Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационализм и иррационализм Нового времени




Кант о предмете философии.

Кант совершил «коперниканский» переворот в в понимании предмета философии (у Коперника поменялись местами Земля и Солнце). Кант же ввел понятие трансцендентального субъекта, который изначально обладает доопытными (априорными) познавательными способностями и поэтому является активной стороной в процессе познания (субъект конструирует объект). До Канта в философии нового времени доминировали представления об эмпирическом субъекте, которому предписывалась пассивная роль в познании.

Хотя у Канта были предшественники, высказывавшие относительно активной роли субъекта в процессе познания (Декарт, Локк), Кант считал, что предметом философии – должно быть исследование априорных способностей трансцендентального субъекта и называл свою философскую систему «трансцендентальным идеализмом».

В введении к работе «Критика чистого разума» - 1781 год – Кант рассуждал так:

1. человек подобен строителю: обнаружив, что возведенное им здание покосилось, он заглядывает в фундамент. Если «здание» созданной человеком культуры деформируется, то надо исследовать его «фундамент», т.е. само сознание, потому что «фундамент» всего, что делает человек – это сознание. Таким образом, задача философии – исследовать основания сознания, как бы инвентаризировать его способности.

2. предмет философии по Канту – рефлексия оснований разума, предметом философской рефлексии не может быть внешний мир, ее предмет – лишь сознание.

3. с точки зрения. Канта, философия – это метафизика. Физика изучает природу, а философия изучает то, что находится за пределами природы - сознание.

4. кантовская трактовка предмета философии имеет прямое отношение к европейской философии и науке: Кант считал, что науки, не исследующие своих оснований в разуме – догматические науки. Наука должна быть критической, т.е. исследовать свои основания в разуме, опираясь на философскую рефлексию (на современном языке это значит: философия должна выполнять для науки методологическую роль, а наука без методологических рефлексий – догма). Кант до этой работы стоял на позициях натурфилософии - естествознание умозрительное, где философия пытается подменить естественные науки. натурфилософия сохраняет свои позиции до сих пор и часто выдается за подлинную философию, но Кант указывал, что философия – метафизика и предметом философской рефлексии не м.б. внешний мир.

Рационализм и сенсуализм Нового времени - это философское течение, отличающееся представлениями об источниках познания.

Рационалист Рене Декарт (Картези) считал, что основой знаний, их источником является разум. Он считал, что сомнение - это исходный принцип познавательной деятельности.

"Мыслю, следовательно существую" - это формула, лежащая в основе онтологии и гносеологии Декарта.

Онтология и гносеология Декарта неразрывно взаимосвязаны:

Онтология.

существует 2 независимых субстанции:

- материальная (признаки: протяженность, инертность)

- мыслящая (духовная) субстанция (признак - способность мыслить);

в человеке эти две субстанции сочетаются (т.е. Декарт был дуалистом, а во взглядах на человека придерживался концепции психофизического параллелизма)

Гносеология.

источником познания является разум в котором изначально содержатся идеи. Существует 2 вида причинности: "кауза" и "рацио". "Кауза" - это естественная причинность, "рацио" - это логическая причинность, которая соответствует причинности "кауза".

С точки зрения Декарта человек обладает свойствами материальной и мыслящей субстанции, т.е. телесностью и способностью мыслить.

Сенсуализм отличается от рационализма тем, что источником знания считает ощущения, чувства. "Нет ничего в разуме, чтобы не было в чувствах". Дж. Локк создал теорию "первичных и вторичных" качеств: все предметы обладают первичными, т.е. не зависящими от субъекта качествами 9протяженность, число, фигура), а вторичные качества предмета зависят от субъекта, приписываются им (цвет, запах, вкус).

К числу сенсуалистов можно отнести в принципе всех представителей субъективного идеализма.

 

27. Ф. Ницше о "сверхчеловеке".

 

Сверхчеловек присутствует в работах Ницше в 3 формах:

1. в форме реальных исторических персон (викинги, Цезарь, Наполеон)

2. миф о сверхчеловеке – средневековой брутальной белокурой бестии. Здесь подразумевается аристократ феодального типа, действующий в соответствии с принципами законности, идущий по головам, своенравный, стремящийся к доминированию над толпой. Однако при всем этом Ницше настаивает на том, что аристократы (самые сильные, умные, красивые) уязвимы, т.к. отважны и первыми гибнут, потому что их ненавидит толпа (толпа живуча и труслива, а герои рискуют и гибнут).

3. философская концепция сверхчеловека.

Сверхчеловек, по Ницше, появляется в переломную эпоху, когда утрачены, разрушены все привычные идеалы, ценности, Боги, живущие в человеческом сердце и лежащие в основе интереса к жизни. В трагическую эпоху люди не хотят жить, потому что их сердце убито. Ситуацию переломной эпохи Ницше фиксирует так: утрата людьми смысла жизни, уход от реальности, фанатизм, наркомания, распутство.

С точки зрения Ницше переломные эпохи повторяются в истории периодически.

С точки зрения Ницше только сверхчеловек способен в переломную эпоху показать растерявшимся людям путь к спасению во имя жизни. Жизнь - главная ценность. Мир не плох и не хорош, надо бороться в нем за жизнь как бы он не изменился.

Пример такой борьбы показывает сверхчеловек: он способен вырвать из сердца обветшавшие идеалы, ценности, Богов и создать новые во имя жизни.

Таким образом, из философской концепции сверхчеловека ясно, что воля к власти - это прежде всего власть над собой, а не доминирование над другой.

 

28. Ф. Ницше - основоположник "философии жизни".

 

Философия Ницше - это настолько выдающееся явление в истории мировой мысли, что опрометчиво отдавать его "на откуп" расистским идеологиям, примитивным мифологемам обыденного сознания. Сам Ницше, как известно из воспоминаний современников, понимал силу воздействия своих текстов, их провоцирующий характер.

Очевидно, что мыслитель такого уровня, гений не стал бы утруждаться по поводу вышеописанных трюизмов (банальностей). В начале работы "Антихрист" Ницше пишет: "хорошо то, что увеличивает волю к власти". Почему волю к власти, а не саму власть?

Ницше - философский блудный сын Канта. Без Канта невозможно понять его адекватно. Философия Гегеля тоже оказала на Ницше влияние: Гегель считал, что содержанием воли является постановка целей и поиск средств, но условием существования воли является невозможность полного осуществления целей, т.к. если все цели осуществлены, то пропадает стержень субъективности (желать больше нечего и субъект не противостоит окружающему миру, не выделяется из него, наступает "чистая неопределенность Я". По Гегелю воля - стержень субъективности.

С точки зрения Ницше воля (как и у Гегеля) - это стержень субъективности. Воля к власти с этой точки зрения это условие самосовершенствования субъекта, для которого необходима власть прежде всего над собой. В "Антихристе" данная фраза может трактоваться по-разному, но возможна и такая вышеприведенная трактовка.

29. Понятие «бессознательное», его философская эволюция. +

30. Психоаналитическая философия (общая характеристика) +




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.