КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример решения транспортной задачи по критерию стоимости
Имеется однородный груз в трёх пунктах отправления. Требуется доставить груз в четыре пункта назначения при соблюдении условия баланса. Стоимость перевозки . Т.е. сколько груза вести из каждого пункта отправления в пункт назначения, чтобы стоимость перевозки была минимальной. Таблица 4.11 – Таблица стоимости и количества перевозимого груза
1.Проверяем условие баланса: . 2.Строим транспортную сеть. Выбираем начальную вершину и соединяем её с вершинами дугами с пропускной способностью равной аi. Вершины соединяют с выходом сети с пропускной способностью равной . Считаем, что стоимость перевозки из в и из в равна нулю. 3. Находим кратчайший путь из в . Присваиваем всем вершинам метку 0. Начиная с вершины присваиваем всем вершинам метку, которая равна стоимости перевозки груза по соединяющей их дуге. Рядом с меткой ставим вершину, из которой была присвоена метка. Проводя следующую индексацию из , заменяем метки вершин , если стоимость дуги меньше, чем метка, которую имеет вершина. Метку делаем постоянной. Заканчиваем индексацию, когда пройдены все вершины . Из меток вершин выбираем минимальную и присваиваем метку выходу сети . По вершинам возле постоянных меток возвращаемся назад и отмечаем кратчайший путь. 4. Применяем алгоритм метода частичных потоков. x1 8 y1 10 3 5
7 y3 20 25 1 9 15 x3 4 y4 Рисунок 4.12 – Транспортная сеть для таблицы 4.11 1-ый этап. Кратчайший путь: . Стоимость по дуге: . Частичный поток: . Стоимость груза: . Осталось груза: .
x1 y1
10 5 y2 10 x0 15 x2 z y3 20 25 15 x3 y4
Рисунок 4.13 – Первый путь перевозки груза по ТС
x1 y1 y2 10 x0 15 x2 z y3 20 20 5 15 x3 y4
Рисунок 4.14 – Второй путь перевозки груза по ТС x1 y1 y2 x0 5 x2 10 ыыz y3 20 20 5 15 x3 y4
Рисунок 4.15 – Третий путь перевозки груза по ТС
x1 y1 y2 x0 5 x2 10 z y3 20 20 5 5 x3 y4
Рисунок 4.16 – Четвёртый путь перевозки груза по ТС x1 y1 y2 x0 5 x2 10 z y3 20 15 5 x3 y4 Рисунок 4.17 – Пятый путь перевозки груза по ТС x1 y1 y2 x0 5 x2 10 z y3 5 5 15 x3 y4 Рисунок 4.18 – Шестой путь перевозки груза по ТС Таблица 4.12 – Решение транспортной задачи в виде таблицы Стоимость перевозки всего груза: . Транспортная задача по критерию времени Дана транспортная сеть с некоторым распределением потока φz (см. транспортную сеть, полученную в результате решения транспортной задачи по критерию стоимости). Задача: Найти такое распределение потока, которое бы обеспечивало минимальное время его распределения Tmin. Здесь веса дуг трактуются как время, необходимое для доставки груза по данной дуге: dij = tij. Решение заключается в следующем: 1) Находится некоторое распределение потока φz по дугам транспортной сети. Т.е. получаем некоторый частичный граф G1 ’, в который включаются дуги, участвующие в передаче потока. Каждая из этих дуг входит в состав пути из x0 в z и определяет время прохождения данного потока tμ. Таких путей x0 в z может быть конечное множество: G1 ’ = { μ 1, μ 2, …, μn }, которым соответствует время прохождения по пути Т = { tμ1, tμ2, …, tμn }. Общее время прохождения потока: Т = max tμ. μ Î G1 ’ Для нашего случая, когда Т = max {1, 1, 2, 3, 6, 4} = 6. Т.о. Тmin = min T = min max tμ – минимакс. 2) Находим частичное решение. Выведем из графа G1 ’ наиболее продолжительный путь и введем ранее неиспользованные дуги, у которых вес меньше, чем у выведенной дуги. Во вновь образованном графе G2 ’ перераспределим исходный поток φz, используя алгоритм нахождения максимального потока в графе (Форда и Фалкерсона). Этот пункт повторяем до тех пор, пока выведенные пути наибольшей продолжительности будут возмещаться новым распределением потока φz.
Для обеспечения сквозной нумерации при индексации вершин перенумеруем вершины yj таким образом: yj: = xn + j. Для нашего примера: yj: = x3 + j. x1 y1 = x4 10 3 5 x0 15 x2 z x6 20 25 1 4 15 x3 3 x7 Рисунок 4.19 – Преобразованная транспортная сеть
После исключения дуги (х2, х6) со временем прохождения по ней t = 6 результирующий поток транспортной сети уменьшается на 5 единиц: φz’ = φz – 5 = 50 – 5 = 45. К полученному графу добавляем дуги, которые не участвовали в исходном распределении потока, но с длиной меньше 6: (х2, х4), (х1, х5), (х1, х6) – Т = {3, 5, 4}. Перераспределим 5 единиц потока, используя данные дуги, пропустив его по пути m = (х0, х2, х4, х3, х6, z), применив алгоритм Форда и Фалкерсона нахождения максимального потока в транспортной сети. Получаем φz’’ = φz’ + 5 = 45 + 5 = 50 = φz. При этом Т2 = max { t14, t21, t22, t33, t34 } = {2, 4, 1, 4, 3} = 4. Таким образом граф G2 будет иметь следующий вид: x1 y1 = x4 10 5 x0 15 x2 z (10) x6 20 25 4 (20) 15 x3 3 (5) x7 Рисунок4.20 – Граф G2 после перераспределения 5 единиц потока
Примечание: Если суммарный поток по дуге (хi yj) и (yj хi) равен 0, то данная дуга отбрасывается. В нашем примере это дуга (х3 х4). Таблица 4.13 – Решение транспортной задачи по критерию стоимости
Таким образом, алгоритм решения данной задачи следующий: 1. Найти начальное распределение потока в транспортной сети, решив, например, транспортную задачу по критерию стоимости. Найти время прохождения потока в данном распределении tm. 2. Построить новый граф, исключив из начального дугу, обеспечивающую максимальное время прохождения потока, и добавив ранее неиспользуемые дуги, у которых tij < tm.. При этом поток, проходящий по новому пути, будет меньше на величину потока, проходившего по вычеркнутой дуге.
3. Решить задачу нахождения максимального потока в транспортной сети по алгоритму Форда и Фалкерсона. Если удастся пропустить весь заданный поток, то перейти к пункту 2. Иначе алгоритм останавливается. Минимальное время прохождения потока будет определяться последним временем прохождения исходного потока.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |