблемы субъективного и объективного плана.

К проблемам субъективного плана можно отнести следующие:

--- несколько профессий нравятся одновременно;

--- на выбор профессии влияют мнения различных людей: у старшеклассника интерес к одному, родители советуют другое, друзья - третье;

--- несоответствие между склонностями и способностями (часто наблюдается, например, при поступлении в театральные ВУЗы).

Из проблем объективного плана можно выделить, в первую очередь:

--- сложности трудоустройства после окончания учебного заведения;

--- уровень материального и бытового обеспечения;

--- несоответствие знаний, умений и навыков содержанию и условиям конкурсных экзаменов при поступлении в ВУЗ.

Смягчению, а в некоторых случаях и разрешению этих проблем, в определенной мере, может способствовать формирование у подростка резервного профессионального намерения. Это вариант жизненного плана, который, хотя и в несколько меньшей степени, удовлетворяет молодого человека.

Анализ оценок привлекательности профессий, проведенный П.А. Шавиром, показал, что для 60% выпускников школы привлекательны 2-3 сферы труда. Значит у этих учащихся легко может возникнуть запасной вариант резервного намерения. К тому же у части учащихся резервное намерение формируется под влиянием преобладающего интереса к соответствующей сфере труда.

Например: врач (предпочитаемая профессия) фельдшер медицинская сестра санитарка.

В этом случае реализация резервного намерения, благодаря его мотивационному единству с основным, сообщает профессиональной деятельности более глубокий и многосторонний личностный смысл.

С учетом высказанных выше положений видимо и должна строиться стратегия деятельности психологов и педагогов. Воспитывая у учащихся верность обобщенному профессиональному интересу, способствуя возникновению в его русле резервного намерения, отвечающего социальному заказу общества, учитель формирует действительную психологическую готовность к труду в сфере материального производства, не препятствуя вместе с тем попыткам реализации первоочередного намерения (поступление в ВУЗ).

____________________

Старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. Для учебного процесса в старших классах характерны систематизация и обобщение знаний по различным предметам, овладение наиболее общими законами природы и общественной жизни. Все это приводит к формированию у учащихся, с одной стороны, обобщенной и систематизированной научной картины мира, а с другой - научного мировоззрения. Мировоззрение старшеклассника оказывает решающее влияние на все его психологическое развитие: на познавательную деятельность, самосознание, самовоспитание и направленность его личности.

В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в себе, найти смысл происходящего. В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям. Старшеклассники предъявляют особенно высокие требования к моральным, нравственным качествам людей.

В.Ф. Сафин изучал особенности оценки старшеклассниками морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что моральные качества они предпочитают волевым, причем чем старше учащийся, тем резче проявляется эта закономерность: так в IX классе - 57% учеников отдают предпочтение моральным качествам, а в XI - 72% учащихся.

Были обнаружены и половые различия в оценке личностных особенностей. Так, большинство девушек оценивает своих товарищей преимущественно по моральным качествам, причем с возрастом эта тенденция усиливается: IX класс - 70%; X - 72%; XI - 83%. У юношей эта тенденция выражена менее ярко: XI класс - 63%.

Существенны половые различия и при изучении критериев самооценки. Так, ядро личности и самосознания юноши больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной сфере деятельности. Однако, в женском самосознании семье придается большее значение, чем профессии. Соответственно различаются и критерии самооценок юношей и девушек. Если юноши оценивают себя, главным образом, по своим предметным достижениям, то для девушек важнее межличностные отношения. Юноше, не осуществившему профессиональное определение, не легко чувствовать себя взрослым. Девушка же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например, наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце.

Таким образом, мужские и женские объективные и субъективные критерии взрослости не во всем совпадают. Следует отметить, что они сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, определяются исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциацией половых ролей.

Стремление к взрослости, стремление во всем самому разобраться способствует формированию собственных суждений в различных областях жизни.

Однако, потребность иметь собственные вкусы и суждения выражается порой в желании оригинальничать, заставить обратить на себя внимание, признать право на индивидуальность. Например, в моде часто наблюдается демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые (подражание панкам и т.д.).

Стремление к самостоятельности, однако не исключает потребности в общении со взрослыми. Такая потребность у старшего школьника выше, чем у подростка, у которого на 1-м плане - сверстники и поэтому он требует от родителей невмешательства в его дела и отношения.

