Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы организационных структур управления




Структуризация процессов менеджмента в организации.

Система процессов менеджмента.

 

Все процессы менеджмента в организации можно разделить на руководство, управление и обслуживание руководства и управления.

Менеджер-руководитель наделен правом формирования цели деятельности и развития организации, принятия решения, за которые он несет личную ответственность, материальную и моральную.

Менеджер-управляющий не наделен таким правом. В его обязанности входит руководство персоналом и обеспечение выполнения поставленной перед ним цели менеджером-руководителем.

Специалисты по обслуживанию руководства и управления выполняют процессы, без которых невозможно осуществить руководство и управление организацией сферы культуры и искусства.

 

Процессы менеджмента Компоненты менеджмента
Руководство организацией Разработка миссии организации Разработка цели (целей) организации Разработка стратегий организации Проектирование организационной структуры управления Координация действий подчиненных. Принятие решений.
Управление организацией Маркетинговые исследования Бизнес-планирование Управление факторами производства Материально-техническое обеспечение Продажа интеллектуальных продуктов и услуг
Обслуживание руководства и управления Информационное обслуживание Организационное обслуживание Техническое обслуживание Контроль, учет, анализ

 

Компоненты процессов менеджмента следует также рассматривать как последовательность действий, связанных друг с другом посредством организационного механизма, - цели, функции, ресурсы, методы управления, организационные структуры достижения цели. Такой механизм рассматривает последовательность действий по управлению организацией: прогнозирование, целеполагание, декомпозиция цели на подцели, распределение ресурсов по подцелям (планирование), контроль, учет, анализ, регулирование (координирование).

 

Организационная структура управления определяет субординацию и координацию отдельных членов коллектива, подразделений и управленческих служб в организации. В организациях и творческих коллективах культуры и искусства культурно-просветительская и образовательная деятельность во многом определяется принятой организационной структурой управления.

Организационная структура управления (оргструктура управления) представляет собой сочетание в организации отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления организации.

Оргструктура управления в организациях культуры и искусства, ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводимой специализации и кооперации труда, характером и сложностью производимых интеллектуальных услуг.

Организационная структура органа (аппарата) управления представляет собой единство подразделений, каждый из которых предназначен для выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и соподчиненности с другими подразделениями.

Аппарат управления организационно строится таким образом, чтобы в его структуре можно было выделить звенья и ступени. Звено аппаратауправления – это структурное подразделение, выполняющее определенную функцию по осуществлению процесса управления.

Ступень представляет собой совокупность звеньев управления на одном иерархическом уровне управления. Во главе каждой ступени управления стоит руководитель, которому по отдельным направлениям деятельности создаются в помощь функциональные отделы и службы.

Количество звеньев и ступеней в аппарате управления организации определяется следующими факторами:

· Производственная структура

· Характер, вид и объем оказываемых услуг

· Численность работников

· Уровень механизации и автоматизации (компьютеризации) труда менеджеров и специалистов

· Сложность творческого процесса производства

· Уровень специализации производства

· Степень развития кооперирования

 

При формировании структуры управления организацией необходимо учитывать ряд принципов:

· Соответствие структуры управления задачам деятельности организации и ее звеньев;

· Четкое разделение труда внутри аппарата управления и его специализация;

· Сокращение многоступенчатости управления, приближение оперативного руководства к производству;

· Единство руководства всех звеньев управления и производственных участков;

· Оснащение аппарата управления оргтехникой, вычислительной техникой и средствами автоматизации, сбора, хранения и передачи информации;

· Создание условий для принятия оптимальных управленческих решений.

 

В современном менеджменте выделяется два типа организационных структур управления – бюрократический и органический, каждый из которых имеет свои специфические черты и, следовательно, сферы своего развития.

 

Бюрократический тип оргструктуры управления исторически сформировался первым. Главными концептуальными положениями рациональной бюрократии являются следующие:

· Это, прежде всего, порядок, исходным моментом которого служит трудовое поведение персонала, направленное в определенное русло.

· Необходимое поведение персонала достигается регулированием: распределением задач, распространением соответствующей информации, разграничением полномочий.

· Общий порядок регулирования достигается в результате создания уровней управления, что ведет к формированию уровней иерархии (иерархических связей).

· Ограничение поведенческого диапазона членов коллектива действующими правилами (инструкциями) создает предпосылки для единообразного поведения персонала.

· Использование общих (типовых) правил организационного поведения повышает эффективность действий по координации деятельности в организации.

Главным в бюрократических оргструктурах управления является должность, а не человек с его индивидуальность. В результате организация, использующая подобный вид управления, становится жесткой, ее развитие возможно благодаря мероприятиям, проводимым извне.

Бюрократический тип оргструктуры организации имеет разновидности, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся:

- Линейно-функциональная;

- Линейно-штабная;

- Дивизиональная структура управления.

 

Всем оргструктурам управления бюрократического типа свойственны:

1) Четко определенная иерархия

2) Установленная система обязанностей и прав

3) Разделение общей задачи на составляющие части

4) Обезличенность во взаимоотношениях персонала

5) Жесткое разделение функций.

По этим причинам не следует рекомендовать данный тип управления в организациях культуры и искусства, занятых созданием и распространением интеллектуальных продуктов и услуг.

