Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция




Теория монополистической конкуренции основана на трех допущениях:

1. дифференциация продукта;

2. большое количество продавцов;

3. свободный вход фирм и ресурсов в отрасль и выход из нее.

Дифференциация продукта подразумевает одновременное существование на рынке одинаковых продуктов, отличающихся либо дополнительными свойствами, либо различной, но не принципиальной, функциональностью.

Такое свойство продукта связано с тем, что производители стремятся сделать свою продукцию отличной от других товаров, чтобы привлечь покупателей, а последние готовы платить большую цену за такой продукт.

Классическим примером широко дифференцированного продукта является аспирин.

Основным отличием монополистической конкуренции по сравнению с чистой является возможность фирмы влиять на цену, поскольку ни одна из фирм-монополистов не продает совершенно одинакового продукта. Кривая спроса на товар при монополистической конкуренции наклонена вниз. В то же время наличие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирмы к повышению цены, которая является эластичной.

В рыночной структуре монополистической конкуренции устанавливаются более высокие цены и уменьшается объем производства по сравнению с чистой конкуренцией. Это приводит к увеличению издержек фирмы. Поэтому модель монополистической конкуренции очевидно характеризует роль рекламы экономике. Цель последней – увеличение доли фирмы в общем объеме производства в отрасли и привлечение потребителей к приобретению дифференцированного продукта данной фирмы. Вместе с тем реклама ведет к удорожанию товара, поскольку увеличивает постоянные затраты предприятия.

В условиях чистой конкуренции размеры доли фирмы в объеме продаж не превышают 1 %; при монополистической конкуренции на фирму приходится от 1 до 10% валовых продаж. Если показатель доли рынка превышает 10% справедливо говорить о существовании олигополии. Порог монополизации рынка – 55 – 60% всего объема продаж, приходящегося на 1 предприятие.

Олигополия - это рыночная структура, в которой действуют немногочисленные продавцы. На входе в отрасль существуют барьеры, препятствующие проникновению новых фирм. Продукты, реализуемые на данном рынке, могут быть как однородными, так и дифференцированными.

Для олигополистической фирмы характерны следующие черты:

§ высокий уровень концентрации капитала и производства;

§ способность влиять на объемы производства и уровень цен в отрасли.

Отношения между олигополистическими фирмами характеризуются как взаимозависимость, и поскольку решение фирмы затронет всех конкурентов в отрасли, то такое решение принимается после того, как будет оценена реакция соперников.

Основным методом конкуренции становится неценовая конкуренция, что приводит к длительной стабилизации цен на олигополистических рынках.

Теория олигополии состоит из значительного числа различных моделей, в которых описываются отдельные случаи и определенные обстоятельства.

Теория олигополистического ценообразования. Основателем этой теории является А. Курно. Исходя из предпосылки о рациональности поведения, он показал, что каждая фирма предпочитает производить такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом делается допущение, что объем производства у конкурентов остается неизменным (что справедливо только в краткосрочном периоде). Отсюда сделаны основные выводы:

1. для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара;

2. цена равновесия зависит от числа продавцов.

При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения продавцов цена равновесия снижается, пока не приблизится к предельным издержкам.

Поскольку теория Курно строилась на допущении о возможном бездействии конкурентов, необходимо было предложить более развитую модель для описания олигополистического рынка, что было сделано ам. экономистом Э. Чемберлином, который выдвинул положение о взаимозависимости продуктов.

Когда количество продавцов небольшое и продукт стандартизирован, участники рынка будут избегать действий, которые привели бы к ухудшению положения всех в результате принятия ответных мер. Таким образом устанавливается, что общий интерес олигополистов заключается в установлении высокой цены. Этот вывод имел важное значение для антитрестовой политики: монопольная цена м.б. установлена без наличия явного сговора, необходимость формальных отношений между участниками олигополистического рынка отсутствует в случае принятия положения о рациональном поведении каждого из участников. Такая ситуация была названа «сознательным параллельным поведением», когда фирмы действуют независимо, но не конкурируют друг с другом.

При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. При изменении цены одним из участников цена другими предприятиями также будет изменяться (если наблюдалось ценовое понижение) или останется на прежнем уровне (если цены были увеличены). Это обуславливает специфический характер кривой спроса на продукт при олигополистической конкуренции, т.н. «ломаной кривой спроса».

Лидерство в ценах. Фирмы, действующие в рамках олигополистической структуры, стремятся к созданию системы связей, которая бы позволила координировать поведение в общих интересах. Одной из таких форм координации является т.н. «лидерство в ценах». Оно состоит в том, что изменения в справочных ценах формируются определенной фирмой, которая признается лидером всеми остальными участниками.

Различают три типа ценового лидерства: лидерство доминирующей фирмы, тайный сговор и барометрическое лидерство.

Лидерство доминирующей фирмы – ситуация на рынке, когда одна фирмы контролирует не менее 50 % производства, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказывать влияние путем индивидуальных ценовых решений.

Тайный сговор предполагает коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в отрасли, учитывающих интересы друг друга. Ценовые лидеры принимают решение о том, объявить ли изменение в ценах, благоприятное для них, или установить такой уровень цен, который смягчит противоречия в отрасли.

Барометрическое ценовое лидерство - наиболее неопределенная структура. Возможна смена лидера, за ценовой политикой которого участники рынка следуют не всегда из-за отсутствия у него возможности принуждения к совместным действиям. В этом случае барометрические лидеры осуществляют свои функции «де-юре», объявляя справочные цены, которые являются ориентировочными для отрасли.

Сговор олигополистов м.б. оформлен в виде картельного соглашения. Картель регулирует уровень цена, объемы производства и распределение рынков. Картель как способ организации олигополистического рынка является достаточно неустойчивым. Связано это с тем, что рынки в рамках картельного соглашения распределяются соответственно размеру капитала, поэтому каждая из фирм-участниц стремится к увеличению капитала для перераспределения долей влияния. Кроме того, фирмы с низкими издержками производства склонны к нарушению картельных соглашений, так как даже при более низких ценах они получат высокие прибыли. В-третьих, позиции картеля подрываются аутсайдерами, назначающими более низкие цены на свою продукцию. Кроме того, картельные соглашения во многих странах считаются незаконными.

Еще одним способом влияния олигополии является ценовая дискриминация, то есть установление различного уровня цен для различных групп покупателей.

Личная дискриминация выражается в том, что цены назначаются в зависимости от дохода покупателей. Для покупателей с более неэластичным спросом устанавливается одна цена, а для тех, кто может уйти к конкуренту – другая, предусматривающая скидку.

Групповая дискриминация - цены систематически снижаются только на том рынке, где действует конкурент с целью его выживания с данного рынка; цена при этом включает одинаковые транспортные расходы, независимо от местоположения покупателя.

Продуктовая дискриминация – различия в цене превышают различия в издержках под предлогом различия качества товара (книги в твердом и мягком переплете). Фирмы распространяют физически однородные продукты под различными торговыми марками, искусственно создавая дифференциацию и увеличивая цену за хорошо известные торговые марки.

Теория олигополистического ценообразования показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Происходит это потому, что олигополисту выгоднее применять те методы, которые конкуренты не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке определяется в значительной степени именно неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товара, его дифференциацию, использование рекламы, предоставление кредитов и т.д. Таким образом, модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся разнообразными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.