Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия И. Канта. Гносеологическая проблематика




Философия И. Канта. Онтологическая проблематика.

 

И Кант (1724-1804 гг.) - основоположник немецкой классической философии, европейского философского права, казавшей существенное влияние на все последующее развитие философии в западном и евразийском мире.

В философии канта нельзя провести четкой границы между гносеологической и онтологической проблематикой. В этой проблематике кант развивает идеи Декарта, Локка, Беркли, Юма. Проблема обозначенная Юмом о состоящая в том, что у субъекта-индивида нет средств ни для утверждения, ни для отрицания реальности внешнего мира, была решена кантом не категорично, а с точки зрения лишь предположительного, возможного существования мира вне сознания субъекта.

Для этого Кант ввел следующую систему понятий:

"вещь в себе" - это возможная причина наших чувственных представлений, возбуждение.

"феномены" - это результаты, афференцирования нашей чувственности, представления об единичных чувственных предметах.

"ноумены" - умозрительные (идеальные) конструкции разума на основании его априоризмов.

 

 

Кант известен как агностик (т.е. философ, отрицающий возможность познания или принципиально ограничивающий возможность познавательной деятельности человека). Однако, это поверхностная характеристика сути кантовской философии. В частности Ленин называл Канта агностиком. Кант задавался вопросом - как возможны синтетические априорные суждения (кант сравнивал синтетические суждения и аналитические. В синтетических есть приращение содержания, а в аналитических нет прироста содержания, потому что в синтетическом суждении просто идет развертка содержания понятия. Например, снег - это белое вещество - синтетическое суждение.

Кант поставил проблему - что является источником внеопытных (априорных) синтетических суждений и пришел к выводу - разум в котором изначально содержатся доопытные (априорные) идеи (априоризмы).

Кант выделял 3 уровня познавательной деятельности:

- чувственность (в ней он усматривает характерные для нее априоризмы пространства и времени). Пространство и время он считал способом упорядочивания впечатлений субъекта, т.е. кант не считал, что пространство и время существует объективно.

- рассудок - способность действовать по правилам.

- разум - творческая интеллектуальная способность человека, это способность создавать правила для рассудка.

С точки зрения Канта "субъект конструирует объект". Априоризмы разума о душе, о мире, о Боге. На базе этих априоризмов разума, присущих всем людям создаются системные ноуменальные представления о соотношении души и тела, о внешнем мире и о Боге. С точки зрения Канта субъект-индивид не может абсолютно точно утверждать или отрицать существование внешнего мира, бога, конечность или бесконечность мира и т.д. С точки зрения Канта представления человека можно разделить на 2 вида: 1) представление об единичных чувственных феноменах, т.е. вещах; 2) ноуменальные представления, в принципе не подвластные, не подлежащие опытной проверке. Источником для первых может быть какая-то вещь в себе, для второй - априоризмы разума.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.