КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система экологического контроля в России
Экологическая стандартизация и паспортизация. Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ). Стандарт (от англ.standart — норма) — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01—76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», введенный в действие в 1977 г. Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0 — основные положения; 1 — гидросфера; 2 — атмосфера; 3 — почвы; 4 — земли; 5 — флора; 6 — фауна; 7 — недра. В полное обозначение стандарта СООП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания. В настоящее время все большее значение имеют стандарты, связанные с управлением качеством окружающей среды. Экологический паспорт предприятия — основной нормативно-технический документ, включающий данные об использовании предприятием природных ресурсов и его техногенном воздействии на окружающую природную среду. В экологический паспорт предприятия включают экономические и природоохранные данные, в том числе: • сведения о размещении и производственной структуре предприятия; • информация об используемых ресурсах (количественные и качественные характеристики сырья, топлива, энергии); • количественные характеристики выпускаемой продукции; • сведения о выбросах в атмосферу, сбросах в водоемы и использовании отходов по отдельным производствам; • сведения о состоянии очистных сооружений и рекультивации нарушенных земель и др. Отдельно, в виде справки с указанием времени, объемов и составов в экологическом паспорте, должны быть приведены данные о залповых и аварийных выбросах (сливах) загрязняющих веществ. Экологические паспорта разрабатываются за счет собственных средств предприятия и утверждаются его руководителем по согласованию с санэпиднадзором и с территориальным органом охраны природы, где он регистрируется. При отсутствии паспорта предприятие лишается права на хозяйственную деятельность либо подвергается крупному штрафу. На основании данных, содержащихся в экологическом паспорте, природоохранные органы определяют предприятию размер платы за природопользование, устанавливают предельно допустимые нормы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Экологический контроль — проверка соблюдения предприятиями и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы. Цель экологического контроля — охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения экологических правонарушений для обеспечения устойчивого развития. Различают следующие формы экологического контроля: информационный (сбор и обобщение экологической информации), предупредительный (предотвращение наступления вредных последствий) и карательный (применение мер государственного принуждения к эконарушителям). Должностные лица органов государственного экологического контроля (государственные инспекторы) имеют широкие полномочия. В частности, согласно Закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) (ст. 66), они имеют право: • принимать решения об ограничении, приостановлении «запрещении хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при нарушении ими экологического законодательства; • привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение экологического законодательства. Помимо государственного, в нашей стране действует еще производственный и общественный экологический контроль. Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятия, которая проверяет выполнение планов и мероприятий по выполнению требований природоохранного законодательства на самом предприятии. Все большее развитие получает общественный контроль, когда контроль за выполнением природоохранных требований осуществляется со стороны профсоюзов, общественных экологических объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан. Правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей природной среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертиза. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз. Под государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) понимают предварительную проверку представленных материалов специальной комиссией, назначаемой государственным природоохранным органом. Ее задача — оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, нормам и регламентам. Объектами государственной экологической экспертизы являются любые проектные и предпроектные материалы, документация по созданию новой техники и технологий, выпуск новых видов продукции, сырья, веществ, а также проекты стандартов и нормативов и др. В соответствии с Законом РФ «Об экологической экспертизе» (1995 г.) она должна осуществляться на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и законности выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности. Кроме государственной существуют и другие виды экспертиз — общественная, научная и др., которые проводятся обычно на добровольной основе и носят рекомендательный или информационный характер. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002) предусматривает право граждан на создание общественных экологических объединений, которые наделяются более широкими правами, чем отдельные граждане. В настоящее время в России действует более 100 эколого-культурных объединений (Российский экологический союз, Всероссийское общество охраны природы, Российское движение «зеленых» (РДЗ), общественное научное объединение — Российская экологическая академия (РЭА) с сетью региональных отделений. В сравнении с государственным экологическим контролем общественные экологические объединения обладают меньшими возможностями, но их роль может быть весьма значительной. Например, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды», они имеют, в частности, право: • разрабатывать, утверждать и обнародовать свои программы; • требовать своевременной и полной информации о состоянии окружающей среды; • требовать назначения государственной экологической экспертизы и рекомендовать своих представителей для участия в ней; • настаивать на ограничении или прекращении деятельности экологически опасных производств путем подачи в органы государственной власти, органы местного самоуправления и суды соответствующих обращений. За последние годы по требованию общественных экологических организаций в России приостановлена деятельность свыше тысячи предприятий.
4. Понятие об экологическом менеджменте, аудите и сертификации. Экологический менеджмент определяют как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на эффективную реализацию экологических проектов и программ. Система экологического менеджмента входит в число основных предметов международных стандартов ISO 14000, определяющих экологическую политику в системе управления качеством охраны среды. Экологический аудит (экоаудит) — это независимая, комплексная проверка (ревизия) соответствия деятельности предприятия природоохранным нормам и правилам и оценка эффективности существующей системы управления охраной окружающей природной среды с подготовкой рекомендаций. Экоаудит носит комплексный характер, он сочетает в себе административные и экономические признаки, коммерческую (рыночную) направленность и полные информационные материалы об аудируемом объекте. Экоаудит проводится по инициативе самих предприятий (на коммерческой основе) и представляет собой специфическую форму производственного экологического контроля. В состав экоаудита входят анализ бухучета предприятия по экологическим показателям, прогноз экологических рисков и ущербов, инструментальные измерения различных экологических параметров аудируемого объекта и окружающей среды, разработка рекомендаций и др. Руководящие указания по экоаудиту, процедуры аудита и квалификационные критерии для аудиторов в области экологии регламентированы ГОСТ ИСО 14010-98. Также элементом механизма управления является экологическая сертификация - деятельность по подтверждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленным соответствующими нормативно-правовыми документами. Экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной. Объектами обязательной экологической сертификации являются предприятия и организации, в том числе и оборонной промышленности, отходы производства и потребления, различные строительные материалы и изделия и т.п.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |