КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-педагогическое обеспечение как фактор успешности образовательно-воспитательного процесса
Понятие «рабочий стол» используется для определения инструментария профессиональной деятельности специалиста. Под ним понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста. Рабочий стол социального педагога определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении, в том числе и в общеобразовательном. Содержание рабочего стола определяется основными функциями профессиональной деятельности социального педагога, к которым относятся: диагностическая: постановка социально-педагогического диагноза, изучение социально-педагогического фона, выявление социально-педагогических процессов, эффекта социально-педагогической деятельности, социально-педагогическая паспортизация класса, школы и т.д.; организационная: организация социально-педагогической деятельности всех субъектов образовательных процессов в сферах воспитательной (исправительной, коррекционной) деятельности, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в социально-педагогической деятельности; прогностико-проектировонная: участие в прогнозировании и проектировании социально-педагогических процессов классного коллектива, развития школы, конкретного микросоциума, отдельных личностей как объектов социально-педагогической деятельности; управленческая: участие в управлении социально-педагогическими процессами в классных коллективах, группах, школе в целом; координационная: организация взаимодействия специалистов и служб школы по поводу оптимизации социально-педагогического пространства и социально-педагогического эффекта образования и воспитания. В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные роли, что предполагает широкий круг проблем его профессиональной деятельности в школе и различные специализации. Наиболее целесообразная специализация социального педагога определяется администрацией конкретного образовательного учреждения, совместно с заинтересованными лицами, в зависимости от условий микросоциума и необходимости решения тех или иных социально-педагогических проблем. Администрация образовательного учреждения конкретизирует и социально-педагогические функции классного руководителя, воспитателя, психолога и других должностных лиц, определяет зоны их сотрудничества, механизм взаимодействия с социальным педагогом. Результатом такой деятельности может стать «Положение о социальной (социально-педагогической) службе учреждения», которое основывается на Уставе школы и является главным документом, регламентирующим содержание деятельности социального педагога. Первичные задачи, решаемые социальным педагогом при организации своего рабочего стола: изучение нормативных документов деятельности школы, социальной (социально-педагогической) службы и должностных обязанностей социального педагога; непосредственное ознакомление с организацией и функционированием школы в целом, основными направлениями и формами ее деятельности: воспитательной, учебной, организационной, управленческой, исследовательской; с особенностями планирования и контроля деятельности социального педагога; структурой управления социально-педагогической службой города, работой соответствующих подразделений Управления образования, молодежной политики города и области, других отделов и служб социально-педагогической направленности; ознакомление с формами и методами социально-педагогической диагностики учреждений образования, ученических и педагогических коллективов, социальной среды школы, условий жизнедеятельности учащихся и педагогов, родителей, групп сверстников; изучение накопленного эмпирического материала, полученного в ходе диагностики социально-педагогических процессов; участие в проведении индивидуальной и групповой социально-педагогической работы с учащимися, родителями, учителями, в консультировании по социально-педагогическим аспектам образования, воспитания и самовоспитания; изучение положительного опыта социально-педагогической деятельности, его использования в практической работе социального педагога; ознакомление с работой других специалистов школы, работающих в тесном контакте с социальным педагогом. Базовые проблемы образования и воспитания, которые определяют основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения: реализация правового статуса школьника как гражданина и осознание им этого; развитие индивидуальных способностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций и подготовка к вхождению во «взрослую жизнь»; первичная социализация, формирование детских и молодежных групп и организаций; профориентационная работа с различными группами школьников (в том числе с учащимися, имеющими отклонения в развитии); вовлечение школьников в трудовую производственную деятельность; социально-педагогическая напряженность в классном коллективе, группе, школе; эффективность социально-педагогической деятельности класса, школы; сформированность коллектива в начальных классах; формирование стиля поведения учеников; включенность родителей в социально-педагогические процессы класса, школы; сложности перехода детей из классов начальной ступени в среднюю; особенности поведения детей 6 —7-х классов в связи с началом обучения; мотивация и адаптация учащихся; адаптационно-интеграционные проблемы учащихся старших классов в коллективах, образованных путем слияния; раздельное обучение мальчиков и девочек как социально-педагогическая проблема; условия адаптации детей, лишенных родительского попечения, в среде учащихся обычной общеобразовательной школы; социокультурная роль школы в микрорайоне; социально-педагогическая паспортизация школы; особенности социализации детей в школе; особенности организации досуга школьников; проблемы школьного самоуправления; формы повседневного поведения школьников; структура социальных ценностей школьников и особенности ценностных ориентации; рекреационные процессы в школе; формирование гражданской позиции старшеклассников как направление политической социализации; формирование социальной активности учащихся; особенности профилактики наркомании среди учеников; социально-педагогические проблемы формирования ценностных ориентации старшеклассников; социальная адаптация учащихся-новичков, пришедших из других школ; социально-педагогические процессы формирования школьного коллектива; социально-педагогическая эффективность внеучебной занятости школьников; формирование ценностных ориентации у школьников из неполных и неблагополучных семей; включенность родителей в процесс социальной адаптации учеников при переходе из классов начального звена в среднее; внеклассная работа и ее влияние на развитие социальных качеств личности; активизация роли семьи в процессе формирования отношения школьников к учебе и труду и др. Эти проблемы в определенной степени дают представление о направлении профессионального поиска социального педагога. Организация внешних связей социального педагога. Для более эффективной организации рабочего стола социальному педагогу следует иметь достаточно информации о различных центрах социально-педагогического, Психологического, медицинского и социального профиля регионального или муниципального уровня. Существует целый ряд проблем муниципального уровня, без знания которых организация рабочего стола конкретного социального педагога (и развитие социальной педагогики в целом) не может быть научной, системной, а, следовательно, эффективной. Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен: уяснить себе структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в школах города; познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией; уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога со стороны управления образования; ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях; ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных школах города; изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системы города; определить место своей школы на социально-педагогической карте города. На рабочем столе специалиста также присутствует типовая технология решения конкретной социально-педагогической проблемы, которая включает следующие этапы. 1. Определение социально-педагогической проблемы: содержания проблемы внешних признаков проблемы; типа и уровня проблемы (воспитательная, исправительная; коррекционная; индивидуальная, групповая и др.); характера проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и др.). 2. Ситуационный анализ: общее описание социально-педагогической ситуации: истоки возникновения проблемы; организационная структура, в рамках которой возникла проблема; типовые реальные (сложившиеся в данной школе) отношения и взаимодействия субъектов в изучаемой ситуации; описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.п.; профессиональное понимание социально-педагогической проблемы; определение пределов проблемы для работы социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия. 3. Определение социально-педагогической стратегии — подготовка программы и рабочего плана деятельности: определение объекта и предмета; определение целей и задач; определение содержания деятельности; выработка показателей и критериев оценки; разработка инструментария социально-педагогической деятельности; описание и обоснование методик сбора первичной социально- педагогической информации; разработка логической схемы анализа полученных данных; определение перспектив социально-педагогической деятельности; разработка рабочего плана. 4. Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности. 5. Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности: основные выводы по задачам, характеризующим фактическое состояние социально-педагогической проблемы; выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблемы (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желание участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее разрешению); оценка реальности и значимости проблемы; выводы о возможности применения готовых (типовых) технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта; обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы. 6. Разработка социально-педагогической технологии: уточнение по итогам проведенных исследований социально-педагогического заказа; детализация проблемы: определение причин проблемной ситуации; определение действующих и нейтральных факторов; определение социально-педагогического и психологического фона деятельности; разработка концептуальных основ разрешения проблемы; разработка возможных моделей (или путей) разрешения проблемы; обоснование выбора модели (или пути) решения социально-педагогической проблемы. 6.Реализация социально-педагогического проекта. Основные методы социального проектирования, используемые в деятельности социального педагога: социально-педагогическое конструирование — мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами; социально-педагогическое моделирование — многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы; социальное проектирование — обоснованное конструирование в знаковой форме модели социально-педагогической системы; социально-педагогическое планирование (способ реализации проекта) — функциональная и временная детализация социально-педагогической деятельности по реализации проекта (достижение сформулированных в проекте целей, определение порядка, последовательности, сроков, темпов распределения сил и средств); социально-педагогическое программирование — полное всестороннее обоснование реализации проекта с прогнозом ожидаемого эффекта, состоящее из блоков: целевого, обеспечивающего, ресурсного, организационного и результирующего; социально-педагогическая технология — подготовленная кпрактической деятельности программа, предусматривающая возможность достижения цели. Основной диагностический и практический инструментарий, находящийся на рабочем столе социального педагога: Опросники: анкеты и бланки интервью. Описание сферы применения опросников. Инструкции по методике проведения опросов. Бланки социально-педагогического наблюдения. Виды наблюдения: степень включенности наблюдателя. Сфера применения наблюдения: при автоматических действиях, при высокой напряженности действий. Бланки анализа документов. Виды документов: текстовые, иконографические, вербальные. Виды анализа документов: традиционный (качественный) и контент-анализ (количественный). Сфера применения метода анализа документов в практике социального педагога. Рекомендации по методике анализа документов в социально-педагогической работе. Социометрические опросники для изучения социально-педагогических процессов и явлений в группе. Обоснование сферы применения социометрических опросов. Рекомендации по применению социометрических опросов как метода сбора социально-педагогической информации. Основные правила социометрии. Социометрические индексы. Вопросы для самоконтроля 1.Что включает в себя понятие «рабочий стол специалиста»? Дайте общую характеристику содержания рабочего стола социального педагога. 2. Назовите и раскройте основные функции профессиональной деятельности социального педагога. 3. Какие базовые проблемы образования и воспитания учащихся определяют основные направления деятельности социального педагога в школе? 4. Какова структура типовой технологии работы социального педагога в школе? 5. Охарактеризуйте основной диагностический и практический инструментарий социального педагога общеобразовательного учреждения. Литература Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М., 2001. Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1994. Рабочая книга социального педагога / Под ред. Н. Ф. Масловой. — Орел, 1995. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |