Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социально- педагогической деятельности основных субъектов образовательной системы




 

Школа является педагогическим центром, объединяющим воспитательные усилия всех общественных, трудовых, семейных коллективов, лиц и организаций. Идеи открытой школы, выдвинутые и апробированные в начале прошлого века в России С.Т. Шацким, В.Т.Вахтеровым, В.А. Зеленко, Е.Н.Медынским, в настоящее время воплощаются в социально-педагогических комплексах. Современный социально-педагогический комплекс выступает как разновидность общеобразовательной школы и представляет объединение школы с какими-либо социальными объектами (производственными, учебными заведениями, дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительно образования) для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Комплекс составляет целостную систему, обладающую относительной автономией, имеющую свой психологический климат. Целью социально-педагогического комплекса является социально-педагогическая поддержка ребенка.

Под “педагогической поддержкой” понимается: деятельность различных служб общества, заинтересованных в охране и защите социальных прав детей; система разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации детей по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку [158,80]. Согласно О.С.Газману, сущность педагогической поддержки заключается в совместном с ребенком определении его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (трудностей, проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни [39]. Препятствия подразделяются на: субъективные (отсутствие ориентации, затруднение, проблема); объективные (социальная среда - учителя, родители, друзья, социокультурная атмосфера); материальные (финансовое положение). Отсутствие ориентации связывается с недостаточностью у личности первичной информации для самостоятельного действия. Препятствие - трудность - это некоторая сложность в деятельности, отношениях, самосознании, с которой человек может справиться сам при условии дополнительного напряжения волевых, интеллектуальных, моральных сил. Препятствие - проблема - переживаемая личностью недостаточность знаний, опыта, способов деятельности для достижения необходимого результата [85]. Педагогическая поддержка предполагает ориентацию социальных педагогов на развитие мотивационно-смысловой ориентации учащихся и оказание помощи в самоорганизации. Работа социально-педагогического комплекса строится на следующих принципах:

-превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в школу духовной культуры; из школы обучения - в школу воспитания;

-построение человекоориентированной школы, гуманно ценностного подхода к ребенку, партнерских отношений с родителями;

-социальное равенство детей в получении образования, отсутствие личностной сегрегации или селекции;

-педагогизация окружающей среды, соединение воспитательных усилий школы и семьи, создание единой системы воспитания ребенка в школе, семье и социуме;

-обеспечение взаимодействия и сотрудничества детского сада, семьи и школы [125].

Психологическая служба комплекса осуществляет психологическое сопровождение всего учебно-воспитательного процесса, разрабатывает психологические критерии его эффективности, отслеживает динамику личностного и психического развития учащихся, выявляет интересы, способности и психологические проблемы учащихся, проводит коррекционно-развивающую работу с девиантными детьми, оказывает психотерапевтическую помощь педагогам и учащимся в кризисных ситуациях.

Медико-валеологическая служба необходима в связи с ухудшением состояния здоровья: среди учащихся младших классов число здоровых детей составляет 10 – 12%; среди старшеклассников - 5 %. Процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья детей: 60 % старшеклассников имеют хронические болезни. Медико-валеологическая служба следит за санитарно-гигиеническими условиями обучения, дифференцирует занятия физической культурой по группам здоровья, проводит профилактические мероприятия, разрабатывая рекомендации для родителей по организации физического воспитания и сохранению здоровья детей в семье, формирует культуру здорового образа жизни.

Социально-педагогическая служба способствует установлению партнерских, доверительных отношений всех субъектов воспитания, проводит конференции для родителей, общественности и жителей микрорайона, на которых выбирается попечительский совет комплекса и обсуждаются общие задачи воспитания молодежи. Как открытая воспитательная система социально-педагогическая служба школы ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды.

Организаторами внеурочной внутришкольной работы с детьми используется модель центров, объединяющих многочисленные кружки, секции, студии. Педагоги, дети и родители составляют разновозрастные отряды, объединяемые на добровольной основе для совместной творческой деятельности. Дети и подростки могут не только удовлетворять разнообразные интересы, лежащие вне учебной деятельности, но и пробовать себя в различных, наиболее выгодных для них социальных ролях, позициях и условиях. Содержание воспитательной работы задается программой воспитания, в которой заложена последовательность действий по формированию личностных качеств ребенка.

Организационную структуру воспитательной работы составляет годовой цикл коллективных творческих дел (“Истина”, “Красота”, “Добро”, “Интеллект”), общенародные и общекультурные праздники и традиции, в которых участвуют все педагоги, учащиеся, выпускники разных лет, родители, друзья школы. В таком разновозрастном общении укрепляются связи школы с семьей и социумом.

Для социального педагога общеобразовательной школы специфическими функциями будут выступать: воспитательная, профилактическая, просветительская. Воспитательная функция заключается в формировании положительных личностных качеств характера, значимых для жизнедеятельности школьника и его активной жизненной позиции. Социальный педагог помогает в овладении позитивными социальными ролями, правилами поведения в обществе, обеспечивает возможность нормально развиваться и самореализовываться, воспитывает социальную активность.

Просветительская функция заключается в проведении с родителями лекций, бесед, диспутов, консультаций по вопросам воспитания и взаимоотношений в семье, формирования у детей адекватного поведения в отношениях со сверстниками, личного примера и авторитета взрослых. Обращается внимание на причины и последствия детского алкоголизма, наркомании, токсикомании, возможности их раннего выявления. Профилактическая функция требует разъяснения ребёнку правильности и необходимости определённого поведения, прогнозирования его поступков и трудностей адаптации к новым социальным условиям. Диагностическая функция имеет содержательную особенность: изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных молодежных объединений; степень и направленность влияния микросреды, особенности семьи и семейного воспитания; специфика соседской общины; позитивные силы в микрорайоне и источники негативного влияния на детей и подростков.

Таблица 2

Социально-педагогическая деятельность в

общеобразовательном учреждении

Направления социально–педагогической деятельности Виды социально-педагогической деятельности Функции социального педагога
Социально–педагогическая диагностика. Выявление социально–педагогических проблем. Изучение условий для осуществления социально–педагогической деятельности. Отслеживание динамики социогенеза личности. Диагностическая. Прогностическая. Аналитико-синтетическая.
Социально–педагогическая поддержка. Социально–педагогическая поддержка психофизического здоровья детей. Социально–педагогическая поддержка детей группы риска. Социально–педагогическая поддержка детских и молодежных инициатив.   Профилактическая. Воспитательная. Просветительская. Организаторская. Коммуникативная. Консультативная. Охранно-защитная. Пропагандистская.
Методическая работа. Участие в педагогическом консилиуме. Методическая помощь учителю в работе с учеником. Составление методических программ различных видов деятельности Методическая.

 

Общее руководство деятельностью социальной службы школы осуществляет директор, определяющий стратегию развития, основные направления деятельности и задачи, а также осуществляющий контроль за ходом их реализации. Непосредственное руководство организацией социально-педагогической работы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Как должностное руководящее лицо осуществляет организацию и руководство воспитательной деятельностью учителей – предметников, классных руководителей, воспитателей групп продленного дня, психолога, социальных педагогов, руководитель кружковой работы и художественной самодеятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.