КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свобода воли у неоплатоников
Случай силен совершить многое Плотин Могла ли свобода воли с присущей ей хаотичностью претендовать на место в структуре Единого? Единое неоплатоников – причина себя, в себе и для себя сущее, самопродуцирующая активность, ничем не ограниченная свобода, Абсолют, которому присущи преимущественно апофатические (отрицательные) определения (предикаты): не имеющий места, вне времени, беспредельный и пр. И вот человек «заброшен» в этот мир, он один со своими проблемами, главная из которых – свобода воли. Эманация (нисхождение) предикатов (свойств) Единого – главная тайна сего мира. Как она происходит неизвестно, но она происходит – таков порядок. Так, эманация свободы определяет иерархию степеней свободы, где высшей ее степенью обладает ум, притом, что ум теоретический выше ума практического. Самопроизвольность добродетелей выше таковой у пороков. К этому Плотин добавляет, что «свобода и самопроизвольность добродетели лежат вне ее (добродетели. – М.З.) праксиса».[35] Но бог ничего не обязан делать людям, зато люди сами могут совершить восхождение к нему, воссоединиться с Единым, благодаря своей способности и желанию (воле). При этом надо следовать руководству ума, поскольку только ум (имеется в виду образованный ум) способен отличить низкие вещи от высоких. Высоким вещам присущ порядок. И когда ум постигает этот порядок ему сообщается свобода (возможность выбора), и все, кто руководствуется таким умом, обладают свободой. Там же, где господствуют Рок и Фортуна (необходимость и случайность), там область низких вещей. «Случай, пожалуй, силен многое совершить, но произвести разум, смысл, порядок – это выше его сил».[36] Платоновскому демиургу в лице Бога-Единого приписываются Плотином сверхъестественные предикаты (поскольку он выше природной необходимости). Восхождение же человека к Единому сопряжено с неимоверными усилиями воли, особенно, в плане выбора, когда еще слаб разум, и человек не знает, что выбрать. Здесь выбор сопряжен с несвободой, т.е. отсутствием знания. Когда же выбор становится свободным, это значит, что он становится разумным. Для Бога нет проблемы выбора, поскольку он все знает. В Едином свобода сливается с волей и составляет Нус (ум). Когда Плотин говорит, что бог ничего не обязан людям, он следует мысли Платона, согласно которому, душа человека, которая сродни вечным, бестелесным, совершенным и неизменным идеям, обретаясь в человеческом теле, испытывает многие муки, в том числе, муки выбора. Сюжет об Эре из «Государства» как раз повествует об этом. Парадигмы жизни, говорит Платон, сокрыты в лоне Мойры Лахесис, дочери Необходимости, но не так, что они вменены душам, а, скорее, вариативно предложены им, выбор между ними целиком принадлежит самим душам. Человек не выбирает свободно, жить или не жить, но он свободен в выборе – жить по справедливости и в благе, или жить в пороке и зле. Выбор – источник вины. «Не вас (души – М.З.) получит по жребию гений, а вы его себе изберете сами. Чей жребий будет первым, тот первым пусть выберет себе жизнь, неизбежно ему предстоящую. Добродетель не есть достояние кого-либо одного, почитая или не почитая ее, каждый приобщится к ней больше или меньше. Это – вина избирающего: бог невиновен».[37] Автономность воли проявляется в выборе, который содержит в себе как свободу, так и ответственность. Так формируется проблема свободы и ответственности, которая, кстати, тесно связана с проблемой истины и идеала. Ситуацию тождества и различия истины и идеала следует рассмотреть более подробно, поскольку это раскроет динамику соотношения свободы и ответственности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |