КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль и функции национального счетоводства
Роль национального счетоводства: позволяет не только познать, но и спрогнозировать различные комбинации и взаимосвязь экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве. Л. Столерю выделяет следующие функции СНС как инструмента: 1) экономической политики; 2) экономического прогнозирования; 3) оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран; 4) связи экономической теории с практикой. Первые две функции являются основными, т. к. описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем. Вторые две функции являются более конкретными. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени. Таким образом, национальное счетоводство является одновременно инструментом лучшего познания прошлого, инструментом экономической политики и инструментом планирования. Говоря об экономической политике, необходимо иметь в виду действия, осуществляемые в краткосрочном плане. Это требует составления прогноза на следующий год в форме сводной экономической таблицы (СЭТ), которую иногда называют «экономический бюджет», где концентрируются данные доходов и расходов, а на этой основе предполагается решение проблемы выбора действий. Использование национального счетоводства как инструмента планирования позволяет определить ориентацию экономического развития не на короткий, а на средний и даже более длительный срок (5-10 лет). По функциям и задачам СНС имеет много общего с балансом народного хозяйства. Он, также как СНС, представляет собой систему наиболее общих, взаимосвязанных экономических показателей, объединенных рядом балансовых таблиц, характеризующих условия и результаты расширенного воспроизводства. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
Национальные счета — это вид балансовых построений, представляющих собой систему взаимосвязанных показателей, которые характеризуют производство, распределение, перераспределение и использование конечного продукта и национального дохода.
Национальные счета, с точки зрения формализованной системы, представляют собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях — элементарных актах хозяйственной деятельности, одном из базовых понятий в системе показателей. Операцией называется перемещение, создание или разрушение благ, услуг, прав. Номенклатура операций включает: 1) операции с товарами и услугами; —(характеризуют их происхождение (произведены внутри страны или получены по импорту) и использование (промежуточное или конечное потребление, экспорт, инвестиции) в течение определенного периода). 2) операции распределения; а) распределение дохода - операции, связанные с заработной платой, выплатой дивидендов, налогов, страхования и выплатами социального характера; б) передача капитала - бесконтактные передачи капитала — трансферты, т. е. передача права владения именными ценными бумагами одним лицом другому или перевод иностранной валюты или золота из одной страны в другую. 3) финансовые операции. — (отражают изменение активов и пассивов, потоки дебиторской и кредиторской задолженности и связаны с движением наличных денег, различных видов кредита и иностранной валюты).
Экономические операции осуществляют хозяйственные единицы (экономические субъекты, агенты) и институционные единицы (экономическая единица, которая обладает единством поведения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности).
Национальная экономика в целом выступает как совокупность всех институциональных единиц — резидентов, к числу которых относятся экономические единицы, которые функционируют на данной территории более года. Сюда включаются территориальные анклавы — посольства, научные и военные базы в других странах и исключаются экстерриториальные анклавы — посольства других стран и представительства международных организаций.
Различные стороны экономической деятельности в совокупности институциональных единиц-резидентов представлены в виде институционных секторов. Обычно в СНС выделяют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю. Первую категорию (сектор) составляют нефинансовые предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в основном за счет ресурсов из выручки от продаж. Сюда также относятся квазипредприятия, которые производят материальные блага и услуги, ведут бухгалтерский учет в полном объеме, но не обладают юридической самостоятельностью. Домашние хозяйства относятся ко второй категории и составляют самостоятельный сектор. Основная функция этих единиц-резидентов — потребление, хотя здесь имеет место и некоторая производственная деятельность, организованная в форме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отделено от домашнего хозяйства владельца предприятия. Основные ресурсы домашних хозяйств формируются из заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов других секторов и продажи благ и услуг, произведенных индивидуальными предприятиями. Категория администрации или сектор государственных учреждений, - это третий сектор, который включает институционные единицы, оказывающие услуги, не реализуемые за деньги, и для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства. Различают 45 типов администрации, в том числе центральное правительство, местные власти, социальное страхование. Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно (например, в виде общественных субсидий). Четвертый сектор - финансовых учреждений охватывает институционные единицы, которые осуществляют финансовые операции. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств (денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долгосрочные государственные фонды и другие).
Кроме внутренних институционных секторов (категорий, агентов) СНС имеет один внешний — сектор «остальной мир» или заграница. Сюда относятся институционные единицы-резиденты, которые работают за пределами территории страны.
Национальные счета строятся для каждого сектора и по содержанию делятся на два типа: · счета потоков, где регистрируются итоги сделок экономических, агентов, · и счета имущества, представляющие собой балансы, где в активе отражаются материальные блага, находящиеся во владении отдельной экономической единицы, и кредиты, выданные ею, а в пассив этого счета заносятся долговые обязательства этой единицы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |