КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология управления как социальный феномен. Развитие науки управления
Лекция 1-1
План лекции. История развития психологии управления. Общие подходы и основные научные школы управления. Основные управленческие культуры. Основные категории психологии управления.Методы управления. Цель лекции: Введение в проблематику дисциплины.
Управление насквозь пронизано психологическим содержанием, т.к. главным действующим лицом является человек с его способностями, интеллектом, мотивацией, личностными особенностями. Поэтому возникла наука – психология управления. Психология управления имеет непосредственное отношение к изучению повышения качества жизнедеятельности организации. Она изучает психику человека, дает психологическую характеристику его управленческой деятельности, анализирует качества, необходимые для ее успешного осуществления. Необходимо, чтобы руководители признали высокую значимость психологического фактора в работе организации, научились оказывать действенную практическую помощь и строить эффективные деловые взаимоотношения. Область межличностных отношений всегда остается для руководителей постоянной сферой неопределенности в силу своего субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней неуверенно. История развития психологии управления. Сам процесс управления возник с момента появления человеческого общества. Управленческая деятельность – неотъемлемый и важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло давно. Потребность и способность людей работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, т.е. управления совместной деятельностью. Поэтому «управление старо как мир». Оно зарождалось вместе с цивилизацией и развивалось в ходе ее эволюции. Возникновение примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления. Так, зафиксированные на глиняных табличках, датируемых III тыс. до н.э., сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера доказывают существование там практики управления. Создание грандиозных архитектурных сооружений древности (египетские пирамиды, древние ацтекские города), существование крупных политических организаций (Македония при Александре Великом, Персия, Древний Рим), наличие крупных армий, успешное функционирование религиозных организаций (римско-католической церкви) – все это было бы невозможным без иерархического и скоординированного управления. Идея рассмотрения управления как научной дисциплины и профессии возникла в XVIII веке – в позднюю эпоху развития капиталистической формации общества. На этом этапе происходит выделение управленческих функций. С середины XIX века начала развиваться концепция систематизированного управления. В начале XX века эта концепция приобрела качественно новое значение – управление стало рассматриваться как самостоятельная область деятельности, способная принести успех организации. Тем самым было положено начало принципиально новому этапу в управлении – научному управлению, центральной фигурой которого стал профессионально подготовленный руководитель – менеджер. Наука управления зародилась лишь в начале XX века, с появлением книги Ф. Тейлора «Принципы научного управления» (1911г.). Она возникла в результате назревшей потребности в рациональной организации общественной жизни. Развитие теории управления можно разделить на три этапа: 1. Возникновение и развитие «классической теории научного управления» (начало XX века – конец 40-х годов). 1900-1920гг. – зарождение теории управления («научное управление», Ф. Тейлор); 1920-1940 гг. – выделение теории управления как науки («наука администрирования», А. Файоль); ведущий принцип: четкая регламентация, распределение работ и дисциплины, жесткий рационализм в управлении. 2. Возникновение и развитие доктрины «человеческих отношений» (1940-1960 гг.) – управление с гуманистически-психологическим уклоном (А.Маслоу); ведущий принцип: усиление инициативы, активности людей. 3. Возникновение и развитие современных теорий управления: 1960-1970 гг. – компьютеризация системы управления; 1970-1980 гг. – ситуативный менеджмент - ведущий принцип: гибкость методов, форм управления; 1980-1990 гг. – управление на предприятии рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом. Усложнение науки управления, появление ряда научных подходов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |