КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Доходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% общей суммы его доходов. Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структура зависит от государственного устройства. В унитарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги, местные налоги. В федеративных государствах налоговая система состоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, закрепленные за бюджетами членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, земель-ландов в ФРГ); местные налоги. Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К. таким налогам относятся: • подоходный налог с населения; • налог на прибыль корпораций; • налог на добавленную стоимость (НДС); • акцизы, таможенные пошлины. 1. Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения — от 25 до 45% и более от общей суммы доходов государственного бюджета. При обложении подоходным налогом применяется необлагаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика не подлежит обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большинстве зарубежных стран был введен в XX в. (в США — в 1913 г., имперский подоходный налог в Германии — в 1920 г.), и вначале широкие слои населения не платили этот налог, поскольку был установлен высокий необлагаемый минимум. В годы Второй мировой войны, когда были резко понижен необлагаемый минимум и отменены налоговые льготы по семейному положению, подоходный налог превратился в массовый. В США в 1980-х гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн. человек, тогда как в 1940 г. — 8 млн. человек. Такие же процессы превращения подоходного налога в массовый налог произошли и в других экономически развитых странах. В первый период после Второй мировой войны по подоходному налогу применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине 1960-х годов максимальная ставка по подоходному налогу с населения составляла 91%, в 1965— 1980 гг. - 70%, в 1981-1986 гг. - 50%. В 1986-1988 гг. при президенте Р. Рейгане была проведена крупная налоговая реформа, в результате которой вместо 14 налоговых ставок (от 11 до 50%) были введены две ставки налога: 15 и 28%[1]. В настоящее время, в тех странах, где достигнут профицит ставки этого налога уменьшаются. 2. Одна из наиболее ярких тенденций в области прямого налогообложения в западных странах — постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. В результате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих западных стран резко сократилась. Так, в США накануне Второй мировой войны поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых поступлений федерального бюджета: в 1955 г. - 30%, в 1969 г. - 20%, в 1975 г. - 15%, в 1980 г. -13%, в 1998 г. - 12%. Такие же процессы происходят во всех других экономически развитых странах. Снижение удельного веса налога на прибыль — следствие постоянного расширения налоговых льгот и снижения налоговых ставок. Основные льготы, предоставляемые корпорациям, состоят в политике ускоренной амортизации, при которой огромные суммы включаются в амортизационные отчисления и не фигурируют в качестве облагаемой налогом прибыли. Применяется также помещение средств в не подлежащие обложению благотворительные фонды. Кроме того, прибыль, направляемая на научно-исследовательские цели, на капитальные вложения, также исключается из обложения. Вследствие этого в США почти 1/2 валового дохода не облагается налогом на прибыль. В Великобритании 2/3 валового дохода исключается из обложения. Во всех западных странах в 1980-е гг. проведены налоговые реформы, в результате которых значительно снижены налоговые ставки. Так, в США в результате налоговой реформы 1986—1988 гг. максимальная ставка по налогу на прибыль корпораций уменьшена с 46 до 34%. В Великобритании ставка по этому налогу сокращена с 52 до 33% (с 1991 г.). 3. Среди косвенных налогов в зарубежных развитых странах наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин). НДС действует во всех странах ЕС, а также в Норвегии, Израиле и многих других. Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта все вывозимые товары освобождаются от НДС. 4. Таможенные пошлины — это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров. В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин, как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ВТО)1, подписанного 23 странами в 1947 г., а также созданием зон беспошлинной торговли в странах ЕС. Таможенные пошлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-х гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться. К началу 1998 г. средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых западных стран снизилась до 3%. Снижение таможенных пошлин привело к тому, что в среднем на этот вид дохода приходится от 1 до 4% общей суммы доходов государственного бюджета. Следует иметь в виду, что в экономически развитых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Применяются только таможенные пошлины на импортируемые товары. При фискальных монопольных налогах государство устанавливает монополию на производство или реализацию (или на то и другое одновременно) какого-то товара массового потребления (водка, табак, ликеро-водочные изделия) и в устанавливаемой монопольной цене помимо предпринимательского дохода взимает крупные налоги. Фискальные монопольные налоги, поступающие в государственный бюджет, применяются во Франции, Италии, ФРГ, Японии. Нет их в Великобритании. Структуру доходов бюджета федеративных государств рассмотрим на примере Государственного бюджета США.
Доходы федерального бюджета США
Как следует из таблицы, в США более 90% в федеральном бюджете занимают прямые налоги, а на косвенные приходится лишь 5%. Однако это ни в коей мере не означает, что косвенные налоги в этой стране незначительны. Дело в том, что на косвенных налогах базируются доходы бюджетов штатов. При этом основную роль играет универсальный акциз в форме налога с продаж, который устанавливается в определенном проценте к цене товара. Соотношение прямых и косвенных налогов в государственных бюджетах ведущих зарубежных стран характеризуется следующими данными: в США, Великобритании, Японии преобладают прямые налоги, во Франции и ФРГ — косвенные. Другим важным источником доходов являются государственные займы, которые превратились в такой же постоянный элемент государственных доходов, как и налоги. Государственный бюджет строится по балансовому методу, его расходы должны быть равны доходам. Однако, несмотря на непрерывное увеличение налоговых поступлений, в ведущих зарубежных странах наблюдается хронический дефицит их государственных бюджетов, т. е. постоянное превышение расходов бюджета над его доходами стало закономерностью[2]. В связи с огромными бюджетными дефицитами правительства стали изымать с рынка ссудных капиталов значительные средства (в США, например, до 50%), что привело к недополучению частным сектором необходимых ему ресурсов для расширения производственной деятельности и удорожанию кредита. Правительства западных стран предпринимают меры для сокращения бюджетного дефицита. Наиболее рациональное средство для этого — сокращение военных расходов. Для покрытия бюджетного дефицита используются государственные займы. Выпуск займов повлек за собой колоссальный рост государственного долга. Государственная задолженность, как уже отмечалось, в США достигла более 5,5 трлн. долл., Великобритании — более 300 млрд. ф. ст., ФРГ — 796 млрд. марок, во Франции — 3898 млрд. франков. Рост государственного долга в сочетании с высокими процентными платежами по нему привел к тому, что расходы по управлению долгом стали наиболее быстро растущей статьей государственных бюджетов. Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой подразделяются на следующие пять групп: • военные; • вмешательство в экономику; • социальные цели; • содержание государственного аппарата управления; • предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам. Основные в государственном бюджете расходы на милитаризм, вмешательство в экономику и на социальные цели. С начала XX в. основная тенденция в области расходов государственного бюджета – постоянное их увеличение. В ведущих экономически развитых странах – США, Великобритании, Германии, Франции – рост государственных расходов в послевоенные годы во многом объясняется увеличением затрат на милитаризм. Однако, во второй половине XX в. удельный вес военных расходов сократился и возросли социальные расходы, затраты по вмешательству в экономику и др. 1. На военные расходы в ведущих зарубежных странах приходится от 20 до 35% общей суммы расходов государственного бюджета. Они подразделяются на прямые и косвенные военные расходы. Прямые военные расходы отражаются в военных бюджетах – части государственного бюджета. Они включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание милитаристских блоков (НАТО). Наиболее высокими темпами прямые военные расходы после Второй мировой войны нарастали в США. Они составили за 20 лет (с 1974 по 1993 гг. включительно) более 4,5 трлн. долл. И только в связи с изменением международной обстановки в 90-е годы началось их незначительное сокращение. В 1997 г. прямые военные расходы в США составили 17% от общей суммы расходов федерального бюджета, на 1998 г. их удельный вес был предусмотрен в 16% соответственно. К косвенным военным расходам относятся часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу, контрибуции и репарации, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших, а также военные расходы, которые проходят по статьям гражданских ведомств. Часть процентов по государственному долгу относится к военным расходам, поскольку государственные займы являются основным методом финансирования расходов государства в периоды войн и играют важную роль в условиях милитаризации хозяйства. 2. Затраты на социальные цели включают расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение. Они проходят по многочисленным социальным программам. В США насчитывается около 100 таких программ, в Великобритании – несколько десятков. Среди социальных расходов наибольшие средства направляются на социальное страхование, социальное обеспечение, образование. Следует иметь в виду, что затраты на социальное страхование в значительной мере финансируются за счет самих трудящихся. В зарубежных странах на полном государственном финансировании находятся лишь начальные школы, остальные виды образования имеют смешанные источники финансирования. В США и некоторых других странах в системе средней школы значительный удельный вес занимают частные школы, обеспечивающие за большую плату высокий уровень подготовки учащихся. За обучение в наиболее престижных университетах США (Гарвардском, Колумбийском) со студентов взимается высокая плата (25–35 тыс. долл. в год). В ФРГ в большинстве высших учебных заведений обучение платное. В Японии более 70% университетов — частные, обучение в которых также осуществляется за плату. Основные характеристики финансирования культуры в США состоят в разнообразии источников, которые объединяются в 3 группы: привлеченные, государственные, собственные. Главный источник привлеченые средства составляют 70% всех финансовых поступлений на нужды культуры. К привлеченным средствам относятся благотворительные и спонсорские вклады. В 1999 г. средства населения и частного сектора в культуру достигли 11 млрд.долл., а государственных субсидий всего 1,3 млрд.долл. Недостаточные средства выделяются на здравоохранение. В США подавляющая часть населения получает медицинскую помощь по линии медицинского страхования путем уплаты страховых взносов. Государственная помощь малообеспеченным гражданам в этой стране проводится по программе «Медикейр», финансируемой из федерального бюджета, и по программе «Медикэйд», финансируемой федеральным правительством и штатами. В Великобритании, Франции, ФРГ существует государственная служба здравоохранения, т.е. все виды медицинской помощи оказываются бесплатно. Однако трудящиеся производят, также, как и в случае социального страхования, специальные взносы на цели здравоохранения. Следует иметь в виду, что значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. Интересно сравнить величину финансовых ресурсов направляемых на образование в развитых западных государствах и в России (% от НД).
Расходы на образование
По этим данным можно сделать вывод, что образование, как и все расходы на СКМ финансируются в России по остаточному принципу, что ведет к дальнейшему отставанию от ведущих западных государств. 2. Быстро растущей группой государственных расходов являются затраты по вмешательству в экономику. В современных условиях усилилось целенаправленное воздействие государственного бюджета на процесс воспроизводства, развитие производительных сил. Государственные расходы оказывают огромное стимулирующее воздействие на развитие экономики страны. После Второй мировой войны «экономическое чудо» в Западной Германии, Японии, а позднее в Южной Корее, на Тайване и в других странах произошло при большой финансовой поддержке государств. К расходам по вмешательству в экономику относятся затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), на экономическую и социальную инфраструктуру, поддержку сельского хозяйства, государственных отраслей экономики, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства и регионах страны, на стимулирование экспорта. Особое место в этих расходах занимают затраты на НИОКР. Эти расходы обеспечивают от 50 до 70% всех затрат на научные исследования, тогда как доля государственных средств, направляемых на НИОКР до Второй мировой войны, не превышала 10-15%. Значительно возросли государственные капитальные вложения. Повысились субсидии частным фирмам, особенно в так называемых районах развития.1 В некоторых странах выдаются субсидии на занятость предпринимателям на вновь принятых работников. В целях структурной перестройки экономики отдельным отраслям промышленности оказывается выборочная помощь в виде государственных субсидий или льготных банковских кредитов с правительственной гарантией. Американское правительство создает национальным фирмам «тепличные» условия для разработки и внедрения новых технологий и поддержания инновационного процесса. В этих целях федеральное правительство расходует значительную часть бюджета на НИОКР. На 2003 г. на эти цели будет израсходовано 112 млрд. долл., т.е. в 2 раза больше, чем весь федеральный бюджет России. В 1990 г. была принята федеральная программа развития передовых технологий. Её основная задача стимулировать вложение частного капитала в технологии повышенного инвестиционного иска в тех случаях, когда частные компании не уверены в окупаемости своих затрат, но эти технологии могут принести значительные выгоды экономике и оборонноспособности США. Основными получателями субсидий по этой программе являются корпорации в электронной промышленности, информационных технологиях, биотехнологий. Отрасли по производству и сбыту информационных технологий – это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения информационных технологий обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы. Значительные ресурсы из государственного бюджета предоставляются сельскому хозяйству. Это одна из наиболее опекаемых и приоритетных отраслей в зарубежных странах. Субсидии сельскому хозяйству выдаются двух видов: на поддержание гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию и на производственные цели – приобретение сельскохозяйственных машин. Важно отметить, что в странах Европейского Союза (ЕС) поддержка сельского хозяйства осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне. Активная помощь оказывается также экспортным фирмам, что значительно облегчает их положение в условиях острой конкурентной борьбы на мировых рынках. Государственное вмешательство в экономику не только стимулирует относительно высокие темпы экономического роста, но и смягчает ее циклические колебания. Применение широкой системы регулирующих мер, в том числе и с помощью государственных финансов, позволило предотвратить глубокие экономические кризисы, подобные кризису 1929–1933 гг. Удельный вес расходов государственных бюджетов по вмешательству в экономику увеличился с 17% в середине 50-х до 25% в 90-е годы. 4. Расходы на содержание государственного аппарата управления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных министерств и ведомств. В отдельных странах – Великобритании, Бельгии, Японии – из государственного бюджета выделяются средства на содержание королевской семьи, в Японии – семьи императора. В целом расходы на государственный аппарат занимают 4–5% общей суммы расходов бюджета. 5. Наибольшие субсидии и кредиты развивающимся странам из государственного бюджета выделяют США. Помимо экономических факторов эта помощь определяется политическими мотивами. Она включает как кредитование на льготных условиях продажи иностранным государствам оружия, так и безвозмездную военную помощь в форме субсидий развивающимся странам. Военная помощь США развивающимся странам превышает ассигнования на экономические и социальные цели. Рассмотрев доходы и расходы государственного бюджета, необходимо отметить, что многие будущие западные государства последние годы стремятся сбалансировать бюджеты, а некоторые добились профицита (Великобритания, Франция, Америка – до войны в Иране). Рассмотрим на примере Великобритании, что даёт стране достигнутый профицит бюджета.
Основные экономические показатели
Профицит бюджета позволил снизить подоходный налог с 23% до 22%, снизить налоги, на нефть и дизельное топливо. Повышена минимальная заработная плата и пенсии. Определяя структуру расходов бюджета правительство особое внимание уделяло вложением в «человеческий капитал». В ближайшие годы предполагается свыше половины всех расходов государства направить на здравоохранение и образование. Увеличены расходы на строительство новых современных школ, повышены заработки учителей, крупные средства направляются на профессиональную подготовку, переобучение кадров. В центре политики продолжают находиться вопросы стимулирования предпринимательства. В 2000 г. вышел новый закон о конкуренции: он предусматривает ужесточение мер в случае монополистического поведения. В ближайшие годы правительство предполагает наращивать расходы на науку и технологии темпом 5,4% в год. На развитие технологий и телекоммуникаций выделено 1,7 млрд.ф.ст. Особое внимание уделено развитию биотехнологий, геномики, нанотехнологий. Территориальные финансы – второе звено финансовой системы. Это финансы членов федерации в федеративных государствах и финансы местных бюджетов, предприятий, принадлежащих членам федерации и муниципалитетам, и автономные доходы членов федерации и местных органов власти. Это звено финансовой системы будет рассматриваться во второй лекции этой темы. Государственный кредит – третье звено финансовой системы. Это кредитные отношения между государствами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство или местные органы управления выступают главным образом в качестве заемщиков средств. Государственные и местные займы эмитируются главным образом тогда, когда в бюджетах имеется дефицит, т.е. так называемые обычные доходы не покрывают расходы государства. На протяжении всех лет после Второй мировой войны в ведущих зарубежных странах вследствие (в основном) высоких военных расходов государственные бюджеты характеризовались крупными хроническими бюджетными дефицитами. В последующем ведущие западные государства стремились к сбалансированным бюджетам. Например, в США начиная с 1992 г. дефицит бюджета стал ежегодно снижаться, достигнув в 1995 г. 164 млрд. долл., в 1996 г. — 146 млрд. долл. В 1997 г. фактический дефицит составил 22 млрд. долл., в 1998 г., по предварительным данным, он должен сократиться до 10 млрд. долл. и, по предварительной оценке, в 1999 г. превышение доходов над расходами должно достигнуть 10 млрд. долл., а к 2003 г. – 83 млрд. долл. И это в условиях постоянного роста расходов и доходов федерального бюджета. Несмотря на резкое снижение бюджетных дефицитов и начиная с 1999 г. положительное сальдо бюджета федеральный долг продолжает возрастать. В 1997 г. задолженность федерального правительства составила 5370 млрд. долл., в 1998 г. – 5544 млрд. долл., в 1999 г. она должна возрасти до 5738 млрд. долл. и в 2003 г. достигнет 6336 млрд. долл. Такой рост федерального долга объясняется огромными процентными платежами, включаемыми в общую сумму федерального долга. Значительна также задолженность правительств штатов и местных органов власти. Таким образом, основным вопросом состояния финансов в США продолжает оставаться уровень накопленной задолженности, по которой федеральное правительство США и правительства штатов и муниципалитетов выплачивают ежегодно крупные платежи.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |