Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование субъективного идеализма (Д.Юм, Дж.Беркли)




Номинализм и реализм в средневековой философии. Современное значение этих традиций.

 

Идеи Платона и Аристотеля методологически использовались средневековыми теологами и для решения вопроса о том, что является главным в вере: понятие Бога или 3 ипостаси (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух). Понятие Бога - это универсалие Бога, потому что наиболее общее понятие называлось универсалием. Это был спор об универсалиях, т.е. как соотносится общее понятие и его более конкретное воплощение.

Теологи, рассматривающие универсалию Бога только как имя Бога 9номиналисты) базировались на Аристотелевской методологии, согласно которой идеи не существуют, как у Платона отдельно от вещей.

Теологи, рассматривающие универсалию Бога как первичную реальность, а 3 божественных ипостаси, как вторичную, опирались на методологию Платона (реалисты).

Идея Бога реальная (реалисты). Понятие Бога - имя (номиналисты).

Идея Платона первична по отношению к вещам.

 

Юм поставил проблему: у субъекта нет средств для того, чтобы доказать существование или отсутствие внешнего мира.

Дж. Беркли выделяет 4 вида бытия:

1) бытие объекта: нет объекта без субъекта, т.е. существовать значит быть воспринимаемым.

2) бытие субъекта: существовать значит воспринимать.

3) бытие в воображении- это зыбкий тип бытия.

4) бытие Бога. Бог - вечная эманация (течение от высшего к низшему), постоянно действующее начало - он творец мира, он постоянно присутствует в мире и определяет ход событий и является гарантом существования всех людей. Бог вкладывает ощущение, сознание людей. В.И.Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1908-1909 гг.), посвященной критике позитивизма указывал на то, что корни позитивизма лежат в субъективном идеализме Беркли, поэтому Ленин уделил большое внимание критике философской концепции Беркли. С точки зрения Беркли вещи - это комплексы ощущений. В известных диалогах Беркли два персонажа Геллас и Филлонус приходят к компромиссу по поводу того, что вещи существуют только для чувственно-воспринимающего их субъекта. бог в философской системе Беркли выступает основой бытия и именно Бог выступает последним аргументом, позволяющим избежать солипсизма (т.е. вывода о том, что согласно основным положениям философии Беркли существует только тот, кто рассуждает подобным образом, а все остальные люди - только комплексы его ощущений).

Логика рассуждений основоположников субъективного идеализма Юма и Беркли оказала существенное влияние на дальнейшее развитие философии. Философия субъективного идеализма послужила основанием для достаточно большого количества философских школ, направлений: И. Кант в обосновании своей философской онтологии, гносеологии отталкивается от проблем, поставленных основоположниками субъективного идеализма; О. Конт (основатель позитивизма, предтечи нео- и постпозитивизма) также принадлежит по своим философским основаниям традиции субъективного идеализма; философская традиция экзистенциализма также относится к субъективному идеализму.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.