КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Щей среды
Экономическое регулирование в области охраны окружаю- Лекция 12. Экология и экономика. Экологические права и обязанности граждан. Согласно Конституции Российской Федерации и другим источникам (законам, кодексам и т. п.), каждый гражданин имеет право на: • благоприятную окружающую среду; • достоверную информацию о состоянии окружающей среды; • использование природной среды (природных ресурсов) для удовлетворения своих личных потребностей (экономических, эстетических, культурных, бытовых и т. д.). Под «благоприятной окружающей средой» понимают такое ее состояние, которое соответствует критериям, нормативам и стандартам, установленным в экологическом законодательстве по показателям чистоты, ресурсоемкости, экологической безопасности, видовому разнообразию и др. Другими словами, гражданин Российской Федерации имеет право на среду обитания, факторы которой не оказывают на него негативного влияния. «Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция Российской Федерации, ст. 58). В соответствии с Конституцией, а также Законами Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др., граждане обязаны: • соблюдать требования экологического законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды; • сохранять природный ландшафт; • соблюдать правила пожарной безопасности; • не допускать уничтожения или порчи деревьев и кустарников, уничтожения или разорения мест обитания животных и иных организмов; • иметь необходимую экологическую подготовку (для должностных лиц и специалистов, связанных с деятельностью, оказывающей влияние на окружающую среду и здоровье человека); • платить налоги и сборы, предусмотренные для финансирования природоохранных мероприятий.
План лекции. 1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды 2. Государственный учет природных ресурсов и загрязнителей 3. Лицензии, договоры и лимиты на природопользование 4. Плата за использование природных ресурсов и негативное воздействие на окружающую среду 5. Финансирование природоохранной деятельности 6. Понятие о концепции эколого-экономического устойчивого развития.
В России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику. Его главная особенность — ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природноресурсные кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование и др.). В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений. Согласно Федеральному природоохранному закону (2002) к основным методам экономического регулирования государственных и рыночных отношений в области охраны окружающей среды относятся: • установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; • установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, а также лимитов на размещение отходов и на другие виды негативного воздействия на окружающую среду; • проведение экономической оценки воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; • предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды; • возмещение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека. Важнейшая задача нового экономического механизма — сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель были заинтересованы в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции. 2. Государственный учет природных ресурсов и загрязнителей Государственный учет природных ресурсов осуществляется по единой системе органами статистического учета. Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров. Кадастр природных ресурсов — систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Различают кадастр недр, земельный, водный, лесной, животного мира, медико-биологический, промысловый и другие виды кадастров. Земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель, бонитировки (качественной оценки земель). Данные земельного кадастра служат для оценки рационального использования земель, их учитывают при распределении земель по целевому назначению, при определении платежей за землю и др. Водный кадастр — это свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод, а также о водопользователях. Он включает три раздела: 1) поверхностные воды; 2) подземные воды; 3) использование вод. Лесной кадастр — свод данных о лесах, степени их вовлечения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древесины, ежегодного ее прироста и т.д. С помощью кадастра оценивают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы (выбор лесосырьевых баз и др.). Аналогичные или близкие к этим функции выполняют кадастры и других природных ресурсов. Своеобразным кадастром редких животных и растений являются Красная книга Российской Федерации, а также Красные книги республик, краев и областей. В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, производимые как на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |