Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психолого-педагогические принципы и общая характеристика технологии работы социального педагога с семьей




 

Т.В. Лодкина вводит рабочее понятие «семейный социальный педагог» как нового типа воспитателя, выполняющего роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, призванного повышать психолого-педагогическую культуру семьи, при этом минимизируя свое вмешательство и обеспечивая социально-педагогическую защиту семьи и ребенка.

Подход к семье как субъекту саморазвития и саморегуляции предполагает социально-педагогическую и психотерапевтическую деятельность. Суть социальной терапии заключается в деятельности конкретных социальных служб, облегчающих взаимоотношения индивида со средой и помогающих ему справиться с проблемами и конфликтами. Семейный социальный педагог способствует установлению контактов с такими службами. В психотерапевтической деятельности социальный педагог стремится раскрыть роль, обязанность каждого члена семьи, побудить их к взаимопониманию и терпимому отношению друг к другу, открывает новые возможности в освобождении потенциала самопомощи, прекращает невротические односторонние коммуникации и создает необходимые условия для активизации позиции семьи. Одним из средств развития субъектности семьи служит ее психолого-педагогическая культура.

Психолого-педагогическая культура- это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье (Т.В. Лодкина).

Влияние школы на семейное воспитание, по мнению И.В. Гребенникова, становится эффективным, если работа в этом направлении начинается до поступления ребенка в школу и продолжается в течение всех лет обучения. И.В. Гребенников рассматривает педагогическую культуру как совокупность педагогической подготовленности и определенных свойств и качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющихся в процессе деятельности по семейному и общественному воспитанию.

Ученый предложил структуру системы повышения педагогической культуры родителей, которая включает следующие звенья

- общее ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания через периодическую печать, радио, телевидение, на предприятиях и учреждениях;

- подготовку юношей и девушек к семейной жизни, начиная проводить работу с ними в старших классах школы, в техникумах и профессионально-технических училищах;

- подготовку молодоженов и молодых родителей к воспитанию детей в клубах молодой семьи, создаваемых при дворцах культуры, при вузах, домоуправлениях и т.д., а также на специальных факультетах народных университетов;

- подготовку к материнству и отцовству начинать в детских и женских консультациях, на специальных лекториях, в процессе групповых и индивидуальных консультаций;

- подготовку родителей к воспитанию детей дошкольного возраста проводить в народных университетах, яслях и детских садах;

- подготовку родителей к воспитанию учащихся проводить в общеобразовательных школах, техникумах, профессионально-технических училищах, народных университетах;

- подготовку общественников к работе с родителями проводить в университетах педагогической культуры, на специализированных семинарах, курсах;

- подготовку учителей к воспитательной работе с родителями следует проводить в вузах, на специальных факультетах университетов педагогической культуры, в школах лекторов, на курсах, семинарах и т.д.

Т.В. Лодкина дает характеристику принципам деятельности социального педагога с семьей:

- принцип гуманизма;

- личностно-деятельностный;

- культурологический;

- целостности жизнедеятельности и воспитания;

- развивающего общения;

- сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка, семье;

- учета новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества;

- милосердия.

Реализация этих принципов является важнейшим условием высокой результативности деятельности семейного социального педагога.

Суть принципа гуманизма заключается в признании ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Согласно этому принципу деятельность специалиста строится на поддержке человеческого достоинства, понимании его личностных проблем и готовности содействовать в их разрешении.

Принцип личностно-деятелъностного подхода - не просто учет индивидуальных особенностей ребенка, а прежде всего последовательное отношение к нему как субъекту, защита создавшихся доверительных отношений, сохранение тайн и т.п.

Сущность культурологического принципа заключается во вхождении человека в культуру как в среду, где происходит формирование его самобытного образа. Семейный социальный педагог способствует организации культуры жизнедеятельности каждого члена семьи от элементарных форм проявления до сложных социальных и высших духовных. Освоение духовного опыта человечества, одухотворенность собственной жизни - это то, что наряду с интересами и склонностями, увлечениями и выбором профессии придает смысл существованию человека. Воспитание при таком подходе понимается как культурологическое осознание личности.

Принцип целостности жизнедеятельности и воспитания направлен на достижение целостного развития самой личности ребенка и предусматривает согласованную деятельность различных организаций и специалистов, занимающихся воспитанием детей, и лиц, призванных оказывать своевременную помощь детям. Этот принцип предполагает объединение усилий администрации школы, учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей, юристов для создания воспитательной среды, адекватной потребностям ребенка, выработку рекомендаций, быстрое нахождение средств квалифицированной помощи семье, ребенку по защите их прав и предупреждению их нарушения.

Принцип развивающего общения - принятие одним человеком другого, признание того, что другой имеет право быть таким, какой он есть, что позволяет семейному социальному педагогу строить профессиональные отношения на партнерской основе, формирует способность выдерживать и разрешать повседневные противоречивые ситуации.

Принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка, семье. Предъявлять требования к человеку - это уважать и верить в него, видеть сильные и слабые его стороны, понимать и помогать ему. Полное восприятие ребенка и семьи со стороны социального педагога выражается доброжелательным отношением, чуткостью, вниманием и теплотой.

Принцип учета новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества в системе взаимодействия личности, семьи, общества. Вся природно-социальная среда является участником воспитательного воздействия, сила которого зависит от степени ее реальной включенности в воспитательные отношения, взаимодействия, деятельности и общения детей и взрослых людей. По мнению Б.Т.Лихачева, «основой, неделимой клеткой такого взаимодействия является жизненная отношенческая воспитательная ситуация, которая характеризуется следующими чертами:

1) направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов детей и естественным стимулированием их к взаимодействию;

2) проявлением в ней общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;

3)сосредоточенностью и проявлением в ситуации реально существующих в обществе зависимостей;

 

4) необходимостью нравственного выбора поступка, направленности поведения в целом участниками взаимодействия;

5) вовлечением в разнообразные взаимоотношения участников воспитательного процесса, побуждением, стимулированием их к активному проявлению внутренних сил в деятельности и общении, формированием готовности каждого к самореализации в пределах его потребностей и возможностей;

6) осуществлением в результате активных взаимодействий, формированием привычных форм поведения, личностно-психологического развития.

Жизненные воспитательные отношенческие ситуации возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, должного, обязательного. Во-вторых, для ребенка в воспитательном процессе возникают ситуации на уровне свободного выбора видов деятельности и общения, а также избирательных отношений. В-третьих, воспитательные отношенческие ситуации возникают на уровне случайного общения, взаимоотношения и взаимодействия. Сила воспитательного воздействия ситуации того или иного уровня возрастает по мере перехода от ситуации случайного общения к ситуациям избирательного и необходимого общения, отношений» (Б.Т.Лихачев).

Воспитательный процесс, по существу, представляет собой систему коррекций. Б. П. Битинас считает, что часть воспитательного процесса, заключенная между двумя коррекциями, составляет его основной элемент - воспитательную ситуацию, которая включает многообразие взаимодействий.

Смысл корригирования, допустимого вмешательства семейного социального педагога в процесс социализации детей заключается в деликатном регулировании взаимодействий и отношений в соответствии с целью и конкретными задачами, в усилении противостояния нежелательному воздействию среды.

Принцип милосердия связан с духом социальности, благотворительности, сострадания, с возможностью изменить ситуацию, стремлением защитить ребенка, помочь ему утвердиться в жизни. Семейному социальному педагогу необходимо проявлять терпимость, бескорыстие, доброту, веру во внутренние силы ребенка.

Следование вышеизложенным принципам способствует профессиональному разрешению воспитательных противоречий, смягчению и устранению проблем, снятию трудностей в социуме, обеспечивает душевный комфорт ребенку, помогает ему усваивать положительный социальный опыт, содействует воспитательной функции семьи.

Исходя из этих принципов, ставятся конкретные задачи в работе семейного социального педагога, дающие возможность определить содержание его деятельности.

Социальный педагог при установлении взаимоотношений с родителями сталкивается с проблемами:

· неумение налаживать деловое и личностное сотрудничество, несформированность у родителей «педагогической рефлексии», т.е. неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причину своих педагогических ошибок;

· недостаточная информированность родителей об особенностях работы социального педагога;

· непонимание родителями самоценности периодов детства, отрочества и юности.

Т.В. Лодкина определяет следующие критерии эффективности работы педагога с семьей: появление интереса у родителей к содержанию занятий, возникновение дискуссий по инициативе самих родителей, увеличение количества и качества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира, отношения с окружающими; стремление родителей к сотрудничеству.

Установление партнерских отношений между специалистом и семьей возможно лишь при поэтапном построении взаимодействия и создания особой формы общения, которую В.А Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт».

На первом этапе происходит моделирование общения во время предстоящей деятельности. Это своеобразная подготовка педагога к деловому и личностному взаимодействию с родителями, создание установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку и родителям. Моделируются содержание и форма работы с родителями.

На втором этапе формируются доброжелательные межличностные отношения с установкой на будущее деловое сотрудничество, основа которого - улучшение взаимоотношений между родителями и ребенком, формирование у родителей положительного образа ребенка. Главное на этом этапе - заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить.

Третий этап - формирование у родителей более полного образа ребенка и правильное его восприятие путем сообщения им информации о ребенке, которая может быть для них неожиданной, раскрывает неизвестные им стороны личности ребенка.

Четвертый этап - ознакомление педагога с особенностями семейного воспитания ребенка. Заметим, только после успешного прохождения первых трех этапов у родителей на основе достигнутой доверительности и доброжелательности в общении возникает потребность поделиться со специалистом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка дома.

Пятый этап - совместное с родителями исследование личности ребенка; планируется конкретное содержание работы с родителями и выбираются формы сотрудничества, специфичные для каждой возрастной группы детей, а также с учетом возможностей, индивидуальных особенностей как родителей, так и педагога.

Социальный педагог при взаимодействии с семьей, по мнению И.Н. Никитиной, должен иметь следующие профессиональные установки:

-проявлять искренний интерес к родителям воспитанника,

-уметь преодолевать свой эгоцентризм в общении с ними,

-уметь активно слушать родителей, дать почувствовать их значимость для педагога,

-развивать педагогическую рефлексию родителей,

-оптимальное сочетание коллективные, групповые и индивидуальные формы работы с родителями.

Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на:

индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);

групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи);

коллективные (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, проведение Дней открытых дверей для родителей в образовательном учреждении, организация досуговых мероприятий);

наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания).

Рассмотрим конкретные примеры форм работы с семьей.

Индивидуальная работа с родителями начинается, как правило, с обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка. На всех этапах беседы, консультирования следует создать особую атмосферу доверительности отношений. В их основе лежит понимание социальным педагогом того беспокойства, тревоги, которое испытывают родители.

Многие родители недооценивают сложность процесса консультирования, временных затрат, ориентированы на получение быстрого результата, переоценивают возможности социального педагога. Важно избегать неоправданных ожиданий, которые могут привести к чувству неудовлетворенности от общения со специалистом.

Беседа, проводимая по итогам изучения ситуации, направлена на:

► обсуждение общего состояния ребенка, особенностей его характера, степени и причин выявленных трудностей;

► обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;

► совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной работы совместно с другими специалистами;

► планирование следующих встреч.

Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять: «Извините, если я пришел в неудобное время, без предупреждения, надеюсь, что у нас будут встречи и в дальнейшем; у вас замечательные дети, но им необходима помощь...»

Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряженность, которая может возникнуть при посещении социальным педагогом их дома.

Основные элементы первого визита специалиста в семью:

Знакомство. Представьтесь, будьте при этом доброжелательным, спокойным и, если получится, уверенным в себе.

Социально-психологическая беседа. Если волнуетесь, чувствуете, что сами или семья не готовы к содержательной части диалога, - не спешите (иногда первый визит может этой фазой и завершиться). В этом случае договоритесь о времени следующего визита и распрощайтесь.

Содержательная часть.

► Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может - нет.

► Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.

► Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.

► Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.

► Оцените качество контакта с семьей.

Групповые формы работы с родителями. Наряду с индивидуальными формами работы с родителями в последние годы в практике социальных педагогов школ, профессиональных училищ, учреждений дополнительного образования, медико-психолого-педагогических центров все чаще используются групповые тренинги, групповое консультирование, родительские семинары и лектории.

Отмечено, что ни прямое обучение родителей, ни интерактивные методы (в том числе и групповые дискуссии) не дают быстрых эффективных результатов, так как родительские отношения характеризуются устойчивостью и сопротивлением изменениям. Необходимо создать условия для сознательной, самостоятельной, активной перестройки отношений самими родителями.

Групповая работа с родителями может быть организована на родительском собрании, где социальный педагог, кроме информирования по определенной теме, организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры.

Используя знания из курсов психологии, педагогики, социальной педагогики, социальный педагог разрабатывает сценарии групповой консультации для родителей подростков (или деловой игры, которую можно использовать на родительском собрании) «Ужасные двухлетки и ужасные подростки» (по материалам Сюзан Кэррел «Групповая терапия с подростками»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.