Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология управления как социальный феномен. Развитие науки управления




Лекция 1-1

 

План лекции. История развития психологии управления. Общие подходы и основные научные школы управления. Основные управленческие культуры. Основные категории психологии управления.Методы управления.

Цель лекции: Введение в проблематику дисциплины.

 

Управление насквозь пронизано психологическим содержанием, т.к. главным действующим лицом является человек с его способностями, интеллектом, мотивацией, личностными особенностями. Поэтому возникла наука – психология управления. Психология управления имеет непосредственное отношение к изучению повышения качества жизнедеятельности организации. Она изучает психику человека, дает психологическую характеристику его управленческой деятельности, анализирует качества, необходимые для ее успешного осуществления.

Необходимо, чтобы руководители признали высокую значимость психологического фактора в работе организации, научились оказывать действенную практическую помощь и строить эффективные деловые взаимоотношения. Область межличностных отношений всегда остается для руководителей постоянной сферой неопределенности в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней неуверенно.

История развития психологии управления. Сам процесс управления возник с момента появления человеческого общества.

Управленческая деятельность – неотъемлемый и важ­ный компонент функционирования социальных организаций. Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло давно. Потребность и способность людей работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, т.е. управления совместной деятельностью. Поэтому «управление старо как мир». Оно зарождалось вместе с цивилизацией и развивалось в ходе ее эволюции.

Возникновение примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления. Так, зафиксированные на глиняных табличках, датируемых III тыс. до н.э., сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера доказывают существование там практики управления. Созда­ние грандиозных архитектурных сооружений древности (египет­ские пирамиды, древние ацтекские города), существование крупных политических организаций (Македония при Александ­ре Великом, Персия, Древний Рим), наличие крупных армий, успешное функционирование религиозных организаций (римско-католиче­ской церкви) – все это было бы невозможным без иерархического и скоординированного управления.

Идея рассмотрения управления как научной дисциплины и профессии возникла в XVIII веке – в позднюю эпоху развития капиталистической форма­ции общества. На этом этапе происходит выделение управленческих функций. С середины XIX века начала развиваться концепция систематизированно­го управления. В начале XX века эта концепция приобрела каче­ственно новое значение – управление стало рассматриваться как самостоятельная область деятельности, способная принести успех организации. Тем самым было положено начало принципиально новому этапу в управлении – научному управлению, центральной фигурой которого стал профессионально подготов­ленный руководитель – менеджер. Наука управ­ления зародилась лишь в начале XX века, с появлением книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления» (1911г.). Она воз­никла в результате назревшей потребности в рацио­нальной организации общественной жизни.

Развитие теории управления можно разделить на три этапа:

1. Возникновение и развитие «классической теории научного управления» (начало XX века – конец 40-х годов). 1900-1920гг. – зарождение теории управления («научное управление», Ф. Тейлор); 1920-1940 гг. – выделение теории управления как науки («наука администрирования», А. Файоль); ведущий принцип: четкая регламентация, распределение работ и дисциплины, жесткий рационализм в управлении.

2. Возникновение и развитие доктрины «человечес­ких отношений» (1940-1960 гг.) управление с гуманистически-психологическим уклоном (А.Маслоу); ведущий принцип: усиление инициативы, активности людей.

3. Возникновение и развитие современных теорий управления: 1960-1970 гг. – компьютеризация системы управления; 1970-1980 гг. – ситуативный менеджмент - ведущий принцип: гибкость методов, форм управления; 1980-1990 гг. – управление на предприятии рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом. Усложнение науки управления, появление ряда научных подходов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.