Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Негативные последствия использования объяснительно-иллюстративных технологий




III. Существенные черты и особенности объяснительно-иллюстративного способа обучения

Внешние признаки объяснительно-иллюстративной технологии.

1. Просвещение обучающихся – трансляция готового учебного содержания (монолог). Диалог нормативно исключен, нет взаимопроникновения совпадающих или несовпадающих позиций, способствующих порождению и развитию общей мысли.

Педагог обычно спрашивает о том, что он знает, а обычно человек спрашивает о том, чего он не знает. Подлинный диалог не может состояться. Проблеме общения данная технология должного внимания не уделяет.

Новые технологии не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Меняется роль информации. Она необходима не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий и среды для создания собственного творческого продукта. Учитель выступает в роли садовника, создающего питательную среду для роста личных образовательных результатов у всех учащихся.

2. Доминирование преподавания над учением.

«Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить» (восточная мудрость).

3. Единообразие и закостенелость в содержании и формах.

Единые требования, единый режим для всех. В таком режиме сложно задать личностно ориентированную траекторию образования личности.

4. Регламентированное исполнение. Учитель включает ученика в свою деятельность.

5. Формирование личности с заданными свойствами.

6. Превознесение внешних показателей: процент успеваемости, обеспеченность учебного процесса дидактическими атрибутами.

7. Надзор вместо управления (в качестве инспектора оказываются случайные люди).

1. Выполнение обучающимся учебных действий и операций в обязательном режиме – это всегда безнравственно по своей сути.

2. Социально-психологические последствия принуждения. Основным результатом принуждения является или полное отторжение навязываемых действий и тех лиц, которые их организуют, или безразличное отношение к ним.

3. При этом профессия учителя входит в группу так называемых манипулятивных профессий. Внешне это проявляется в приоритете педагогических требований над другими формами воздействия, приоритете долженствования над сотрудничеством. Во внутреннем плане – ярко выраженное стремление к доминированию учителя, которое рождается из потребности влиять на поведение и судьбу других людей (стремление власти над людьми).

4. Психологическое состояние ученика в названном режиме принуждения:

– тормозится развитие творческих способностей школьника;

– блокируется активность и самостоятельность в решении познавательных задач;

– возникает комплекс переживаний, называемый межличностной тревожностью;

– возникает неверие в собственные силы, боязнь допустить ошибку;

– возникают (у трети школьников) невротические изменения психики, именуемые дидактогенными неврозами.

5. Подмена внутренней мотивации стимулированием, что приводит к формированию у учащихся безразличного отношения к самому процессу постижения знаний.

6. Забвение личностного развития.

7. Отсутствие реального воспитания личности.

8. Чрезмерная «затратность» педагогического процесса.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Кому принадлежит доминирующая роль в андрагогической модели?

2. В чем сущность человекоцентрированного подхода в образовании? Кто автор данного подхода?

3. Какие условия личностно ориентированного обучения выделяет К. Роджерс?

4. В чем особенности психолого-дидактической концепции, основанной на принципе субъективности? Назовите требования к технологиям обучения.

5. Чем отличается позиционно-дидактическая концепция от проективной модели личностно ориентированного обучения?

6. Каковы основные компоненты культурологической концепции?

7. Подготовьте сообщение об одной из моделей обучения, построенной на возможностях новых дидактических средств.

Задание для самостоятельной работы: классификация педагогических технологий по их новизне (подготовить таблицу).

Форма отчетности: обобщенная таблица классификаций технологий и пояснение к ней.

Зачетное мероприятие: защита выполненной работы на семинаре, подведение итогов.

Литература

1. Завгородняя, А. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых / А. Завгородняя, Д. Ямпольская // Новые знания, 2001. – № 2.

2. Иванова, Л.Ф. Личностно ориентированное обучение / Л.Ф. Иванова // Завуч. – 2002. – № 8.

3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

4. Современные технологии обучения: метод. пособие по использованию интерактивных методов в обучении / ред. Г.В. Борисова, Т.Ю. Аветова, Л.И. Косова. – СПб.: Полиграф, 2002. – 79 с.

5. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 219 с.

6. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.