Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы плановой деятельности




В процессе планирования осуществляются следующие основные виды работ:

- разработка Концепции плана;

- разработка целевых Программ;

- разработка Плана социально-экономического развития;

- организация выполнения, контроль и корректировка Плана.

Концепция – краткое логическое обоснование основных целевых установок и этапов социально-экономического развития.

Эти целевые установки, как минимум, должны включать:

а) Критериально значимые (важнейшие) показатели экономического роста в плановом периоде. Таковыми могут быть на уровне народного хозяйства, в зависимости от одних условий, - рост ВВП, либо увеличение рабочих мест, рост производства продовольствия, вооружений, лекарств и т.д.

На уровне предприятий – это в одних случаях рост прибыли либо валового дохода, в других – рост капитализации имущества либо объема портфельных инвестиций, и др.;

б) Определение основных направлений совершенствования отраслевой, региональной, технико-технологической, общеэкономической и социальной структуры производства;

в) Определение предпочтительных источников финансового обеспечения реализации целевых установок;

г) Определение механизмов (экономических, административных), на основе которых предполагается реализация проектируемой динамики социально-экономического развития;

д) Определение темпов и основных этапов осуществления концептуально установленных задач.

Например, концепция долгосрочного развития народного хозяйства Воронежской области должна указать, почему в ближайшие 10 лет область следует ориентировать на приоритетное развитие в качестве индустриально-аграрного, а не аграрного или аграрно-индустриального региона. Почему за этот период можно и нужно удвоить или утроить валовой региональный продукт, а не повысить его в 1,5 или 4,5 раза. Почему такая задача должна решаться не в 2 этапа, а скажем, в 3 этапа:

- преодоление условий спада производства,

- расширенное воспроизводство с использованием внешних инвестиций,

- расширенное воспроизводство по преимуществу за счет собственных накоплений.

Разработка Концепции является наиболее ответственным этапом планирования, определяющем качество и целевых Программ и Плана.

Целевые программы разрабатываются на основе Концепции и представляют собой количественно конкретные характеристики реализац ии отдельных целевых установок, с указанием важнейших источников и способов привлечения необходимых для этого средств, а также механизмов стимулирования хозяйственной деятельности. Таковыми могут быть Программа вывода из кризиса, либо Программа развития АПК региона, Программа реформирования ЖКХ, Программа преодоления бедности, Программа обеспечения продовольственной либо финансовой безопасности и т.д.

Например, Программа развития АПК, в отличие от Концепции, должна определить, какие следует иметь к концу каждого этапа объемы производства не только валовой продукции, но и основных видов продовольствия, сырья для легкой, микробиологической и других отраслей; сколько для этого потребуется поголовья, площадей по отдельным предприятиям, регионам, формам собственности; какие предпочтительно задействовать технологии; сколько придется изыскивать средств на приобретение отдельных видов дополнительных трудовых и материальных ресурсов; в какой мере издержки производства на каждом этапе удастся покрыть за счет выручки от реализации произведенной продукции, а в какой мере придется прибегнуть к внешним заимствованиям.

Основные позиции целевых программ должны быть поэтапно сбалансированы, чтобы предупредить возможные диспропорции воспроизводства.

Однако поскольку каждая Программа ориентирована на реализацию только отдельных целевых установок общей Концепции социально-экономического развития, она не может претендовать на высокоточные решения. Поэтому на уровне целевой Программы количественные оценки, как правило, должны быть интервальными, что в ряде случаев требует их представления в нескольких вариантах (минимум, максимум, усредненный). Многовариантность оценок становится особенно необходимой, если у разработчиков возникают существенные трудности в выборе предпочтительных способов реализации перспективных задач.

Что особенно важно, в Программе должен быть изложен механизм реализации основных ее задач – на основе адекватного совершенствования систем ведения хозяйства, определения предпочтительных форм организации управления производственной деятельностью, товарными и финансовыми потоками, стимулирования более производительного труда и т.д. Следовательно, Программа отличается от Концепции, с одной стороны, ограниченностью сферы плановой деятельности (меньший охват отраслей, территорий), но в то же время – большей содержательностью, детализацией фиксированных в Концепции целевых установок, а нередко и дополнением их постановкой специфических задач, значимых для реализации данной Программы и несущественных на уровне общей Концепции (например, это проблема сезонной занятости, ограничения межгодовой колеблемости урожаев, развития подсобного хозяйства и т.п.).