Так, по данным опроса А. Мудрика - 325 старшеклассников из 490 опрошенных указывали на потребность в общении со взрослыми. Это объясняется, видимо, тем, что в ранней юности остро встают вопросы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно. Эти вопросы живо обсуждаются в кругу ровесников, но их жизненный опыт мал. И здесь на помощь приходят взрослые.

Характерная особенность личности старшего школьника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными. Т.И. Бочкарева обнаружила стремление старших школьников к самостоятельному соотнесению себя с различными литературными персонажами (даже отрицательными), что свидетельствует о проявлении самокритичности.

Высокий уровень самосознания старшего школьника в свою очередь приводит к самовоспитанию. Однако самовоспитание сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственен ряд противоречий:

--- стремление проявить волевые усилия в самовоспитании - и не всегда положительное отношение к конкретным приемам самовоспитания, которые предлагают взрослые;

--- чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива - и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему.(“Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как поступить.”);

--- стремление к идеалу и принципиальности в больших, ответственных делах - и беспринципность в малом, незначительном;

--- желание формировать стойкость, выдержку, самообладание - и в то же время проявление ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности.

Большое значение для старших школьников имеет потребность в общении со сверстниками. С ними они предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, с ними делятся своими мыслями. Старшеклассники заядлые спорщики: они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

В дискуссиях старших школьников с легкостью возникают далекие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные идеи. Возможно, это объясняется отсутствием готовых штампов, новизной такого рода умственной работы.

Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бесед - этические и нравственные проблемы.

Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влюбиться сразу в двоих, может ли быть дружба между мальчиками и девочками, можно ли считать принципиальным человека, который не высказывает своего мнения во время спора и т.д.

Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъяснении понятий. Они относятся к житейским этическим понятиям также, как к понятиям естественнонаучным: ожидают точных, однозначных ответов и не склонны мириться с расхождениями и неясностями. Искания юности проникнуты порывами чувства и воли, их мышление носит страстный, эмоциональный характер. Этой эмоциональностью проникнута вся интеллектуальная деятельность старшего школьника.

Взаимоотношения между мальчиками и девочками, ограниченные и стесненные в подростковом возрасте, в ранней юности заметно активизируются, все чаще появляются смешанные компании, усиливается потребность в смешанной дружбе.

Наряду с наивной детской влюбленностью (взгляды, записки, иногда поцелуи), у 15-16 летних подростков появляются первые серьезные увлечения, настоятельная потребность в любви.

Для старшеклассников собственные любовные переживания на первых порах имеют гораздо большее значение, чем сам объект привязанности. Отсюда - постоянная оглядка на мнение сверстников, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми “победами” и т.д. Влюбленность у старшеклассников часто носит “эпидемический” характер - в одном классе никто не влюбляется, а в другом - все поголовно влюблены друг в друга.

Экспериментальные исследования показывают, что хотя и юноши и девушки 15-18 лет испытывают психологические трудности, тревогу и напряженность в общении друг с другом, у юношей эта напряженность значительно выше, чем у девушек, которые чувствуют себя более уверенно. Вероятно, отчасти это связано с их более ранним созреванием, отчасти же с тем, что юноша, которому в соответствии с нашими культурными нормами принадлежат инициатива и активная роль в ухаживании, испытывает затруднения, не зная, как именно он должен себя вести.

Воспитание чувств - не менее важная общественная задача, чем подготовка молодежи к труду.

Заканчивая разговор о психологических особенностях ранней юности, необходимо отметить, что в этом возрасте нередко появляется обостренное чувство одиночества, которое, если оно длится долго и не проходит, может привести к весьма неприятным последствиям, вплоть до “психического разрушения” (по Э. Фромму), а иногда и к попыткам самоубийства. К счастью, это чувство в юности не является стабильным. И при нормальных личностных контактах с окружающими взрослыми и сверстниками оно довольно быстро исчезает.

______________________

Таким образом, основными новообразованиями ранней юности являются:

--- профессиональное и нравственное самоопределение;

--- становление мировоззрения;

--- полоролевая идентификация.

 


[1]

[ЩСН1]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.