КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повышение производительности труда
Рассмотренные выше задачи менеджмента XXI века направлены на совершенствование продукта, обслуживания и процесса производства. Их дополняет четвертая задача: повышение производительности труда. В XX веке успешно решалась задача повышения производительности работников физического труда, тогда как в XXI веке должна повышаться производительность работников умственного труда. Решающий вклад в повышение производительности физического труда внесла теория Фредерика Тейлора. Фактически до Тейлора практики предлагали повышать выработку за счет роста интенсивности, а не производительности. Рост интенсивности труда происходит вследствие ускорения работы машин и конвейера, увеличения количества одновременно обслуживаемого оборудования, уменьшения потерь рабочего времени и т.п. Это предполагает, что работник затрачивает за определенное время больше жизненных сил, следовательно, растет общая сумма стоимости изготовленной продукции. При этом соответственно увеличивается количество затраченных сил и средств, поэтому конечная стоимость единицы продукции остается неизменной. Повышение производительности труда предполагает, что работник затрачивает на производство единицы продукции меньше усилий за счет смены технологии, внедрения рациональных приемов труда, механизмов, машин или автоматов (технологии, машины и автоматы — капитал — составляли самый ценный актив, конкурентное преимущество организации прошлого века). Результатом выступает экономия труда и материальных ресурсов в расчете на единицу продукции. Со времен Тейлора производительность физического труда возросла в 50 раз. Она до сих пор стабильно увеличивается со скоростью. 3,5% в год. На этом факторе основываются экономические и социальные достижения XX века. Сегодня неразвитая экономика — это экономика, не сделавшая физический труд производительным. В XXI веке неразвитой будет экономика, не делающая производительным умственный труд. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Д Олвин Тоффлер еще в 60-х годах в своей книге «Футурошок» предсказал любопытную закономерность. В XX веке в США 20% занятых в экономике (группа, где абсолютное большинство составляют работники умственного труда) занимались продажей товаров и услуг, а 80% их производили. По мнению О. Тоффлера, к концу века ситуация должна была измениться с точностью до наоборот: 80% будут заниматься продажей или обслуживанием продажи и только 20% — непосредственным производством. Прогноз сбылся с лихвой: к концу века примерно 5 из 6 работников продавали товары, и только 1 из 6 производил. Аналогичная закономерность прослеживается во всех развитых и развивающихся странах. Сегодня группа работников умственного труда значительно расширяется за счет «новых служащих» — работников физического труда, обладающих высшей и высочайшей квалификацией. То есть за счет работников, физический труд которых опирается на обширные теоретические знания и опыт. По некоторым оценкам, внутри рабочего класса США к данной группе принадлежат двое из пяти. Это ремонтники, техники, наладчики, операторы — все, кто имеет дело со сложной техникой. Работники умственного труда и «новые служащие» составляют сегодня основной капитал и главное конкурентное преимущество организации. Это ставит перед менеджментом одновременно новые производственные и социальные задачи. Этот капитал организации не принадлежит, поскольку состоит из знаний и опыта, хранящихся в головах людей. Питер Друкер выделяет шесть факторов, определяющих производительность работников умственного труда. Они раскрывают новые задачи менеджмента и способствуют рождению новой организационной культуры. 1. Постановка производственной задачи работнику. В физическом труде задание всегда четко сформулировано и разъяснено. Ключевой вопрос: «Как добиться, чтобы работник выполнил задание как можно лучше?» Задание работника умственного труда не определяет его действий. Должен ли продавец попросту продать товар или удовлетворить запросы покупателя (возможно, объяснив, что товар в магазине ему не подходит) — часто решает сам продавец. Поэтому повышение производительности умственного труда начинается с того, что работник самостоятельно отвечает на ряд вопросов: 1. В чем состоит мое производственное задание? 2. Как оно должно быть сформулировано? 3. Что мне нужно для его выполнения? 4. Что мешает при выполнении задания и что нужно устранить?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |