КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специальные внебюджетные фонды
В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен по размеру эти средства приближаются к государственному бюджету страны. К специальным фондам зарубежом относятся различные автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы и счета. На них возлагаются прежде всего экономические и социальные функции. Используя средства фондов, государство может вмешиваться в процесс производства, предоставлять субсидии и кредиты предприятиям, а также внешние займы, оказывать социальные услуги населению. Специальные фонды, как правило, имеют целевой характер. Так, фонд социального страхования предназначен для выплат пенсий и пособий застрахованным, кредитные фонды – для предоставления ссуд предпринимателям или другим странам. Классификация специальных фондов. Такие фонды отличаются правовым положением, целями использования. По правовому положению специальные фонды делятся на государственные и местные. В государствах с федеративным устройством (США, Канада и др.) члены федерации также имеют право на создание специальных фондов. Государственные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Это наиболее важные фонды: инвестиционные, валютные, социального страхования и др. У местных органов власти имеется большое количество местных фондов, среди которых наиболее крупные заемные фонды. В Великобритании такие фонды действуют с конца XIX в. и используются для финансирования капитальных вложений. В зависимости от целей использования специальные фонды подразделяются на экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные, личного и имущественного страхования, военно-политические, межгосударственные. Рассмотрим основные из них. 1. Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственной жизни, например, инвестиционные, конъюнктурные. Средства таких фондов направляются на финансирование частных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в период циклических кризисов. Помощь предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов. В США функционирует фонд перестройки и развития экономики, который формируется за счет средств федерального бюджета. Главная его задача – страхование банковских операми в интересах частных промышленных компаний. С 1984 г. он осуществляет руководство новыми программами экономического развития. Величина гарантированных фондом ссуд ограничена 20 млн. долл. Этот фонд стимулирует частный бизнес, особенно в годы спада производства. Большое значение имеют региональные фонды, оказывающие немалую помощь предпринимателям штатов. Каждый штат имеет специальный фонд агентства экономического развития, целью которого является предоставление компаниям финансовой поддержки, обычно в прямой форме. Во Франции после окончания Второй мировой войны был образован фонд модернизации, который после объединения с другими фондами в 1955 г. был преобразован в Фонд экономического и социального развития (ФЭСР). В него поступают главным образом займы, размещаемые на рынке ссудных капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы, а также планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров в отсталые районы. Средства предоставляются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития. Разнообразные экономические фонды действуют в Японии: инвестиционный бюджет, или программа государственных инвестиций и займов; специальные счета (автономные бюджеты центрального правительства и местных властей). Самый крупный фонд – инвестиционный бюджет, представляющий собой смету субсидий и кредитов государства общественным корпорациям. Его объем достигает половины государственного бюджета. Этот фонд формируется из средств сберегательных, страховых, пенсионных и других доверительных фондов и используется для финансирования государственного сектора в форме безвозвратных субсидий и льготных кредитов. Государственные корпорации создают благоприятные условия для функционирования частного капитала с помощью политики низких цен и тарифов. Таким образом инвестиционный бюджет, обслуживая эти корпорации, поддерживает через них широкую сеть частных компаний. 2. Развитие научно-технической революции порождает создание научно-исследовательских фондов, используемых для финансирования поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований. В США действуют два крупных фонда: Национальный научный фонд (ННФ) и Научный фонд бюро стандартов (НФБС). Средства ННФ формируются за счет поступлений из федерального бюджета, отчислений от прибыли промышленных предприятий, а также взносов университетов и колледжей. Расходуются средства на финансирование программы в области фундаментальных исследований, на премии ученым за научные достижения, строительство научных центров, подготовку кадров. НФБС предоставляет средства компаниям, проводящим эксперименты, и доводит научные исследования до их промышленного и сельскохозяйственного использования. В Великобритании Фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. Государство предоставляет Фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии. Фонд финансирует капитальные вложения частных предприятий, занимающихся научной разработкой проблем и внедрением результатов этой разработки в производство. На средства Фонда осуществляются исследования, проводимые в лабораториях государственных университетов, национальных и частных компаниях, и доводятся до их промышленного освоения. 3. Кредитные фонды – это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных учреждений, предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие в соответствии с государственными программами развития страны. Большое значение кредитные фонды получили во Франции. К ним относятся фонды Банка Франции, Банка внешней торговли. В США функционирует целый ряд кредитных фондов, которые осуществляют программы, сосредоточенные в трех важнейших отраслях – сельском хозяйстве, жилищном строительстве и внешнеэкономических связях. Важное значение для экспорта американского капитала имеет фонд Экспортно-импортного банка США. Он выдает кредиты (до 15-20 лет) американским экспортным компаниям, а также предоставляет гарантии по экспортным кредитам частных банков (в пределах 30-60% суммы кредита). Основным источником ресурсов банка являются собственные средства и займы. В Японии имеется большое количество кредитных фондов. Наибольшее значение приобрели фонды финансовых корпораций (корпорации финансирования жилищного строительства, корпорации финансирования мелких и средних предприятий) и фонды специальных банков (Экспортно-импортного банка Японии, японского Банка развития). Фонды финансовых корпораций формируются за счет средств бюджета, а также процентов за выдаваемые кредиты. Эти фонды предоставляют займы под умеренные проценты с целью финансирования «рискованных предприятий» или оказания помощи тем компаниям, которые не имеют доступа к другим источникам кредита. 4. Социальные фонды – ресурсы, предназначенные для оказания социальных услуг населению. Рост численности лиц наемного труда в результате развития производства, увеличение разрыва в интересах различных социальных групп общества, вызванное НТР, общее старение населения стран объективно привели к необходимости увеличения фондов социального страхования. В последнее десятилетие объем социальных фондов в промышленно развитых странах возрос в абсолютных суммах в пять–шесть раз. Рост объема социальных фондов дает возможность повысить социальные выплаты. Фонды образуются за счет трех источников: страховых вносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства. Взносы застрахованных представляют прямой вычет из их дохода и по существу являются прямым целевым налогом. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка. Действуют страховые ставки для застрахованных и предпринимателей. В большинстве стран ставки для застрахованных устанавливаются в процентах к доходу, а для предпринимателей – в процентах не к общему фонду заработной платы, а к заранее определенной максимальной валовой заработной плате, т. е. сумма, превышающая этот максимум, не учитывается. Поэтому чем выше доля квалифицированных работников в компании, чем выше их заработная плата, тем меньше отчислений производят они в социальные фонды. Крупные компании платят относительно меньше в социальные фонды. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен на товары. В США, к примеру, предприниматели и застрахованные уплачивают страховые взносы по одинаковым ставкам: 6,2% в виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45% – на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8%. Таким образом, комбинированная ставка предпринимателей равна 8,45% при максимальном облагаемом доходе около 45 тыс. долл., тогда как для застрахованных она – 7,65%. Фонды социального страхования в ФРГ включают множество автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования – фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице и др. В Великобритании функционируют два основных социальных фонда: фонд национального страхования и пенсионные фонды государственных предприятий. В Японии четыре крупных фонда: фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы. Во Франции наиболее значительными социальными фондами являются фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству; пенсионный фонд; фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным. В США действует большое количество социальных фондов, находящихся в разном административном подчинении. Наиболее крупными являются три общенациональных фонда: фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся. Основные средства направляются на выплату пенсий по возрасту. Во всех зарубежных странах размер пенсий устанавливается в зависимости от величины заработной платы и количества внесенных страховых взносов. Так, в США система пенсионного обеспечения была введена законом 1935 г., который (с многочисленными изменениями) действует по настоящее время. Она распространяется на постоянно занятых наемных работников и самозанятых лиц. Имеются специальные системы пенсионного обеспечения для служащих на железной дороге, федеральных служащих и большинства служащих штатов и местных органов власти. Источником финансирования является фонд национального страхования, который в США входит в федеральный бюджет. США – единственная страна, где фонд национального страхования объединен с федеральным бюджетом. Полная пенсия по старости выплачивается с 65 лет (в сокращенном размере – с 62—64 лет). Для получения пенсии необходимо иметь минимальный страховой стаж, т.е. уплатить страховые взносы в течение 40 кварталов – десяти лет. Размер пенсии исчисляется исходя из среднего заработка, который был получен застрахованным в возрасте от 22 до 62 лет, за исключением пяти лет с наименьшим заработком. Средний размер пенсии составляет около 40% среднего заработка, для лиц с низким уровнем доходов – 60%. Минимальный размер полной пенсии по старости составил в 1997 г. 1326 долл. в месяц. Для стимулирования обращения за пенсией в возрасте 65–69 лет пенсия повышается на 0,5% в месяц, т.е. на 6% в год. Пенсия автоматически индексируется исходя из уровня стоимости жизни. Надбавки на иждивенцев выплачиваются в размере 50% пенсии по старости. Однако максимальный размер данной пенсии в 1997 г. не мог превышать 2322 долл. в месяц. Пенсионеры в США имеют дополнительные льготы: бесплатную медицинскую помощь, бесплатные лекарства, крупные пакеты продовольствия, низкую квартплату в пределах 100 долл. в месяц. 5. Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд, задачей которого является урегулирование международной ликвидности в целях равновесия платежного баланса, и Мировой банк, предоставляющий долгосрочные кредиты для расширения производственных мощностей под гарантию правительства стран-членов. 6. Государственные предприятия в странах Западной Европы получили значительное развитие после Второй мировой войны в результате национализации (1946—1950 гг.) железнодорожного, воздушного транспорта, энергетических отраслей (электроэнергетической, газовой, угольной промышленности) и ряда других. В техническом отношении это были крайне отсталые неконкурентоспособные отрасли. Их переоборудование потребовало колоссальных средств, которые были выделены из государственного бюджета, т.е. за счет налогоплательщиков. Несмотря на то, что эти отрасли были модернизированы и стали технически передовыми, в финансовом отношении – это низкорентабельные или убыточные отрасли. Основная причина напряженного финансового положения государственных предприятий заключается в политике низких цен на их продукцию. В 1980-х гг. в соответствии с новой экономической и финансовой политикой правящих кругов развитых капиталистических стран проведена приватизация многих государственных отраслей и предприятий, что резко сократило размеры государственной собственности.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |