Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пределы действия законности. Деформация законности в государствах




Границы действия законности определяются пределами правового регулирования общественных отношений, а те, в свою очередь, - пределами государственной деятельности. Выделяют две границы такого рода: верхнюю, которая определяет саму возможность соответствующего вмешательства, и нижнюю, связанную с его необходимостью, целесообразностью.

Пределы возможности вмешательства государства в общественные отношения зависят от ряда обстоятельств, определяющих границы государственного вмешательства в общественные отношения. Прежде всего, от законов природы: никакое воздействие государства, в том числе правовое, не способно их преодолеть, хотя такие попытки имели место. Примером могут служить судебные процессы над противниками геоцентрической системы мира, над сторонниками "формальной генетики".

Во-вторых, граница возможного определяется закономерностями социального развития. В этой связи можно указать попытки построения социализма, минуя капитализм, или при отсутствии объективных, в том числе экономических предпосылок для решения этой задачи. Не увенчались успехом игнорирование естественных потребностей и стремлений людей или попытки искусственного регулирования цен без учета действия реальных экономических законов.

Верхняя граница зависит и от уровня духовной культуры общества. Принятие обществом каких-либо законов, солидарность с ними или, напротив, их отторжение общественным сознанием во многом связаны с уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. Если государство пренебрегает этими обстоятельствами, то принимаемые законы, как правило, не реализуются, или их действие достигается путем насилия, что делает их не эффективными. Пример этому - явная неудача антиалкогольной кампании, проведенной в недавнем прошлом в СССР.

Наконец, границей государственного вмешательства служат неотъемлемые права человека. Их нередко называют "естественными правами". Однако в этом случае они оставались бы неизменными на всем протяжении человеческой истории. Фактически же их перечень и объем постоянно меняются в ходе развития общества. При этом закономерностью этого развития являются повышение степени свободы человека и, естественно, расширение круга его неотъемлемых прав и свобод. Таким образом, эти права не идут "от природы", а обуславливаются уровнем развития общества. Поэтому терпят неудачу попытки закрепить в законе их перечень, превышающий реальные возможности общества, достигнутый им уровень экономического и культурного развития (в Конституции СССР 1977 года право на жилище, на охрану здоровья, на отдых во многом оставались на бумаге).

В то же время государство не может и не должно ограничивать круг тех прав человека, которые могут быть осуществлены в конкретных исторических условиях. Они должны получить соответствующее закрепление в законодательстве, и одновременно должны быть созданы условия для их реального осуществления. Между тем многие политические и личные права и свободы, будучи декларированы в Конституции ряда государств (свобода слова, уличных шествий, демонстраций, тайна переписки, неприкосновенность личности и жилища и др.) фактически не реализовались или существенно ограничивались.

Вторая граница необходимости правового регулирования (вмешательства государства) определяется важностью для общества и государства соответствующих общественных отношений. Следует осуществлять регулирование наиболее существенных сторон жизни общества, наиболее важных видов человеческой деятельности.

Наряду с этим, граница необходимости определяется и возможностью саморегуляции соответствующих общественных отношений. В целом общество - весьма устойчивая система, отношения людей в которой регулируются разнообразными социальными нормами. Поэтому вмешательство государства должно учитывать реальное положение дел: если какие-то общественные отношения находятся в соответствующем порядке, если происходит их саморегулирование, то не следует включать их в сферу законодательства. Здесь должно действовать правило "не навреди".

Таким образом, пределы правового регулирования и, следовательно, действия законности обусловлены указанными выше обстоятельствами, определяющими верхнюю и нижнюю границы государственного вмешательства в общественные отношения.

Наряду с этим, пределы действия принципа законности во многом связаны с характером правовых предписаний.

Так, обязывающие нормы наиболее полно очерчивают сферу законности: правомерными (законными) являются только предписанные варианты поведения. Запрещающие нормы определяют только одну границу законности: незаконным признаётся лишь то, что запрещено. Все остальные варианты действий правомерны (законны). Еще более неопределенна граница законного при реализации управомочивающих норм. Субъект, обладающий соответствующим правом, может использовать его полностью или частично, а может вообще не использовать - его действия будут во всех случаях законными. Границы законности в этом случае практически относятся к действиям другой стороны правоотношения, на которую возлагаются встречные обязанности.

Независимо от указанных границ, принцип законности является универсальным и относится ко всем видам правовой деятельности (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, правореализующей) всех участников общественных отношений.

ДЕФОРМАЦИЯ ЗАКОННОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ. Законность является универсальным свойством самых разнообразных социальных явлений и процессов, присущих любой цивилизации прошлого и настоящего. Она связана многими нитями с различными элементами экономического базиса и общественно-политической надстройки. Факторы, влияющие на состояние законности, образуют сложную социальную систему, включающую экономические, социально-политические, правовые, идеологические, психологические и организационные элементы.

Анализ законности как особого самостоятельного общественно-политического явления позволяет определенным образом охарактеризовать данную конкретную правовую систему, увидеть связь законности с природой социального строя, с особенностями политического режима страны, раскрыть ее значение как составной части, элемента демократии.

