Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повышение производительности труда




Рассмотренные выше задачи менеджмента XXI века направлены на совершенствование продукта, обслуживания и процесса произ­водства. Их дополняет четвертая задача: повышение производитель­ности труда. В XX веке успешно решалась задача повышения про­изводительности работников физического труда, тогда как в XXI веке должна повышаться производительность работников умст­венного труда.

Решающий вклад в повышение производительности физического труда внесла теория Фредерика Тейлора. Фактически до Тейлора практики предлагали повышать выработку за счет роста интенсивно­сти, а не производительности.

Рост интенсивности труда происходит вследствие ускорения работы машин и конвейера, увеличения количества одновременно обслуживаемого оборудования, уменьшения потерь рабочего времени и т.п. Это предполагает, что работник затрачивает за определенное время больше жизненных сил, следовательно, растет общая сумма стоимости изготовленной продукции. При этом соответственно уве­личивается количество затраченных сил и средств, поэтому конечная стоимость единицы продукции остается неизменной.

Повышение производительности труда предполагает, что работ­ник затрачивает на производство единицы продукции меньше усилий за счет смены технологии, внедрения рациональных приемов труда, механизмов, машин или автоматов (технологии, машины и автоматы — капитал — составляли самый ценный актив, конкурентное преимуще­ство организации прошлого века). Результатом выступает экономия труда и материальных ресурсов в расчете на единицу продукции.

Со времен Тейлора производительность физического труда воз­росла в 50 раз. Она до сих пор стабильно увеличивается со скоростью. 3,5% в год. На этом факторе основываются экономические и социальные достижения XX века.

Сегодня неразвитая экономика — это экономика, не сделавшая физический труд производительным.

В XXI веке неразвитой будет экономика, не делающая производи­тельным умственный труд.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Д Олвин Тоффлер еще в 60-х годах в своей книге «Футурошок» предсказал любопытную закономерность. В XX веке в США 20% занятых в экономике (группа, где абсолютное большинство со­ставляют работники умственного труда) занимались продажей то­варов и услуг, а 80% их производили. По мнению О. Тоффлера, к концу века ситуация должна была измениться с точностью до на­оборот: 80% будут заниматься продажей или обслуживанием про­дажи и только 20% — непосредственным производством.

Прогноз сбылся с лихвой: к концу века примерно 5 из 6 ра­ботников продавали товары, и только 1 из 6 производил. Анало­гичная закономерность прослеживается во всех развитых и раз­вивающихся странах.

Сегодня группа работников умственного труда значительно расширяется за счет «новых служащих» — работников физиче­ского труда, обладающих высшей и высочайшей квалификацией. То есть за счет работников, физический труд которых опирается на обширные теоретические знания и опыт. По некоторым оцен­кам, внутри рабочего класса США к данной группе принадлежат двое из пяти. Это ремонтники, техники, наладчики, операторы — все, кто имеет дело со сложной техникой.

Работники умственного труда и «новые служащие» составляют сегодня основной капитал и главное конкурентное преимущество ор­ганизации. Это ставит перед менеджментом одновременно новые производственные и социальные задачи. Этот капитал организации не принадлежит, поскольку состоит из знаний и опыта, хранящихся в головах людей.

Питер Друкер выделяет шесть факторов, определяющих произво­дительность работников умственного труда. Они раскрывают новые задачи менеджмента и способствуют рождению новой организацион­ной культуры.

1. Постановка производственной задачи работнику.

В физическом труде задание всегда четко сформулировано и разъяснено. Ключевой вопрос: «Как добиться, чтобы работник вы­полнил задание как можно лучше?»

Задание работника умственного труда не определяет его действий. Должен ли продавец попросту продать товар или удовлетворить за­просы покупателя (возможно, объяснив, что товар в магазине ему не подходит) — часто решает сам продавец. Поэтому повышение произ­водительности умственного труда начинается с того, что работник самостоятельно отвечает на ряд вопросов:

1. В чем состоит мое производственное задание?

2. Как оно должно быть сформулировано?

3. Что мне нужно для его выполнения?

4. Что мешает при выполнении задания и что нужно устранить?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.