Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура местных финансов




Вопрос 3. Местные финансы и региональная политика зарубежных государств

Вывод по 2 вопросу.

Управление финансами зарубежных государств находится в ведении парламентов. Непосредственное управление проходит через главное звено финансового аппарата Министерства финансов.

Важное звено в управлении финансами принадлежит органам финансового контроля.

 

 

 

3.1.Сущность и структура местных финансов.

3.2.Региональная политика.

Регулирование регионального развития осуществляется в странах с самым разнообразным государственно- политическим устройством: в федеративных республиках, и в республиках унитарных, и в монархиях.

Преобладающая тенденция эволюции современных государств – постепенная децентрализация власти, передача все большей части государственных функций от центра к регионам.

Идейная база этого процесса – демократизация, «Уменьшение расстояния между властью и гражданами». Однако во всех странах в регионах действуют власти (федеральные службы), не подчиняющиеся региональным администрациям.

Опыт ведущих зарубежных государств показывает, что наиболее важные социально-экономические проблемы решаются в основном на местном уровне через местные финансы.

С ущность и значение местных финансов

Государственное вмешательство в региональное развитие во всех странах регламентируется конституциями и специальными законами, которые определяют разграничение полномочий между центральными и региональными госвластями.

На федеральном уровне решаются проб­лемы общегосударственного значения: оборона, внешние связи, соци­альное страхование, крупномасштабное строительство, содержание стратегических автомагистралей и автодорог, экономическое стимули­рование развития отдельных отраслей экономики и отдельных регионов страны.

 

Местные органы власти решают следующие задачи: образование, обеспечение внутренней безопасности (местная полиция), коммуналь­ное хозяйство, социальная помощь и здравоохранение.

Совместные задачи центральных и местных органов власти нап­равлены прежде всего на воспроизводство рабочей силы, решение ре­гиональных проблем.

В соответствии с распределением задач центральные и местные органы власти ведут свое финансовое и бюджетное хозяйство самосто­ятельно и независимо друг от друга, т.е. несут ответственность за планирование и исполнение своих бюджетов, а также осуществляют со­ответствующий контроль.

Свои задачи местные органы власти осуществляют с помощью местных финансов.

 

Местные финансы представляют собой систему экономических отношений между государством, местными органами власти и населением, посредством которых местные органы власти распределяют, перераспределяют и используют НД в соответствии с возложенными на них функциями.

Например, финансовые отношения между государством и местными органами власти выглядят как двустороннее движение денежных средств, государства к местным органам власти в виде дотаций, суб­сидий, инвестиций, а обратный поток - от местных органов власти к государству – в виде налоговых перечислений.

По своему значению местные финансы входят в общую финансовую систему как второе финансовое звено. С конца 80-х годов

происходит расширение и усложнение функций местных финансов, значительная часть финансовых ресурсов перераспределяется через местные финансы: в США, ФРГ, Японии - 50-60 %, Великобритании, Франции – более 30% [4].

Историческое формирование функций социально-экономического регулирования в западных странах происходило прежде всего на региональном уровне. Поэтому финансы в осуществлении социально-экономической политики играют очень важную роль.

В их задачу входит:

1. Финансирование социальных служб.

2. Выработка норм стандартов безопасности труда.

3. Оказание медицинских, коммунальных услуг.

4. Финансирование образования.

5. Обеспечение общественного порядка и судебно-правовой защиты населения данной территории.

Региональные власти активно включились в развитие инфраструктуры, строительство дорог региона, морских коммуникаций. В их компетенцию входит выдача лицензий промышленным корпорациям, регулирование торговли.

Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль в финансовых системах современных западных государств.

 

Структура местных финансов

Структура местных финансов зависит от государственного уст­ройства и административно-территориального деления.

В странах с федеративным устройством (США, Германия) в систе­му местных финансов включаются не только финансы местных органов самоуправления, но и финансы членов федерации – штатов, земель, провинций, кантонов.

В странах с унитарным устройством (Японии, Франции) к местным финансам относятся финансы графств, областей, округов, городов, общин, районов и т.д.

Из каких же звеньев состоит система местных финансов?

Звеньями системы местных финансов являются:

1. Местные бюджеты.

2. Специальные фонды местного значения.

3. Финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления.

Рассмотрим эти три звена.

Местный бюджет – главное звено местных финансов. Он включает основные доходы и расходы местных органов власти. За последние 30 лет объем местных бюджетов развитых западных государств увеличился в 6-8 раз и продолжает расти. Основная причина этого – возрастаю­щая роль местных финансов в решении социально-экономических задач.

Например, в Америке 76 % бюджетных средств всех уровней власти направляется на социальные и экономические цели и только 16 % – на обеспечение внешней и внутренней безопасности [5].

Местные бюджеты являются важным средством осуществления эко­номической политики при размещении производительных сил в недоста­точно развитых регионах западных стран, создавая с помощью различ­ных форм финансового стимулирования благоприятный климат для прив­лечения частного капитала. Привлечение частного капитала, строительство новых предприятий влечет за собой оживление других видов деятельности и создание но­вых рабочих мест, что ведет к уменьшению безработицы.

Из местных бюджетов предоставляются специальные субсидии на капиталовложения, составляющие до 30 % их сумм, и на работы по подготовке земельных участков для промышленного строительства, ко­торые ведут частные монополии в малообеспеченных районах.

На примере Америки можно привести такие данные. Доля штатов в развитии предпринимательства, инфраструктуры в общенациональных валовых закупках, особенно за последние 10 лет, сохраняет стабиль­ную позицию примерно 11,5 %, а доля федерального правительства стала несколько снижаться и упала за последние 2 года ниже 2 % [6].

Местные бюджеты широко используются для воздействия на социальные процессы – на воспроизводство рабочей силы и переподготовку кадров. Так, затраты на переподготовку кадров достигли в настоящее время 30 – 35% расходов местных бюджетов. Более подробно о доходах и расходах местных бюджетов мы будем говорить в следующих вопросах этой лекции.

Особенность местных бюджетов – дефицит бюджета всех органов местной власти. Причина этого кроется в том, что все больше соци­ально экономических проблем переносится с федерального уровня на местный. Но наличие дефицитности местных бюджетов не говорит о том, что какие-то программы сворачиваются или сокращаются.

Почему не происходит сокращение программ?

1. С каждым годом финансовая самостоятельность местных орга­нов власти растет. (Например, возможность введения новых видов на­логов).

2. Дефициты бюджетов покрываются за счет субсидий федерального правительства, займов (например, в 1994 г. общая сумма государс­твенной помощи местным бюджетам во Франции составила 20 % всех расходов государственного бюджета[7].

Таким образом, значение местных бюджетов заключается в том, что они используются для воздействия на эффективность экономики на мест­ном уровне, а также сглажи­вают социальных конфликты, повышают благосостояние народа.

Специальные местные фонды – второе звено в системе местных финансов. Специальные местные фонды, как правило, имеют целевой характер. Так, например, за счет специальных кредитных фондов местные органы власти проводят займовые операции, а за счет фондов социального страхования финансируют социальные программы. Напри­мер, в США программа медицинской помощи "Медикэйд", которую полу­чают престарелые, слепые, нетрудоспособные, семьи, имеющие низкие доходы.

В некоторых странах из специальных местных фондов покрываются временные потребности в источниках доходов при исполнении местных бюджетов за определенный период.

Как правило, специальные фонды имеют определенную самостоя­тельность и отделены от местных бюджетов. Денежные средства этих фондов используются для финансирования специаль­ных программ.

Финансы местных предприятий – третье самостоятельное звено местных финансов.

К местным предприятиям относятся коммунальные, дорожные, транспортные предприятия; предприятия газо, - энерго, - водоснаб­жения; а также жилищное хозяйство.

Эти предприятия занимаются обслуживанием населения, оказывают помощь частному капиталу в сооружении предприятий.

Капитальные расходы на строительство предприятий местного значения, как правило, финансируются за счет займов, размещаемых местными органами управления.

ВЫВОД: местные органы власти осуществляют финансовую политику через звенья местных финансов, в которых происходит движение денежных средств, образование денежных фондов, их распределение и использо­вание для осуществления социально-экономической политики на регио­нальном и местном уровне.

Большое значение для проведения финансовой политики на местном уровне имеют местные бюджеты.

 

Доходы местных бюджетов

Доходная часть местных бюджетов формируется из трех источников:

а) налоговых поступлений;

б) неналоговых поступлений;

в) субсидий федерального правительства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.