Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды Планов. Принципы планирования




По мере прогресса производительных сил значение планирования возрастает, расширяются масштабы планирования, усложняются способы планирования. И все это потому, что усложняются производственные и социальные связи, увеличивается дефицитность отдельных видов экологических ресурсов. Одновременно изменяется характер плановой деятельности, а значит, и видовой состав разрабатываемых Планов.

По уровню организации можно выделить следующие виды Планов:

- народнохозяйственные,

- региональные,

- отраслевые и межотраслевые,

- внутрихозяйственные

При социально менее зрелых отношениях (мелкое частное производство) наиболее значимыми являются планы внутрихозяйственного уровня. По мере усиления экономических функций государства возрастает значение государственных планов различного уровня. С развитием монополий появляется необходимость разработки отраслевых и межотраслевых планов. По мере подрыва отношений отчуждения все большей части населения от присвоения национального богатства возрастает значение народнохозяйственного уровня планирования. При высоких темпах вовлечения в производственный оборот невоспроизводимых ресурсов становится необходимым планомерное регулирование, в том числе планирование их использования на международном уровне.

По заблаговременности выделяем:

- краткосрочные планы (до года включительно),

- среднесрочные (до 5 лет),

- долгосрочные (свыше 5 лет)

Необходимость разработки разновременных планов связана, с одной стороны, с продолжительностью важнейших процессов воспроизводства и его цикличностью. В сельском хозяйстве – это год, четырех - шестилетний период, в целом по народному хозяйству период существенного изменения активной части основных фондов (в СССР – 5 лет, в РФ не менее 10 лет). С другой стороны, заблаговременность планирования может определяться спецификой социальных целевых установок (Программа восстановления ВПК, Программа преодоления бедности и т.д.)

С общественным прогрессом возрастает как необходимость, так и возможность увеличения заблаговременности планирования. Необходимость – в связи с усложнением хозяйственных связей и ростом масштабов накоплений, что повышает роль предвидения в выборе рациональных способов использования инвестиционных ресурсов. Возможность повышения заблаговременности планирования определяется прогрессом науки, позволяющим расширять горизонт предвидения, прогрессом техники, обеспечивающей ускорение работ, связанных с плановой деятельностью.

Однако увеличение заблаговременности планирования ни в коей мере не умаляет значение краткосрочных и среднесрочных Планов. Дело в том, что поскольку планирование есть одна из форм управления циклично развивающейся экономикой (а цикличность особенно характерна для АПК), то разработку Концепций, целевых Программ и Планов желательно по срокам ориентировать на эту цикличность. Следовательно, объективным реалиям годового цикла хозяйственной деятельности должно соответствовать составление годовых планов, сезонной цикличности – более коротких планов выполнения сезонных работ.

Специфически капиталистическая цикличность смены кризисов - депрессией, оживлением, подъемом должна учитываться в целевых Программах вывода экономики из спада, застоя и оптимизации условий экономического роста. Такие Программы можно отнести к среднесрочным. Наконец, решение проблем, связанных с обновлением инфраструктуры народного хозяйства и постановкой принципиально новых социальных задач, изначально требует немалого времени, а потому предполагает разработку долгосрочных Программ, а в ряде случаев и Планов.

По уровню управляемости выполнением Планов их разделяют на директивные и индикативные. Директивное планирование предполагает решающую роль собственника используемых в процессе воспроизводства ресурсов в определении как целевых установок, так и остальных важнейших показателей разработки и исполнения Плана.

Поэтому на уровне народного хозяйства планирование может быть директивным только в отношении государственных предприятий и учреждений, а также тех позиций в деятельности предприятий частной либо коллективной собственности, которые существенно зависят от использования принадлежащих обществу ресурсов (полезные ископаемые, воздух, вода, социальная сфера и т.д.). Отсюда директивный характер планирования в частных предприятиях платы за природные ресурсы, налоговых платежей и др. – либо в денежной форме, либо трансформированных в выполнение натуральных обязательств.

Аналогично на региональном уровне директивное планирование распространяется только на основные показатели работы предприятий, принадлежащих местным органам власти, на систему бюджетного планирования,а также в известной мере на показатели негосударственных предприятий. Наконец, в частных предприятиях директивность фиксируется с позиций их собственника, и распространяется на важнейшие показатели хозяйственной деятельности, прежде всего – на целевые установки Плана.

В то же время некоторые плановые показатели не могут и не должны носить директивный, т.е. приказной характер. Таковы, например, для сельхозпредприятий всех форм собственности промежуточные показатели производственной деятельности (посевная площадь, урожайность, поголовье скота и др.). Они представляют интерес в основном информационный – в качестве индикатора изменений в ресурсной базе сельскохозяйственного производства. Для частных и кооперативных предприятий не являются директивными и многие разработанные на государственном уровне конечные показатели их хозяйственной деятельности, в том числе валовая и товарная продукция, себестоимость, прибыль, производительность труда и т.д., но они тоже практически значимы в качестве индикаторов вероятной динамики спроса и предложения, перспективной конкурентоспособности.

Таким образом, реально планирование на всех уровнях должно сочетать элементы директивности и индикативности. Но все же, когда преобладают элементы директивности, особенно в части ориентации целевых установок Плана на народнохозяйственные показатели эффективности производства - можно говорить, что мы имеем дело с директивным планированием, в остальных случаях предполагается индикативное планирование.

Для хозяйственной практики в равной мере плохо, если нарушается объективно целесообразное сочетание в планировании директивности и индикативности. При злоупотреблении директивностью в планировании неизбежно парализуется инициатива исполнителей Плана в использовании эффекта маневра ресурсами. Это особенно важно в сельском хозяйстве, где колеблемость природных условий производства в полной мере не может быть изначально заложена ни в какой План. Наоборот, злоупотребление отказом от директивности, ориентация исключительно на индикативное планирование открывает дорогу экономической анархии с ее неизбежно негативными социально-экономическими последствиями.

Эффективное планирование предполагает следование ряду принципов. В том числе таким, как: научная обоснованность, непрерывность, выделение «ведущего звена», системность, согласованность интересов субъектов хозяйственной деятельности, гибкость планирования, минимизация рынка и подстраховка, стимулирование выполнения Плана.

1. Принцип научной обоснованности предполагает подход к планированию не с субъективистских позиций добрых намерений, а на основе научного предвидения тенденций социально-экономического развития; всестороннего учета факторов, способных оказать в перспективе существенное влияние на хозяйственную деятельность; использование научно выверенных методов прогноза важнейших показателей развития экономики. В целом это должно обеспечить одновременно напряженность и реалистичность плановых показателей.

2. Принцип непрерывности планирования, во-первых, означает, что процесс планирования включает в себя не только разработку Концепции, целевых Программ и Плана, но и их корректировку, с учетом реально изменяющихся условий воспроизводства. Во-вторых, в соответствии с этим принципом планирование должно быть организовано таким образом, чтобы в ходе выполнения данного плана (скажем, пятилетнего) всегда была видна перспектива хозяйственного развития на такой же срок. То есть, в первом году текущей пятилетки должен разрабатываться план первого года следующей пятилетки, во втором году нынешней пятилетки – план второго года будущей пятилетки и т.д.

3. Принцип выделения «ведущего звена» требует четкого определения в Плане главных задач как на весь плановый период, так и по отдельным этапам, определения приоритетных показателей как для отраслей, так и для регионов. Это позволяет концентрировать материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы на тех направлениях, которые в общей шкале проектируемых предпочтений признаны наиболее концептуально значимыми.

4. Принцип системности планирования предполагает сочетание в определенной последовательности различных видов плановой деятельности: Концепции, целевых Программ и Плана; народнохозяйственного, регионального, хозяйственного и внутрихозяйственного; долговременного, среднесрочного и краткосрочного; директивного и индикативного. При этом будем иметь ввиду, что в каждом конкретном случае последовательность такого рода сочетаний определяется социальной спецификой субъектов плановой деятельности.

5. Принцип согласованности интересов субъектов хозяйственной деятельности исходит из признания особой значимости человеческого фактора в процессе воспроизводства, а потому предполагает не только учет специфики целевых установок, которыми руководствуются в производстве различные классы, социальные группы, государственные структуры, но и многообразные формы согласования их действий в форме договоров и других юридически оформленных актов, решений и постановлений, одобренных на уровне органов представительной власти, референдумов и т.д. Все это должно сократить возможное противодействие и повысить шансы успешного выполнения Плана.

6. Принцип гибкости планирования предполагает возможное несовпадение реальных и учтенных в разработанном Плане условий хозяйственной деятельности, а потому проектирование такой структуры и размещения производства, которые позволяют с минимальными издержками перейти из фазы оживления в фазу подъема, пережить кризис и сохранить ресурсы для использования специфических преимуществ обновления основного капитала в фазе депрессии. Предусматривает создание технико-технологических предпосылок для успешного хозяйствования в условиях избыточной и недостаточной влагообеспеченности, в условиях мира и войны.

7. С принципом гибкости тесно связан принцип минимизации риска и подстраховки выполнения Плана, в соответствии с которым, исходя из признания возможной неуспешности использования потенциала гибкости планирования, необходимо на разных уровнях плановой деятельности предусматривать создание резервов всех видов ресурсов.

8. Принцип стимулирования выполнения Плана ориентирует на обязательное введение в действие системы материальных, моральных и административных механизмов, призванных сглаживать возможные противоречия между субъектами хозяйственной деятельности, локализовать противодействие некоторых из них реализации важнейших показателей Плана, и наоборот, поощрять скорейшее малозатратное решение его основных целевых установок. При этом в качестве материальных стимулов могут быть использованы система цен, налогов, кредитов, квот, дотаций и доплат, штрафных санкций и др. В качестве моральных стимулов – неэкономические привилегии, награды и другие поощрения; в качестве административных – запреты и разрешения выполнять определенные виды деятельности и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.