 

Органический тип оргструктуры управления, представляет собой новый тип; он возник как антипод бюрократическому типу организации и в своей основе предполагает:

· Импровизацию управленческой деятельности вместо планирования;

· Гибкость структур вместо жесткости, связанной правилами и нормативами;

· Коллегиальность в принятии решений вместо авторитарности;

· Доверие среди персонала вместо власти.

Кроме того, интегрирующей целью такого типа организации является стратегия развития организации; правилами работы персонала аппарата управления являются принципы; распределение обязанностей и работы между персоналом определяется характером решаемых проблем; наконец, в организации имеет место постоянная готовность к прогрессивным изменениям – все это органически присуще многим сферам деятельности культуры и искусств.

Такой тип оргструктуры управления эффективен в условиях, когда деятельность организации направлена на работу по совершенствованию производимой продукции и услуг. Неопределенность внешней среды, многообразие воздействующих факторов, определяющих внутреннюю структуру организации, обуславливает возникновение уникальных ситуаций, которые не могут быть решены в условиях жесткой (бюрократической) организации управления. Органический тип оргструктуры управления обеспечивает адаптивное саморазвитие организации, уникальность которой определяется возрастающим воздействием с окружающей средой и необходимостью решения возникающих, подчас новых проблем.

Одной из возможных форм организации структуры управления в таких условиях является создание гибких, ориентированных на решение проблем внутренних систем, которые объединяются в единое целое с помощью менеджеров и специалистов, осуществляющих постановку, оценку и решение возникающих задач.

Разновидностями оргструктуры управления органического типа являются проектные, матричные, бригадные и целевые формы организации управления.

Проектные оргструктуры управления применяются в организациях, занятых целенаправленными изменениями в действующей или создаваемой системы управления. Как правило, такая система имеет одну или несколько меняющихся целей, а процесс управления ею включает определение целей и функций, формирование оргструктуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей. При такой форме оргструктуры управления менеджер-руководитель проекта наделяется проектными полномочиями и несет ответственность за бизнес-планирование, расходование выделенных средств, материальную и моральную мотивацию рабочих, а главное, разработку концепции управления проектом – приоритеты, распределение задач и ответственность за их выполнение.

Проектный тип оргструктуры управления обладает большой гибкостью и универсальностью, простотой, экономичностью, а главное, позволяет одновременно разрабатывать несколько проблем (проектов). Для выполнения работ по реализации нескольких проектов может создаваться штаб, состоящий из руководителей проектов в организации.

Матричная оргструктура управления создается с помощью совмещения двух типов оргструктуры управления – линейно-функциональной и проектной. В данной структуре управления используется принцип двойного подчинения менеджеров и специалистов-исполнителей:

1) Руководителю линейного (функционального) подразделения, которому предоставлены персонал и ресурсы по отдельным сферам деятельности или жизненного цикла создаваемых интеллектуальных продуктов и услуг;

2) Руководителю временной группы, наделенному полномочиями и ответственностью за сроки, качество и эффективность использования ресурсов, определенных проектом.

При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и другими работниками линейных (функциональных) подразделений, временно подчиненных ему по ограниченному кругу показателей.

Бригадная структура управления представляет собой многоуровневую иерархическую систему бригад, каждая из которых состоит из творческих личностей, менеджеров и специалистов-исполнителей.

Принципами образования бригадных структур являются:

· Автономность работы бригады;

· Универсальность в составе персонала бригады;

· Самостоятельность принятия решений;

· Самостоятельность в координации деятельности бригады с другими бригадами;

· Замена жестких связей бюрократического типа на гибкие.

Бригаду возглавляет руководитель, осуществляющий руководство бригадой в соответствии с концепцией групповой формы управления, включающей в себя взаимопомощь, взаимозаменяемость, личную ответственность, ориентацию на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблемы в целом.

В состав каждой бригады должны включаться специалисты с универсальными знаниями и навыками, способные обеспечить гибкость управления при смене выполняемых заданий. Гибкой должна быть и система мотивации труда. Для этого в ее основу закладывается принцип экономически выгодного сотрудничества, заинтересованности в росте доходов и прибыли, а оплату труда каждого члена бригады увязывают с общими результатами.

Иерархия построения бригадной оргструктуры управления предусматривает вхождение в самую верхнюю бригаду высших менеджеров организации. За каждым из них закрепляется ответственность за одно крупное (основное) направление деятельности организации. На втором уровне количество бригад определяется основными направлениями деятельности организации. Каждой бригаде может быть дан статус самостоятельных единиц.

Преимущества бригадной оргструктуры управления:

· Повышение качества обслуживания населения;

· Ускорение процессов, связанных с обновлением интеллектуальных продуктов и услуг;

· Применение инновационных технологий в сфере культуры и искусства;

· Обеспечение ориентации на относительно малоемкие сегменты рынка;

· Нацеленность на борьбу с конкурентами за рынки в сфере культуры и искусства.

Целевая организационная система управления представляет собой комбинацию нескольких видов оргструктуры управления. К ней следует прибегать в тех случаях, когда цель является нетрадиционной. Так, в организациях культуры и искусства существует проблема межорганизационной кооперации, формирование системы непрерывных творческих проектов, интеграции с материальными отраслями экономики.

Аналогичная ситуация может возникнуть и внутри каждой организации. В этом случае оргструктуры управления организации будут связаны линейно-функциональными и целевыми связями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.147 сек.