С точки общеобязательности права законность является только специфическим выражением свойств права, т.е. образующие право нормативные предписания реально, фактически проводятся в жизнь. Коль скоро есть право, значит существует порядок, при котором участники общественных отношений должны строго соблюдать нормы права. Так, можно формально говорить о законности и в феодальном государстве, так как в период образования централизованных феодальных государств центральные государственные власти стремились обеспечить строгое соблюдение издаваемых ею законов. Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов. В то время, когда государство ориентируется на использование силы, устанавливается режим формальной законности, провозглашается торжество законов, а на самом деле они попираются. В так называемом полицейском государстве, если существующие законы носят либеральный характер, если они не устраивают тех, кто пришел к власти, а открыто отказаться от них они не решаются и заменить своими законами еще не успели, то власти отбрасывают законность и начинают управлять с помощью подзаконных актов, нередко закрытого характера и недоступных широкому кругу населения.

С другой стороны, идея законности выходит на вопросы социального строя, политического режима. В соответствии с этим идея законности, охватываемые ею начала (равенство всех перед законом, отсутствие привилегий, высшая сила закона, неотвратимость юридической ответственности за правонарушение и др.) выступают в качестве элемента политического сознания (идея о целесообразности и необходимости такого правомерного поведения всех участников общественных отношений, при котором не оставалось бы места для произвола, фактически достигалась бы всеобщность права, действительная реализация субъективных прав), начала политической демократии. Равенство граждан перед законом создается в значительной мере рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, трудно говорить об их полном равенстве перед законом. /

Наиболее важная сторона законности состоит в том, что законность как особое самостоятельное явление складывается лишь тогда, когда две первых ее стороны воплощаются в особом режиме общественно-политической жизней, в системе требований законности. При этом весьма отчетливо проявляется тесная связь законности с правом как институционным образованием: именно потому, что право конституируется через "закон", данный режим и именуется "законность".

Утверждение в обществе режима законности означает наличие таких активных реальных требований, которые призваны распространять на общественные отношения состояние юридической правомерности, строгого соответствия поведения людей предписаниям юридических норм, реальности и эффективности правового регулирования - всего того, что требует данный исторически определенный режим законности (прежде всего обеспечение и охрану прав личности, ограждение ее от произвола и самочинных действий).

При таком подходе законность оказывается величиной переменной и неоднозначной. В одних государствах она может существовать только в виде аспекта общеобязательности права; в других - к этому первичному элементу присоединяется утверждающаяся в общественном сознании идея законности; в государствах, где законность сформировалась как особый режим общественно-политической жизни, она выражается в политико-юридических нормативных началах, входящих в состав данного политического режима.

В обстановке антидемократических и тоталитарных режимов законность предстает в наиболее примитивном виде. В условиях демократических политических режимов она обретает весь набор элементов и выступает в виде особого политико-юридического явления. Ряд требований законности может формироваться и становиться политико-юридической реальностью даже в авторитарных государствах (например, требования верховенства закона, неотвратимости юридической ответственности за совершенное правонарушение). Еще в большей мере накопление элементов законности касается социальных механизмов, обеспечивающих взаимоотношения внутри господствующего класса, его полновластия. Здесь, в частности, утверждаются и начала юридического равенства, и требование реального осуществления субъективных прав.

Таким образом, к вопросу о возникновении и деформации законности в государствах нужно подходить конкретно-исторически, различая элементы законности, фиксируя их формирование и накопление.

Хотя те или иные элементы законности складываются при различных социальных системах и политических режимах, все же наиболее органичное соединение режима законности прослеживается с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не только подчинены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Утверждение законности как особого, самостоятельного общественно-политического режима в условиях буржуазной демократии сопряжено с деятельностью идеологов революционной буржуазии, с обоснованием ими идеи законности как органической части общих представлений о политической демократии и их стремлением воплотить ее в политическую жизнь. И это подтверждается на практике. Ведь демократические права и возможности, и прежде всего права и возможности личности как важнейший компонент демократии, становятся реалией общественной жизни через субъективные юридические права, их реализацию, а значит - через законность. Когда же законность обретает свое собственное бытие, она в качестве режима общественно-политической жизни способна воплотиться в виде особого принципа в само содержание права, стать принципом политической системы.

В этой связи показателен пример Великобритании, которая в начале 90-х годов, разрабатывая правительственную программу реорганизации системы правопорядка, в числе основных не только выдвинула тезис о том, что законность и порядок должны занимать в правительственной политике особое положение, но и предложила меры по соответствующему материальному и финансовому обеспечению решения основных проблем правоохранительной практики.

Единство демократии и законности возникает лишь в правовом гражданском обществе. В демократическом государстве все равны перед законом и, следовательно, несут равные обязанности и подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, и проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Законность, в свою очередь, служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций, обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должностных демократических процедур, как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой образ взаимоотношений органов государства (представительных органов, органов управления, суда, прокуратуры, ведомства безопасности, МВД) с населением, при котором поведение строится на основе закона, обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне, а юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1077; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.