КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II. Описание и анализ педагогической технологии
Научные основы педагогических технологий Философские основы технологии Школа отражает состояние всего общества и общественного сознания. Она не может жить вне политики, вне идеологии, не исповедовать никакой философии. Философские положения – наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения педагогической технологии. Философские основы, выступающие в концепциях педагогических технологий: материализм и идеализм, диалектика и метафизика, сциентизм (абсолютизация роли науки и техники в системе культуры человеческого общества) и природосообразность (прирожденные задатки человека), гуманизм и антигуманизм, антропософия (человеческая мудрость) и теософия, прагматизм (интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано прежде всего с индивидуальным опытом человека) и экзистенциализм (человек есть то, что сам из себя делает). Факторы психического развития и технологии Технология исходит из представлений об источниках, первопричинах, определяющих психическое развитие человека. В зависимости от основного, ведущего фактора развития, на который опирается технология, можно выделить: – биогенные технологии, предполагающие, что развитие психики определяется биологическим, наследственным кодом; внешняя среда лишь реализует наследственные данные; – социогенные, представляющие личность, имеющую социальный опыт, результаты обучения; – психогенные, результат развития в которых определяется самим человеком, его предшествующим опытом, психологическими процессами самосовершенствования; – идеалистические, предполагающие нематериальное происхождение и ее качеств. Научные концепции усвоения социального опыта 1. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). Ю.А. Самарин выделяет виды ассоциаций: локальные; частносистемные; межсистемные. 2. Теория формирования понятий. 3. Деятельностная теория. 4. Теория поэтапного формирования умственных действий. Теория содержательного обобщения: знакомство с новой задачей; овладение образцом такого преобразования материала, который выявляет наиболее существенные отношения; фиксация отношений; выявление свойств отношений. 5. Теория учета «донаучных» представлений учащихся. 1. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией. 2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса. 3. Концептуальная часть (описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования): целевые установки и ориентация; основные идеи и принципы; позиция ребенка в образовательном процессе. 4. Особенности содержания образования: ориентация на личностные структуры; объем и характер содержания образования; дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения. 5. Процессуальная характеристика: особенности методики, применения методов и средств обучения; мотивационная характеристика; организационные формы образовательного процесса; управление учащимися, на которых рассчитана технология. 6. Программно-методическое обеспечение: учебные планы и программа; учебные и методические пособия; дидактические материалы; наглядные и ТСО; диагностический инструментарий. Экспертиза педагогических технологий является многоаспектной. Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности. Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиции современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа. В процессуальной характеристике, прежде всего, определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержания образования и контингента обучаемых. Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления. Главным критерием оценки педагогических технологий является ее эффективность и результативность.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |