Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство и издержки в рыночной экономике




 

Основные вопросы:

1) Предприятие (фирма) как главный субъект микроэкономики.

2) Организационно-правовые формы предприятий

3) Производственная функция. Совокупный, средний и предельный
продукт.

4) Издержки производства.

1) Предприятие – обособленная самостоятельная ячейка экономики, где происходит соединение факторов производства для изготовления продукции и оказания услуг в целях получения прибыли.

Признаки:

1) технико-правовая обособленность – соответствующий коллектив работников, объединенный наличием частного разделения труда и кооперацией труда

2) наличие организационного единства – структурная оформленность (внутренняя структура носит иерархический характер)

3) экономическая обособленность, предполагает обособленность кругооборота ресурсов, самоокупаемость и самофинансирование процесса производства, самостоятельность принятых хозяйственных решений, экономическую ответственность, наличие специфического экономического интереса.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица, признаками которого являются (часть 1, ст.48 Гражданского кодекса):

1) наличие обособленного имущества, которое может быть в собственности, хозяйственном ведении или в оперативном управлении

2) самостоятельная имущественная ответственность, т.е. предприятие отвечает по своим обязательствам имеющимся у него имуществом

3) самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, что означает – юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные преимущественные права, нести обязанности и быть истцом и ответчиком в суде.

Также важный признак предприятия – его мобильность: постоянный поиск нового, выпуск качественной продукции, снижение издержек.

Каждое коммерческое предприятие может быть характеризовано по следующим признакам:

1) по форме собственности:

- индивидуальное предприятие

- частное

- акционерное

- кооперативное

- государственное

- муниципальное

и так далее.

2) по принадлежности капитала:

- национальное

- иностранное

- смешанное

3) по роду деятельности:

- производственное

- посредническое

- финансовое

- информационное

и так далее.

4) по отраслям:

- промышленное

- транспортное

- торговое

- научно-исследовательское

и так далее.

5) по контролю:

- головное

- дочернее

- филиал

- ассоциированное

6) по размеру:

- крупное

- среднее

- малое (по числу занятых, по объему выпускаемой продукции),

Согласно Федеральному Закону о государственной поддержке малого предпринимательства от 14.06. 95г., малыми считаются предприятия средняя численность рабочих не превышает:

100 человек в промышленности, в строительстве, на транспорте;

60 человек в сельском хозяйстве и научно-технической сфере;

30 человек в торговле и бытовом обслуживании населения;

Целью любой коммерческой деятельности является извлечение максимальной прибыли. Это достигается через реализацию целевых установок тактического и стратегического порядка таких, как увеличение продаж, достижение более высоких темпов роста, увеличение доли рынка.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики государства в целом, тенденциями развития конкретной отрасли и стадиями цикла жизни самого предприятия.

Цикл жизни предприятия делится на 3 стадии:

1) активная экспансия:

- наращивание темпов роста

- создание производственных мощностей

- захват рынков

2) рост курсов акций и прибыли:

- увеличение доходов собственников капитала (главная задача – борьба за удержание своей доли рынка; рост производственных мощностей уходит на второй план по сравнению с сокращением издержек)

3) снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, а это приводит к оттоку капитала (на этой стадии единственной целью предприятия является выживание, т.е. фирма минимизирует издержки и максимизирует прибыль).

Но существуют процветающие предприятия – это предприятия, получающие устойчивую прибыль от своей деятельности. Эту задачу такие предприятия решают через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров), потребителей, поставщиков и персонала.

Что касается стратегии предприятия, то американские ученые выделяют 3 вида стратегий:

1) Предприятия должны продавать товары по более низкой цене, чем конкуренты (элементы – рыночная ниша общая с конкурентами, стандартное качество и более низкие издержки)

2) Такие качественные характеристики товара, которые ставят его вне конкуренции (элементы – рыночная ниша общая, более высокое качество и стандартные издержки)

3) Особые свойства товара, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей, т.е. глубокая специализация (элементы – особая рыночная ниша, особые качественные характеристики и стандартные (высокие) издержки).

Попытки совместить элементы разных стратегий ведут к падению эффективности предприятия. После выбора стратегии предприятие приступает к планированию своей деятельности. Планирование – систематическое составление плана действий, направленных на достижение целей предприятия. Включает 3 этапа:

1) анализирование:

- анализ внешней среды, т.е. изучение экономической политики государства, политической стабильности и культурных особенностей

- анализ отрасли, т.е. изучение темпов роста и цикличности экономики, международное воздействие и финансовые характеристики

- анализ рынка, т.е. изучение альтернативных технологий, конкурентов, тактики продаж и рекламы

- анализ спроса, т.е. изучение изменяемости, формируемости, длительности и устойчивости

- анализ ресурсов, т.е. изучение доступности, заменяемости, изменения цен и воздействия на окружающую среду

2) составление бизнес-плана

3) выбор организационно-правовой формы предприятия (Гражданский кодекс РФ, часть 1).

 

2) Основные виды предприятий (Гражданский кодекс РФ, часть 1):

- Хозяйственные товарищества и общества.

- Производственные кооперативы.

- Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

- Некоммерческие организации.

Хозяйственные товарищества подразделяются наследующие формы:

1) Полное товарищество.

2) Товарищество на вере.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме:

1) Акционерного общества (АО).

2) Общества с ограниченной ответственностью (ООО).

3) Общества с дополнительной ответственностью.

4) Дочерние.

5) Зависимые.

 

3) Производство – основная область деятельности фирмы. Фирмы в процессе производства использует факторы производства. Они называются вводимыми или входными факторами. Взаимоотношения между вводимыми факторами и, производственным процессом и выходом продукции описывается производственной функцией (или технологической).

Для измерения объемов производства используются различные показатели:

1) совокупный (суммарный, общий, валовый) продукт (TP) – общий выпуск продукции, получаемый при использовании всего объема применяемых факторов производства

2) средний продукт (AP) – выпуск продукции в расчете на единицу ресурса одного вида (APL=TP/L).

3) предельный продукт ( MP) – прирост совокупного продукта в результате применения данного переменного ресурса (MP=DTP/DL).

Результаты производства с одним переменным фактором:

L K TP AP MP
    - - -
         
         
         
         
         
         
         
         
        -4
        -8
         

Q Q

TP AP

 

 

MP

 
 


L L

4) Издержки производства – это стоимость используемых факторов производства. Величина издержек зависит от объема затраченных ресурсов и их цены. Однако поскольку ресурсы ограничены, то их использование для производства данного продукта означает отказ от производства других альтернативных продуктов. Следовательно, все издержки альтернативны, т.е. связаны с упускаемыми возможностями в применении ресурсов в другом производстве. Поэтому различают:

- внешние издержки – издержки альтернативные, принимающие форму денежных платежей, сделанные фирме поставщика факторов производства – это выплаты, осуществляемые с целью привлечения ограниченных ресурсов именно в данное производство и приводящие тем самым к отвлечению ресурсов от других альтернативных вариантов их применения.

- внутренние (неявные) – денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, т.е. это доходы, которые могли быть получены фирмой за самостоятельно используемые ресурсы, денежные средства, помещения, оборудование и т.д. при наилучших из возможных способов их применения.

Хотя внутренние издержки неявный (скрытый) характер и не всегда отражаются в бухгалтерской отчетности они всегда должны учитываться при принятии экономических решений, т.е. упущенная (неполученная) в данном случае прибыль является частью экономических издержек производства. Внутренние издержки включают в себя также, так называемую нормальную прибыль. Нормальная прибыль - минимальная плата, которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение на данной фирме, т.е. это минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы оставаться в данном бизнесе (этот доход должен быть не меньше прибыли, которую предприниматель мог бы иметь в другой, наиболее выгодной для себя сфере деятельности).

Таким образом, экономические издержки включают в себя как внешние, так и внутренние издержки, в том числе нормальную прибыль. Возможность изменения способов и издержек производства вальсируется в зависимости от того, сколько времени требуется фирме, чтобы изменить технологию производства или отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

Этот факт находит свое отражение в существовании различий между издержками производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Краткосрочный период – это период, когда большая часть факторов производства остается постоянной, фиксированной и для того, чтобы увеличить или сократить объем производства фирма может изменить только один фактор производства. Такие виды затрат как здание, оборудование остаются постоянными, поэтому фирма может воздействовать на объем производства, изменяя лишь оборотные фонды (например число работников) и не меняя основные фонды.

В долгосрочном периоде фирма может внести изменения во все факторы производства, что позволит осуществлять выпуск продукции в таких масштабах, которые наилучшим образом будут соответствовать новым рыночным условиям.

Анализируя издержки, необходимо различать издержки на весь объем выпуска продукции, а именно: полные (общие) издержки, издержки производства и производства единицы продукции, средние (удельные) издержки.

Рассматривая затраты на весь объем выпуска различают следующие издержки производства:

- постоянные – те, которые не зависят от объема выпуска продукции и возникают, когда производство не начато (FC)

- переменные меняются в зависимости от объема выпуска продукции (основные и вспомогательные материалы, заработная плата, транспортные расходы, электроэнергетика) (VC)

- совокупные издержки (TC=FC+VC).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.