Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой




Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% общей суммы его доходов.

Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структура зави­сит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги, местные налоги. В федера­тивных государствах налоговая система состоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, за­крепленные за бюджетами членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, земель-ландов в ФРГ); местные налоги.

Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К. таким налогам относятся:

• подоходный налог с населения;

• налог на прибыль корпораций;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

• акцизы, таможенные пошлины.

1. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспе­чивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета.

При обложении подоходным налогом применяется необла­гаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика не под­лежит обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большинстве зарубеж­ных стран был введен в XX в. (в США — в 1913 г., имперский подоходный налог в Германии — в 1920 г.), и вначале широкие слои населения не платили этот налог, поскольку был установ­лен высокий необлагаемый минимум. В годы Второй мировой войны, когда были резко понижен необлагаемый минимум и отменены налоговые льготы по семейному положению, подоходный налог превратился в массовый. В США в 1980-х гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн. человек, тогда как в 1940 г. — 8 млн. человек. Такие же процессы превращения подоходного налога в массовый налог произошли и в других экономически развитых странах.

В первый период после Второй мировой войны по подоход­ному налогу применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине 1960-х годов максимальная ставка по подоходному налогу с населения составляла 91%, в 1965— 1980 гг. - 70%, в 1981-1986 гг. - 50%. В 1986-1988 гг. при президенте Р. Рейгане была проведена крупная налоговая ре­форма, в результате которой вместо 14 налоговых ставок (от 11 до 50%) были введены две ставки налога: 15 и 28%[1].

В настоящее время, в тех странах, где достигнут профицит ставки этого налога уменьшаются.

2. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого на­логообложения в западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. В результате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих за­падных стран резко сократилась. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета: в 1955 г. - 30%, в 1969 г. - 20%, в 1975 г. - 15%, в 1980 г. -13%, в 1998 г. - 12%.

Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Снижение удельного веса налога на прибыль — следствие постоянного расширения налоговых льгот и сниже­ния налоговых ставок. Основные льготы, предоставляемые кор­порациям, состоят в политике ускоренной амортизации, при которой огромные суммы включаются в амортизационные от­числения и не фигурируют в качестве облагаемой налогом при­были. Применяется также помещение средств в не подлежащие обложению благотворительные фонды. Кроме того, прибыль, направляемая на научно-исследовательские цели, на капиталь­ные вложения, также исключается из обложения. Вследствие этого в США почти 1/2 валового дохода не облагается налогом на прибыль. В Великобритании 2/3 валового дохода исключается из обложения.

Во всех западных странах в 1980-е гг. проведены налоговые реформы, в результате которых значительно снижены налоговые ставки. Так, в США в результате налоговой реформы 1986—1988 гг. максимальная ставка по налогу на прибыль корпораций уменьшена с 46 до 34%. В Великобритании ставка по этому на­логу сокращена с 52 до 33% (с 1991 г.).

3. Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бен­зин). НДС действует во всех странах ЕС, а также в Норвегии, Из­раиле и многих других. Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирова­ния экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС.

4. Таможенные пошлины это налоги, взимаемые при им­порте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хо­зяйственной жизни, развитием международного разделения тру­да роль таможенных пошлин, как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращени­ем таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Ге­нерального соглашения о тарифах и торговле (ВТО)1, подпи­санного 23 странами в 1947 г., а также созданием зон беспо­шлинной торговли в странах ЕС. Таможенные по­шлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-х гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться.

К началу 1998 г. средневзвешенная ставка таможенных тари­фов развитых западных стран снизилась до 3%. Снижение тамо­женных пошлин привело к тому, что в среднем на этот вид до­хода приходится от 1 до 4% общей суммы доходов государствен­ного бюджета. Следует иметь в виду, что в экономически разви­тых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Приме­няются только таможенные пошлины на импортируемые това­ры.

При фискальных монопольных налогах государство устанавливает монополию на производство или реализацию (или на то и другое одновременно) какого-то товара массового потребления (водка, табак, лике­ро-водочные изделия) и в устанавливаемой монопольной цене помимо предпринимательского дохода взимает крупные налоги. Фискальные монопольные налоги, поступающие в государст­венный бюджет, применяются во Франции, Италии, ФРГ, Япо­нии. Нет их в Великобритании.

Структуру доходов бюджета федеративных государств рассмотрим на примере Государственного бюджета США.

 

Доходы федерального бюджета США

1997, млрд, долл. % к общей сумме доходов 1999, млрд. долл.
Всего доходов      
Поступления по подоходному налогу с населения      
Налог на прибыль корпораций      
Налоги на цели социального страхования      
Акцизы      
Налоги на наследства и дарения      
Таможенные пошлины      
Прочие поступления      

 

Как следует из таблицы, в США более 90% в федеральном бюджете занимают прямые налоги, а на косвенные приходится лишь 5%. Однако это ни в коей мере не означает, что косвен­ные налоги в этой стране незначительны. Дело в том, что на косвенных налогах базируются доходы бюджетов штатов. При этом основную роль играет универсальный акциз в форме на­лога с продаж, который устанавливается в определенном про­центе к цене товара.

Соотношение прямых и косвенных налогов в государствен­ных бюджетах ведущих зарубежных стран характеризуется сле­дующими данными: в США, Великобритании, Японии преобла­дают прямые налоги, во Франции и ФРГ — косвенные.

Другим важным источником доходов являются государственные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент государственных доходов, как и налоги.

Государственный бюджет строится по балансовому методу, его расходы должны быть равны доходам. Однако, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих за­рубежных странах наблюдается хронический дефицит их госу­дарственных бюджетов, т. е. постоянное превышение расходов бюджета над его доходами стало закономерностью[2].

В связи с огромными бюджетными дефицитами правительст­ва стали изымать с рынка ссудных капиталов значительные средства (в США, например, до 50%), что привело к недополу­чению частным сектором необходимых ему ресурсов для расши­рения производственной деятельности и удорожанию кредита. Правительства западных стран предпринимают меры для сокра­щения бюджетного дефицита. Наиболее рациональное средство для этого — сокращение военных расходов.

Для покры­тия бюджетного дефицита используются государственные займы. Выпуск займов повлек за собой колоссальный рост государственного долга. Государственная за­долженность, как уже отмечалось, в США достигла более 5,5 трлн. долл., Великобритании — более 300 млрд. ф. ст., ФРГ — 796 млрд. марок, во Франции — 3898 млрд. франков.

Рост государственного долга в сочетании с высокими процентными платежами по нему привел к тому, что расходы по управлению долгом стали наибо­лее быстро растущей статьей государственных бюджетов.

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой подразделяются на следующие пять групп:

• военные;

• вмешательство в экономику;

• социальные цели;

• содержание государственного аппарата управления;

• предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам.

Основные в государственном бюджете расходы на милита­ризм, вмешательство в экономику и на социальные цели.

С начала XX в. основная тенденция в области расходов государственного бюджета – постоянное их увеличение. В ведущих экономически развитых странах – США, Великобри­тании, Германии, Франции – рост государственных расходов в послевоенные годы во многом объясняется увеличением затрат на милитаризм. Однако, во второй поло­вине XX в. удельный вес военных расходов сократился и возрос­ли социальные расходы, затраты по вмешательству в экономику и др.

1. На военные расходы в ведущих зарубежных странах при­ходится от 20 до 35% общей суммы расходов государственного бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы.

Прямые военные расходы отражаются в военных бюджетах – части государственного бюджета. Они включают затраты на производство новейших наступательных стратегиче­ских вооружений, содержание и обучение личного состава воо­руженных сил, научные исследования военного характера, со­держание милитаристских блоков (НАТО).

Наиболее высокими темпами прямые военные расходы после Второй мировой войны нарастали в США. Они составили за 20 лет (с 1974 по 1993 гг. включительно) более 4,5 трлн. долл. И только в связи с изменением международной обстановки в 90-е годы началось их незначительное сокращение. В 1997 г. прямые военные расходы в США составили 17% от общей суммы расхо­дов федерального бюджета, на 1998 г. их удельный вес был пре­дусмотрен в 16% соответственно.

К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции и репа­рации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а также военные расходы, которые проходят по статьям граж­данских ведомств. Часть процентов по государственному долгу относится к военным расходам, поскольку государственные зай­мы являются основным методом финансирования расходов го­сударства в периоды войн и играют важную роль в условиях ми­литаризации хозяйства.

2. Затраты на социальные цели включают расходы на образо­вание, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании – несколько десятков. Среди социальных расходов наибольшие средства направляются на социальное страхование, социальное обеспечение, образование. Следует иметь в виду, что затраты на социальное страхование в значи­тельной мере финансируются за счет самих трудящихся.

В зарубежных странах на полном государственном финанси­ровании находятся лишь начальные школы, остальные виды об­разования имеют смешанные источники финансирования. В США и некоторых других странах в системе средней школы значительный удельный вес занимают частные школы, обеспе­чивающие за большую плату высокий уровень подготовки уча­щихся. За обучение в наиболее престижных университетах США (Гарвардском, Колумбийском) со студентов взимается высокая плата (25–35 тыс. долл. в год). В ФРГ в большинстве высших учебных заведений обучение платное. В Японии более 70% уни­верситетов — частные, обучение в которых также осуществляет­ся за плату.

Основные характеристики финансирования культуры в США состоят в разнообразии источников, которые объединяются в 3 группы: привлеченные, государственные, собственные.

Главный источник привлеченые средства составляют 70% всех финансовых поступлений на нужды культуры. К привлеченным средствам относятся благотворительные и спонсорские вклады. В 1999 г. средства населения и частного сектора в культуру достигли 11 млрд.долл., а государственных субсидий всего 1,3 млрд.долл.

Недостаточные средства выделяются на здравоохранение. В США подавляющая часть населения получает медицинскую помощь по линии медицинского страхования путем уплаты страховых взносов. Государственная помощь малообеспеченным гражданам в этой стране проводится по программе «Медикейр», финансируемой из федерального бюджета, и по программе «Медикэйд», финанси­руемой федеральным правительством и штатами. В Великобрита­нии, Франции, ФРГ существует государственная служба здраво­охранения, т.е. все виды медицинской помощи оказываются бес­платно. Однако трудящиеся производят, также, как и в случае со­циального страхования, специальные взносы на цели здравоохра­нения. Следует иметь в виду, что значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам.

Интересно сравнить величину финансовых ресурсов направляемых на образование в развитых западных государствах и в России (% от НД).

 

 

Расходы на образование

Страны Годы
1950, % 1970, % 1994, % 2001, %
США   4,8    
Великобритания   4,8    
Франция   4,8    
(Россия)     3,4 0,59
СССР        

 

По этим данным можно сделать вывод, что образование, как и все расходы на СКМ финансируются в России по остаточному принципу, что ведет к дальнейшему отставанию от ведущих западных государств.

2. Быстро растущей группой государственных расходов яв­ляются затраты по вмешательству в экономику. В современных условиях усилилось целенаправленное воздействие государст­венного бюджета на процесс воспроизводства, развитие произ­водительных сил. Государственные расходы оказывают огромное стимулирующее воздействие на развитие экономики страны. После Второй мировой войны «экономическое чудо» в Западной Германии, Японии, а позднее в Южной Корее, на Тайване и в других странах произошло при большой финансовой поддержке государств.

К расходам по вмешательству в экономику относятся затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разра­ботки (НИОКР), на экономическую и социальную инфраструк­туру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяй­ства и регионах страны, на стимулирование экспорта.

Особое место в этих расходах занимают затраты на НИОКР. Эти расходы обеспечивают от 50 до 70% всех затрат на научные исследования, тогда как доля государственных средств, направ­ляемых на НИОКР до Второй мировой войны, не превышала 10-15%.

Значительно возросли государственные капитальные вложе­ния. Повысились субсидии частным фирмам, особенно в так называемых районах развития.1 В некоторых странах выдаются субсидии на занятость предпринимателям на вновь принятых работников.

В целях структурной перестройки экономики отдельным от­раслям промышленности оказывается выборочная помощь в ви­де государственных субсидий или льготных банковских кредитов с правительственной гарантией.

Американское правительство создает национальным фирмам «тепличные» условия для разработки и внедрения новых технологий и поддержания инновационного процесса. В этих целях федеральное правительство расходует значительную часть бюджета на НИОКР. На 2003 г. на эти цели будет израсходовано 112 млрд. долл., т.е. в 2 раза больше, чем весь федеральный бюджет России. В 1990 г. была принята федеральная программа развития передовых технологий. Её основная задача стимулировать вложение частного капитала в технологии повышенного инвестиционного иска в тех случаях, когда частные компании не уверены в окупаемости своих затрат, но эти технологии могут принести значительные выгоды экономике и оборонноспособности США. Основными получателями субсидий по этой программе являются корпорации в электронной промышленности, информационных технологиях, биотехнологий.

Отрасли по производству и сбыту информационных технологий – это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения информационных технологий обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы.

Значительные ресурсы из государственного бюджета предос­тавляются сельскому хозяйству. Это одна из наиболее опекаемых и приоритетных отраслей в зарубежных странах. Субсидии сель­скому хозяйству выдаются двух видов: на поддержание гаранти­рованных цен на сельскохозяйственную продукцию и на произ­водственные цели – приобретение сельскохозяйственных машин.

Важно отметить, что в странах Европейского Союза (ЕС) поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Активная помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой кон­курентной борьбы на мировых рынках.

Государственное вмешательство в экономику не только сти­мулирует относительно высокие темпы экономического роста, но и смягчает ее циклические колебания. Применение широкой системы регулирующих мер, в том числе и с помощью государ­ственных финансов, позволило предотвратить глубокие эконо­мические кризисы, подобные кризису 1929–1933 гг.

Удельный вес расходов государственных бюджетов по вмешательству в экономику увеличился с 17% в середине 50-х до 25% в 90-е годы.

4. Расходы на содержание государственного аппарата управ­ления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, раз­личных министерств и ведомств. В отдельных странах – Вели­кобритании, Бельгии, Японии – из государственного бюджета выделяются средства на содержание королевской семьи, в Япо­нии – семьи императора. В целом расходы на государственный аппарат занимают 4–5% общей суммы расходов бюджета.

5. Наибольшие субсидии и кредиты развивающимся странам из государственного бюджета выделяют США. Помимо эконо­мических факторов эта помощь определяется политическими мотивами. Она включает как кредитование на льготных услови­ях продажи иностранным государствам оружия, так и безвоз­мездную военную помощь в форме субсидий развивающимся странам. Военная помощь США развивающимся странам пре­вышает ассигнования на экономические и социальные цели.

Рассмотрев доходы и расходы государственного бюджета, необходимо отметить, что многие будущие западные государства последние годы стремятся сбалансировать бюджеты, а некоторые добились профицита (Великобритания, Франция, Америка – до войны в Иране). Рассмотрим на примере Великобритании, что даёт стране достигнутый профицит бюджета.

 

Основные экономические показатели

  2003г. 2004г. 2005г. 2006г.
ВВП[3] Объем промышленного производства Инфляции Государственный бюджет (дефицит (-), профицит(+) млрд.ф.ст. 2,6 0,5 2,4   -7,5 2,2 1,0 2,0   17,1 3,0 1,5 2,4   19,2 2,8 2,0 2,4   23,1

 

Профицит бюджета позволил снизить подоходный налог с 23% до 22%, снизить налоги, на нефть и дизельное топливо. Повышена минимальная заработная плата и пенсии. Определяя структуру расходов бюджета правительство особое внимание уделяло вложением в «человеческий капитал». В ближайшие годы предполагается свыше половины всех расходов государства направить на здравоохранение и образование. Увеличены расходы на строительство новых современных школ, повышены заработки учителей, крупные средства направляются на профессиональную подготовку, переобучение кадров.

В центре политики продолжают находиться вопросы стимулирования предпринимательства. В 2000 г. вышел новый закон о конкуренции: он предусматривает ужесточение мер в случае монополистического поведения.

В ближайшие годы правительство предполагает наращивать расходы на науку и технологии темпом 5,4% в год. На развитие технологий и телекоммуникаций выделено 1,7 млрд.ф.ст. Особое внимание уделено развитию биотехнологий, геномики, нанотехнологий.

Территориальные финансы – второе звено финансовой системы. Это финансы членов федерации в федеративных государствах и финансы местных бюджетов, предпри­ятий, принад­лежащих членам федерации и муниципалитетам, и автономные доходы членов фе­дерации и местных органов власти.

Это звено финансовой системы будет рассматриваться во второй лекции этой темы.

Государственный кредит – третье звено финансовой системы. Это кредитные отношения между государствами, с одной стороны, и юридическими и физическими ли­цами, с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств. Государственные и местные займы эми­тируются главным образом тогда, когда в бюджетах имеется дефицит, т.е. так называемые обычные доходы не покрывают расходы государства.

На протяжении всех лет после Второй мировой войны в ведущих зарубежных странах вследствие (в основном) высоких военных расходов государственные бюджеты характеризовались крупными хроническими бюджетными дефицитами.

В последующем ведущие западные государства стремились к сбалансированным бюджетам. Например, в США начиная с 1992 г. дефицит бюджета стал ежегодно снижаться, достигнув в 1995 г. 164 млрд. долл., в 1996 г. — 146 млрд. долл. В 1997 г. фак­тический дефицит составил 22 млрд. долл., в 1998 г., по предварительным данным, он должен сократиться до 10 млрд. долл. и, по предварительной оценке, в 1999 г. превыше­ние доходов над расходами должно достигнуть 10 млрд. долл., а к 2003 г. – 83 млрд. долл. И это в условиях постоянного роста расходов и доходов федерального бюджета.

Несмотря на резкое снижение бюджетных дефицитов и начиная с 1999 г. положи­тельное сальдо бюджета федеральный долг продолжает возрастать. В 1997 г. задолжен­ность федерального правительства составила 5370 млрд. долл., в 1998 г. – 5544 млрд. долл., в 1999 г. она должна возрасти до 5738 млрд. долл. и в 2003 г. достигнет 6336 млрд. долл. Такой рост федерального долга объясняется огромными процентными платежами, включаемыми в общую сумму федерального долга. Значительна также задолженность правительств штатов и местных органов власти.

Таким образом, основным вопросом состояния финансов в США продолжает оста­ваться уровень накопленной задолженности, по которой федеральное правительство США и правительства штатов и муниципалитетов выплачивают ежегодно крупные платежи.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.