Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример решения транспортной задачи по критерию стоимости




Имеется однородный груз в трёх пунктах отправления. Требуется доставить груз в четыре пункта назначения при соблюдении условия баланса. Стоимость перевозки . Т.е. сколько груза вести из каждого пункта отправления в пункт назначения, чтобы стоимость перевозки была минимальной.

Таблица 4.11 – Таблица стоимости и количества перевозимого груза

       
         
         
         

 

1.Проверяем условие баланса: .

2.Строим транспортную сеть. Выбираем начальную вершину и соединяем её с вершинами дугами с пропускной способностью равной аi. Вершины соединяют с выходом сети с пропускной способностью равной . Считаем, что стоимость перевозки из в и из в равна нулю.

3. Находим кратчайший путь из в . Присваиваем всем вершинам метку 0. Начиная с вершины присваиваем всем вершинам метку, которая равна стоимости перевозки груза по соединяющей их дуге. Рядом с меткой ставим вершину, из которой была присвоена метка. Проводя следующую индексацию из , заменяем метки вершин , если стоимость дуги меньше, чем метка, которую имеет вершина. Метку делаем постоянной. Заканчиваем индексацию, когда пройдены все вершины . Из меток вершин выбираем минимальную и присваиваем метку выходу сети . По вершинам возле постоянных меток возвращаемся назад и отмечаем кратчайший путь.

4. Применяем алгоритм метода частичных потоков.

x1 8 y1

10 3 5

 
 
2 5 y2 10

 
x0 15 x2 z

7 y3 20

25 1 9 15

x3 4 y4

Рисунок 4.12 – Транспортная сеть для таблицы 4.11

1-ый этап. Кратчайший путь: .

Стоимость по дуге: .

Частичный поток: . Стоимость груза: .

Осталось груза: .

 

x1 y1

10 5

y2 10

x0 15 x2 z

y3 20

25 15

x3 y4

 

 

Рисунок 4.13 – Первый путь перевозки груза по ТС

 

 

x1 y1

y2 10

x0 15 x2 z

y3 20

20 5 15

x3 y4

 

Рисунок 4.14 – Второй путь перевозки груза по ТС

x1 y1

y2

x0 5 x2 10 ыыz

y3 20

20 5 15

x3 y4

 

Рисунок 4.15 – Третий путь перевозки груза по ТС

 

x1 y1

y2

x0 5 x2 10 z

y3 20

20 5 5

x3 y4

 

Рисунок 4.16 – Четвёртый путь перевозки груза по ТС

x1 y1

y2

x0 5 x2 10 z

y3 20

15 5

x3 y4

Рисунок 4.17 – Пятый путь перевозки груза по ТС

x1 y1

y2

x0 5 x2 10 z

y3 5

5 15

x3 y4

Рисунок 4.18 – Шестой путь перевозки груза по ТС

Таблица 4.12 – Решение транспортной задачи в виде таблицы

           
           
           
           
           

Стоимость перевозки всего груза:

.

Транспортная задача по критерию времени

Дана транспортная сеть с некоторым распределением потока φz (см. транспортную сеть, полученную в результате решения транспортной задачи по критерию стоимости).

Задача:

Найти такое распределение потока, которое бы обеспечивало минимальное время его распределения Tmin.

Здесь веса дуг трактуются как время, необходимое для доставки груза по данной дуге: dij = tij.

Решение заключается в следующем:

1) Находится некоторое распределение потока φz по дугам транспортной сети. Т.е. получаем некоторый частичный граф G1 ’, в который включаются дуги, участвующие в передаче потока. Каждая из этих дуг входит в состав пути из x0 в z и определяет время прохождения данного потока tμ. Таких путей x0 в z может быть конечное множество:

G1 ’ = { μ 1, μ 2, …, μn }, которым соответствует время прохождения по пути

Т = { tμ1, tμ2, …, tμn }.

Общее время прохождения потока:

Т = max tμ. μ Î G1

Для нашего случая, когда Т = max {1, 1, 2, 3, 6, 4} = 6.

Т.о. Тmin = min T = min max tμ – минимакс.

2) Находим частичное решение. Выведем из графа G1 ’ наиболее продолжительный путь и введем ранее неиспользованные дуги, у которых вес меньше, чем у выведенной дуги. Во вновь образованном графе G2 ’ перераспределим исходный поток φz, используя алгоритм нахождения максимального потока в графе (Форда и Фалкерсона). Этот пункт повторяем до тех пор, пока выведенные пути наибольшей продолжительности будут возмещаться новым распределением потока φz.

Для обеспечения сквозной нумерации при индексации вершин перенумеруем вершины yj таким образом:

yj: = xn + j.

Для нашего примера: yj: = x3 + j.

x1 y1 = x4

10 3 5

 
 
2 5 x5 10

x0 15 x2 z

x6 20

25 1 4 15

x3 3 x7

Рисунок 4.19 – Преобразованная транспортная сеть

 

После исключения дуги (х2, х6) со временем прохождения по ней

t = 6 результирующий поток транспортной сети уменьшается на 5 единиц:

φz = φz – 5 = 50 – 5 = 45.

К полученному графу добавляем дуги, которые не участвовали в исходном распределении потока, но с длиной меньше 6:

(х2, х4), (х1, х5), (х1, х6) – Т = {3, 5, 4}.

Перераспределим 5 единиц потока, используя данные дуги, пропустив его по пути m = (х0, х2, х4, х3, х6, z), применив алгоритм Форда и Фалкерсона нахождения максимального потока в транспортной сети.

Получаем φz’’ = φz + 5 = 45 + 5 = 50 = φz.

При этом Т2 = max ­ { t14, t21, t22, t33, t34 } = {2, 4, 1, 4, 3} = 4.

Таким образом граф G2 будет иметь следующий вид:

x1 y1 = x4

10 5

 
 
2 (5) (10) x5 10

x0 15 x2 z

(10) x6 20

25 4 (20) 15

x3 3 (5) x7

Рисунок4.20 – Граф G2 после перераспределения 5 единиц потока

 

Примечание: Если суммарный поток по дуге (хi yj) и (yj хi) равен 0, то данная дуга отбрасывается. В нашем примере это дуга (х3 х4).

Таблица 4.13 – Решение транспортной задачи по критерию стоимости

           
           
           
           
t μ            

Таким образом, алгоритм решения данной задачи следующий:

1. Найти начальное распределение потока в транспортной сети, решив, например, транспортную задачу по критерию стоимости. Найти время прохождения потока в данном распределении tm.

2. Построить новый граф, исключив из начального дугу, обеспечивающую максимальное время прохождения потока, и добавив ранее неиспользуемые дуги, у которых tij < tm.. При этом поток, проходящий по новому пути, будет меньше на величину потока, проходившего по вычеркнутой дуге.

3. Решить задачу нахождения максимального потока в транспортной сети по алгоритму Форда и Фалкерсона. Если удастся пропустить весь заданный поток, то перейти к пункту 2. Иначе алгоритм останавливается. Минимальное время прохождения потока будет определяться последним временем прохождения исходного потока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.