Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Рынок и его характеристика




Рынок и механизм его функционирования. Рынок как механизм производства и обмена товаров возник в период формирования родового общества. Он развивался на протяжении десятков тысячелетий, в течение которых менялось и содержание характеризующих его понятий. Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. Обеспечивая их взаимодействие, он является одновременно регулятором хозяйственной жизни (экономики). Он организует производство, обмен, распределение и потребление экономических благ. Рынок привлекает ресурсы для их производства, обеспечивает их реализацию, определяет спрос на них. Рынок является каналом сбыта и закупок товаров и услуг – механизмом обмена. Рынок определяет размеры доходов владельцев ресурсов, продаваемых на рынке, - механизмом распределения. Рынок — это канал поступления потребителю основной части необходимых ему экономических благ. Рынок определяет их цены.

Субъекты (участники) рынка:

· домохозяйства — собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода;

· фирмы (предприятия) используют факторы производства, производят блага, получают доход;

· государство имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком.

Объекты рынка — товары и деньги.

Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка.

Важнейшими сущностными характеристиками рынка являются:

· свобода хозяйственной деятельности;

· свобода ценообразования;

· личный экономический интерес;

· высокая мобильность факторов производства;

· полная ответственность за результаты деятельности;

· ограниченная роль государства в хозяйственной жизни общества.

Рынок выполняет многообразные функции. В них раскрывается его содержание и роль в экономической системе.

 

Информационная функция рынка дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности.

Посредническая функция сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности.

Ценообразующая функция. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности.

Регулирующая функция. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.

Стимулирующая функция. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг.

Санирующая функция. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство.

Современный рынок характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой. Под структурой рынка понимается внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме. Отдельные рынки, выделенные на основе различных признаков, образуют рыночную систему. Рынок можно классифицировать:

· по объектам рыночного обмена — товарный (потребительских товаров, услуг, средств производства, рабочей силы, информации) и денежный (денег, ценных бумаг, валюты);

· по организации рыночного обмена — оптовый, розничный;

· по формам собственности — частный, кооперативный, государственный;

· по отраслям — текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный и другие;

· по видам конкуренции — рынок совершенной и несовершенной конкуренции;

· по правовому положению — легальный, «теневой», криминальный;

· по географическому положению — местный, региональный, национальный, мировой.

Для нормального функционирования рынка необходимы организационно-экономические условия, то есть инфраструктура. Она представляет собой комплекс организаций, учреждений, правил, положений, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их функционирования. К инфраструктуре рынков относятся биржи, торговые дома, магазины, склады, ярмарки, аукционы, банки, страховые компании, фонды, консалтинговые фирмы, торгово-промышленные палаты, службы занятости, информационные центры, аудиторские фирмы, рекламные агентства и т.д.

Какие рычаги приводят рыночный механизм в действие? Основными элементами рынка являются спрос, предложение, конкуренция, свободное ценообразование.

Они приводят рыночный механизм в действие, осуществляют координацию деятельности между производителями и потребителями

Достоинство рынка в том, что это саморегулирующаяся система. Его отличает гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Через него реализуется принцип свободы предпринимательской деятельности. Рыночный механизм позволяет выявлять и удовлетворять разнообразные потребности людей, повышать качество товаров и услуг, эффективно использовать ресурсы и достижения научно-технического прогресса.

Рынок решает многие проблемы, но не все. Рыночный механизм саморегулирования не исключает стихийности экономических процессов, кризисов. Рынок не решает социальных проблем, не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, развитию фундаментальных научных исследований. Поэтому в современной экономике механизм рыночного саморегулирования дополняется корпоративным, государственным и межгосударственным регулированием.

Сегодня рыночная экономика существует практически во всех странах мира. Но при этом имеется множество ее национальных моделей. Это связано с особенностями исторического развития, размерами территории и географическим положением страны, численностью населения и его национальной психологией, традициями народов, достигнутым уровнем развития экономики, социально-политической сферы, культуры и т.д.

Конкуренция на рынке. Конкуренция в экономической теории рассматривается со следующих позиций:

- как характеристика рыночной структуры (конкурентные рынки);

- как способ взаимодействия фирм на рыке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция).

Рыночная структура отражает все наиболее важные аспекты рынка – количество фирм в отрасли, характер производимой продукции, возможности входа и выхода, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на рыночные цены. Чем ниже способность фирмы влиять на рынок, тем более конкурентной считается данная отрасль. В предельном случае, когда степень влияния одной фирмы равна 0, говорят о совершенно конкурентном рынке.

Модель совершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:

- продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее приобретать. Все товары являются совершенными заменителями. Неценовая конкуренция на данном рынке отсутствует.

- количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес относительно отрасли крайне мал.

- вход и выход на рынке свободны. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры – не требуются патенты, лицензии, ограничивающие деятельность в данной отрасли, первоначальные капиталовложения невелики, положительный эффект от масштаба производства незначителен.

- совершенное знание всех субъектов рынка, обеспечивающий определенность принятия решений.

Одна из распространенных точек зрения на рынке зависит от характера конкурентных отношений и степени их развитости.

Классификация структуры рынка основана на определении количества продавцов и природы продукта (см. табл. 4.1.).

 

Таблица 4.1 - Классификация рыночных структур

Природа продукта Количество продавцов
один несколько много
однородные продукты чистая монополия однородная олигополия чистая конкуренция
дифференцированные продукты   дифференцированная олигополия монополистическая конкуренция

 

Модель чистой монополии. Чистая монополия – крайняя противоположность рынка совершенной конкуренции.

Чистая монополия – рыночная структура, при которой единственная компания является производителем и продавцом данного вида продукции.

Сохранение монопольных позиций возможно только в условиях крайне высоких входных барьеров в отрасль, когда проникновение на рынок других фирм и их деятельность на нем являются практически невозможными или экономически неэффективными. Характер существующих на рынке барьеров в значительной степени определяет различные типы монополий.

Естественные монополии основаны на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм.

Примерами естественных монополий в России могут служить такие компании как «Газпром», РАО ЕЭС.

Обычно естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка или географического сегмента, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленному на защиту прав потребителей от злоупотребления монопольной властью.

Причиной монополизации также может служить патент на продукцию или на технологический процесс, который предоставляет фирме исключительное право на производство и продажу какого-либо товара в течение определенного периода времени. В России максимальный срок охраны изобретения – 20 лет, а промышленных образцов – 10 лет.

Классическими примерами таких монополий являются компании General Electric (1892-1930), Xerox (1950-1975).

Сырьевые монополии - обусловлены владением и контролем над поставками редкого или стратегически важного сырья.

Примером сырьевой монополии может служить De Beers Conslidated Mines, успешная уже на протяжении чуть менее полутора сотни лет. Суть такой компании была выражена создателем компании De Beers Сесилом Родсом: «если бы на планете осталось только четыре человека, бриллиантов нужно было бы продавать столько, чтобы хватило лишь на двоих»

Локальные монополии - обусловлены высокими транспортными расходами, способствующими формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.