Кроме того, в отличие от Концепции, целевые Программы должны характеризоваться количественной конкретностью описания определенных Концепцией и дополненных, исходя из специфики Программы, социально-экономических показателей. Так, если в Концепции только формулируются критерии эффективности производства в плановом периоде, то в целевых Программах должны быть указаны примерные уровни проектируемой эффективности (повысить рентабельность до «х» процентов, увеличить продовольственные ресурсы на «z» процентов, и т.д. - в зависимости от сущности Программы). Если в Концепции определяется только общее направление изменения отраслевой структуры производства (например, опережающий рост продукции животноводства), то в целевой Программе необходимо конкретно обосновать, какой ожидается прирост производства молока, мяса по видам, и т.д.

Разработка целевых Программ должна осуществляться на разных уровнях. Предпочтительно, чтобы она начиналась на народнохозяйственном уровне, а затем опускалась на отраслевой, региональный, на уровень предприятий (принцип – от общего к частному). Но при этом, как правило, обнаруживается немало нестыковок, связанных с тем, что в низовых звеньях планирования удается точнее определить рациональную систему мер по реализации целевых установок Программы. Следовательно, все эти нестыковки необходимо преодолеть, чтобы обеспечить согласование основных направлений хозяйственной деятельности всех субъектов процесса воспроизводства.

Но согласование различных Программ необходимо не только ввиду возможных расхождений проектируемых показателей народнохозяйственного и низового уровня. Кроме того, в согласовании нуждаются различающиеся по содержанию Программы, например, Продовольственная, Энергетическая, транспортная и т.д., поскольку каждая из них предполагает использование определенного объема материальных, финансовых, трудовых ресурсов, сумма которых вполне может превысить то, что имеется в наличии. В таком случае согласование целевых Программ становится важным условием реальной ресурсообеспеченности, а значит, и реальной возможности их выполнения. И, наконец, согласование целевых Программ необходимо ввиду того, что они могут различаться концептуально.

Например, в Воронежской области были разработаны три варианта Программы вывода АПК из кризиса. В основе одного из них лежала Концепция, предполагавшая минимизацию участия государства в восстановлении АПК - в расчете на стихийно рыночные стимулы притока в область инвестиций, особенно зарубежных. Вторая Программа исходила из необходимости использовать экономические функции государства, путем концентрации ресурсов для подъема экономики сначала 6% хозяйств, утративших производственно-финансовую дееспособность, с последующим включением в систему государственной поддержки других предприятий-банкротов. Наконец, третья Программа, в отличие от предыдущей, предусматривала введение в действие такой системы государственного регулирования АПК, которая позволяла стимулировать концентрацию ресурсов в наиболее дееспособных хозяйствах на условиях частичного использования этих средств для восстановления производства в остальных предприятиях.

Не останавливаясь на оценке сравнительной эффективности указанных трех Программ, примем к сведению следующее: целевых Программ может быть много, но организацию хозяйственной деятельности необходимо ориентировать однозначно. Документ, в котором обобщается определенным образом согласованная развернутая система мер по реализации целевых установок признанной в качестве предпочтительной Концепции, и есть План социально-экономического развития.

План не объединяет механически различные Программы – он их обобщает с позиций социально ориентированной Концепции. Это обобщение, с одной стороны, касается качественных (текстуально выраженных) характеристик перспектив социально-экономического развития. Но с другой стороны, он по возможности максимально конкретизирует перспективные ориентиры хозяйственной деятельности в цифровых показателях, характеризующих проектируемую динамику производственной, финансовой деятельности и социального развития. Многие позиции Плана представлены в стоимостной форме (в текущих и сопоставимых ценах), некоторые – в натуральных единицах измерения (тонны, кв. м. жилой площади, куб. м. лесоматериалов, квт.-час электроэнергии, и т.д.), все –в форме индексов, указывающих на сравнительную весомость прироста планируемых показателей.

План – это система мероприятий, сбалансированная по ресурсам и потребностям во времени, в межотраслевых и межрегиональных связях - для реализации основных положений Концепции и целевых Программ, с минимальными издержками и в кратчайшие сроки. Поэтому в качестве основных показателей плана отбираются такие, которые позволяют точнее отразить целевые установки Концепции в части перспектив производства, обмена, распределения и потребления на уровне предприятий, регионов, народного хозяйства. При этом особо выделяются показатели, с помощью которых становится возможным контроль межотраслевых и межрегиональных связей, производственно-финансовой устойчивости, экологического и социального благополучия, локализации потенциальных рисков. Определяются мероприятия по стимулированию (экономическому и правовому) эффективности производства.

План полнее отдельных целевых Программ реализует основные установки Концепции, но по ряду направлений он не обязательно включает все показатели, предусматриваемые в Программах. Так, если одна из целевых установок Концепции развития народного хозяйства требует обеспечить выход на IV этап решения продовольственной проблемы, (обеспечения обильного и сбалансированного питания), то целевая Продовольственная программа конкретизирует эту целевую установку в показателях перспективного объема производства широкого ассортимента овощей и продуктов животноводства, с указанием площади посевов каждой культуры и поголовья скота, то в Плане социально-экономического развития такая детализация не требуется - достаточно фиксировать только суммарный объем производства овощей и совокупную площадь их возделывания.

План так же, как и целевую Программу, отличает от Концепции количественная конкретность оценок перспектив социально-экономического развития, однако в Плане уровень обоснованности этих оценок значительно выше, поскольку он предполагает взаимную сбалансированность всех целевых Программ во времени, в межотраслевых и межрегиональных связях.

В отличие от Программы социально-экономического развития, План характеризуется однозначностью проектируемых способов решений, соответствующим образом обоснованной с позиций оптимальности одного избранного варианта. При этом оптимальность может быть определена в сочетании количественных и качественных характеристик эффективности хозяйственной деятельности. Например, когда не лучшим показателям прибыли сопутствуют хорошие показатели занятости, дифференциации доходов, естественного прироста населения, экологического благополучия и т.д.

Планирование далеко не завершается на составлении планов. Наиболее сложная часть плановой деятельности – организация его практического исполнения. А это предполагает:

- согласование основных позиций Плана по вертикали и горизонтали социально-экономических отношений, чтобы минимизировать возможные противодействия выполнению Плана;

- оформление этих согласований системой договоров, приказов, распоряжений, законодательных актов, предусматривающих ответственность по вертикали и горизонтали за выполнение утвержденных Планов:

- мониторинг выполнения Плана, с оценкой позитивных и негативных последствий превышения либо не достижения отдельных плановых показателей;

- отслеживание изменений внешних условий социально-экономического развития и анализ их возможного влияния на выполнение Плана;

- корректировка отдельных показателей Плана, а в ряде случаев и концептуально значимых положений, если это диктуется изменяющимися условиями социально-экономического развития.

При этом следует исходить из того, что в силу многих объективных и субъективных причин, даже в лучшем случае, План не может в полной мере учесть все многообразие природных, экономических и социально-политических факторов, которые будут оказывать определенное влияние на развитие народного хозяйства даже в близкой перспективе, не говоря уже о более отдаленной. Поэтому задача экономической службы состоит в том, чтобы постоянно отслеживать реальный ход выполнения Плана, анализировать обнаруживаемые отклонения, оценивать их возможное влияние на реализацию основных задач Плана и целевых установок Концепции и своевременно вносить необходимые коррективы в балансы материальных, трудовых и финансовых ресурсов, затем в Планы производства, обмена, распределения и потребления последующих лет в различных отраслях и регионах. Если эти корректировки окажутся существенно значимыми, они должны будут найти отражение в целевых Программах и в Концепции социально-экономического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.