Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование темпов экономического роста




Планирование развития АПК требует сбалансирования перспективных показателей обеспечения народного хозяйства ресурсами собственного производства и приобретенными по импорту – с перспективными показателями востребованности этих ресурсов на нужды внутреннего оборота, отечественного и зарубежного рынка. Чтобы развитие АПК было устойчивым, такое сбалансирование должно поддерживаться непрерывно. Следовательно, при разработке Плана это должно быть предусмотрено в форме динамичных балансов, объединенных целевыми установками Концепции Плана социально-экономического развития. В одних условиях в качестве таких целевых установок может быть принята ориентация на скорейшее достижение определенных социальных, в других – экономических показателей. Но в любом случае это выводит процесс планирования на проблему прогноза темпов экономического роста.

В расчетах темпов решения проектируемых возможно два подхода. Во-первых, определение тех темпов, которые необходимо обеспечить для достижения определенных целевых установок, и во-вторых, оценка уровня реально достижимых темпов экономического роста.

С позиций первого подхода могут решаться задачи, в которых на экспертном уровне уже удалось установить объемы и сроки социально-экономических преобразований, например, в течение 10 лет удвоить ВВП страны. В этом случае расчет выполняется по формуле:

Т = (7.1)

где В1 – валовой продукт базисного периода,

В2 – валовой продукт планируемого периода,

n – продолжительность планового периода,

Т- среднегодовой темп роста валового продукта.

Поскольку в нашем примере n = 10 лет, В2: В1 = 2, то

Т=

Зная среднегодовой темп роста, и предполагая допустимость статичной экстраполяции, можно рассчитать, каким будет ВВП в различные моменты планового периода. Так, на третьем году выполнения Плана нужно будет иметь ВВП в размере В1 х Т3 ≈ 1,23, на пятом году - В1 х Т5 ≈ 1,41, и т.д.

Легко подсчитать, что если бы в качестве ориентира на ближайшие 10 лет были приняты не 7,1% ежегодного роста ВВП, а показатель 1946-1960 гг. (10%), то в этом случае за десятилетие можно было бы планировать увеличение ВВП не в 2, а в 2,5 раза, и т.д.

Нередко, прежде чем выйти на столь простой расчет темпов экономического роста, необходимо осуществить достаточно сложные предварительные исследования, увязав проблему планируемого объема производства (рост в 2 раза) с достижением вполне конкретных социальных результатов, в частности, с необходимостью преодоления бедности в течение 10 лет.[4]

Но почему 10 лет, а не 8 или 13? Иногда длительность планового периода определяется соображениями политического порядка (оценка сроков готовности к нападению потенциального агрессора), в других случаях – с ориентацией на соображения технико-технологического порядка. Но чаще всего этот показатель все же рассчитывается после того, как предварительно был обоснован реально достижимый темп экономического роста.

И здесь возможно тоже несколько подходов. Во-первых, обоснование с позиций статистического, либо перспективно ориентированного анализа прошлого опыта. Во-вторых, на основе анализа последствий проектируемого прироста производства, с учетом потенциально возможных объемов инвестиционных ресурсов.

В первом случае речь идет об использовании либо корреляционных моделей, либо аналоговых оценок. Там, где имеются основания считать, что ранее определившиеся тенденции экономической динамики в ближайшей перспективе будут изменяться несущественно, можно воспользоваться средними показателями предшествующего периода.

 

Обратимся к таблице 7.1.

Таблица 7.1. - Продукция земледелия СССР в процентах к предыдущему году

Годы  
   
В среднем 104,4

 

Используя полученный из таблицы 7.1 показатель средних за 9 лет темпов роста (104,4%, т.е. в индексной форме 1,044) составим прогноз роста объемов продукции земледелия на следующие 9 лет, то есть к 1968 году: Т9 = 1,0449 = 1,47. К уровню 1959 г. это означает рост на 47%. Примечательно, что фактически за те же годы производство продукции земледелия возросло только на 39%, что видимо, связано с прекращением вовлечения в оборот новых земель, широко практиковавшимся в 50-ые годы.

Если имеются веские причины ожидать, что в плановом периоде, по сравнению с предплановым, основательно изменятся условия хозяйственной деятельности, прогнозная оценка темпа экономического роста должна быть ориентирована на темпы, которые в прошлом, возможно, уже отмечались при схожих ожидаемых природных и социально-экономических условиях. Если имеются основания считать грядущую ситуацию нетипичной, остается один, наиболее сложный способ прогноза темпов экономического роста – на основе оценки возможных размеров инвестиционного потенциала и нормативов затрат, необходимых для увеличения объемов производства на 1%.

Рассмотрим абстрактную схему расчета той части инвестиционного потенциала, которая может быть сформирована за счет внутренних ресурсов, без ущерба для решения задачи максимального роста доли фонда потребления в валовом продукте. Обратимся к таблице 7.2.

Таблица 7.2. - Расчет вариантов сочетания потребления и накопления

Годы Прирост ВВП при норме накопления Прирост накоплений при норме накопления Прирост потребления при норме накопления
0% 10% 30% 60% 0% 10% 30% 60% 0% 10% 30% 60%
                         
    103,5 110,5     10,35 33,1 72,6   93,15 77,4 48,4
    107,1 122,1 146,4   10,71 36,6 87,8   96,39 85,5 58,6
    110,8 134,9 177,1   11,08 40,8 106,2   99,71 94,1 70,9
    114,7 149,2 216,3   11,47 44,8 129,8   103,23 104,3 86,5
    118,7 164,9 261,7   11,87 49,5 157,0   106,83 115,4 104,7
    122,9 182,2 316,6   12,29 54,7 190,8   110,61 127,4 126,6
    127,2 201,3 383,1   12,72 60,4 230,0   114,48 140,9 153,1
    131,6 222,4 463,5   13,16 66,7 278,0   118,44 155,7 185,5
    135,2 245,8 560,8   13,52 73,7 336,5   121,68 172,1 224,3
Итого х Х Х Х Х х х Х   1054,4 1142,8 1098,2

 

Здесь последовательно рассматривается несколько вариантов нормы накопления средств на расширение производства - Н (0%, 10%, 30%, 60% от объема прироста ВВП) и прослеживается, как это скажется на суммарных объемах прироста потребления (Пi) в течение 10 лет (t= 10), если эффективность накоплений, характеризующая прирост производства с единицы добавочных вложений (Э), составляет 0,35.

При накоплениях 10% можно ожидать, что темп прироста показателей ВВП, накопления и потребления будет равен

Э х Н = 10% х 0,35 = 3,5%

Тогда суммарный объем прироста потребления возрастет за 10 лет на 54,5 условных единиц. С дальнейшим повышением нормы накопления до 30% интересующий нас в качестве целевой функции объем десятилетнего прироста потребления может возрасти еще больше, - уже на 148,2 единиц. Однако при 60% нормы накоплений отмечается падение прироста потребительского потенциала. Это иллюстрирует принципиальную возможность определения оптимальной нормы накоплений, обеспечивающей максимум прироста потребления, что позволяет подойти к научно обоснованной оценке рациональной нормы (в %) инвестиционных издержек.

Поиск оптимального значения Н осуществим, исходя из следующих соображений.

Если в первый год десятилетнего периода из прироста ВВП в размере В1 на долю накоплений расходуется Н, то сумма накоплений составит В1 х Н, а в потребление (П) остается

П1 = В1 – В1Н = В1(1-Н).

Следовательно, во втором году планового периода

В2 = В1 + ЭВ1Н = В1 (1+ ЭН),

накопление достигнет

В1Н + В1НЭ = В1Н (1 + ЭН),

а прирост потребления составит

В1 (1 + ЭН) - В1Н (1 + ЭН) = В1 (1 + ЭН) (1 – Н)

В третьем году будем иметь

В3 = В2 + ЭНВ2 = В2 (1 +ЭН) = (1 +ЭН)2 В1.

Тогда затраты в накопление увеличатся до

(1+ЭН)2В1Н,

потребляемая часть ВВП возрастет на величину

(1+ЭН)2 В1 – (1+ЭН)2 В1 Н = В1(1+ЭН)2(1-Н).

Таким образом, суммарно за три года выходим на прирост ресурсов потребления:

В1(1-Н) + В1(1-Н)(1+ЭН) + В1(1-Н)(1+ЭН)2 = В1(1-Н) ∑ (1+ЭН)t

t=0

По аналогии можно убедиться, что для десятилетнего периода t должно принимать значения от 0 до 9, для любого другого планового периода от 0 до m-1.

Таким образом, модель задачи оптимального сочетания потребления и накопления принимает вид:

Анализ данного уравнения показывает, что чем выше эффективность накоплений и чем продолжительней плановый период, тем (при прочих равных условиях) более высокой должна быть оптимальная норма накоплений в приростной части ВВП. Поэтому решение социальных проблем с невысокой текущей капиталоотдачей нередко либо включается только в долгосрочные планы, либо рассматривается в качестве снижающих эффективность инвестиций в краткосрочных и среднесрочных планах. Поэтому там, где производство ориентировано не на прирост потребления, а на прибыль, финансирование социальных программ вообще крайне затруднено и, как правило, вместе с финансированием фундаментальной науки, части инфраструктуры и экологозащитных мероприятий выталкивается из планов предприятий на народнохозяйственный уровень.

Выше приведенная модель может быть использована для определения того уровня эффективности накоплений, который должен быть признан минимально достаточным в Плане, рассчитанном на период в t лет, если норма накоплений установлена в размере Н процентов. В этом случае решение сведется к расчету производной по Э, что позволит более обоснованно определить предпочтительные направления использования инвестиционных ресурсов.

И наконец, если по данному уравнению будет исчислена производная по t, мы получим оценку периода, необходимого для достижения определенного объема потребления при заданных уровнях нормы и эффективности накоплений.

Однако будем иметь ввиду, что на уровне АПК выше приведенная модель мало содержательна. Чтобы стать практически значимой в планирова нии социально-экономического развития АПК, ее необходимо основательно конкретизировать по отраслям и регионам. В итоге придется иметь дело не с единичными показателями Э, а с Эij, где i укажет определенный набор отраслей (i= 1.2.3… n), j укажет на те регионы (j = 1,2,…m), которые суммарно должны выполнять План производства i видов продукции.

В таком случае, во-первых, потребуется развернутая база данных, позволяющих выйти на прогноз нормативов эффективности накоплений в прирост производства различных продуктов по каждому из включаемых в расчет регионов. Больше того, потребуется система ограничений, учитывающих обеспеченность каждого региона земельными, трудовыми, материальными, финансовыми ресурсами. Нужно будет включить в ограничения технологические условия сочетания отраслей (предел посевов подсолнечника, сахарной свеклы и т.д.), социальные критерии (пределы снижения, либо роста доходов отдельных социальных групп, дифференциации доходов по отраслям и регионам, и др.).

В принципе такие задачи решаемы, но поскольку они предполагают расчеты систем дифференциальных уравнений, даже в чисто математическом плане сегодня это дело далеко не простое.

Тем не менее, моделирование подобных задач нужно признать весьма перспективным направлением научного поиска, открывающим возможность улучшения планирования динамики экономического роста не только в части выбора предпочтительных соотношений между потреблением и накоплением, но и при определении рационально дифференцированных показателей темпов развития отдельных отраслей и регионов, очередности решения различных экономических и социальных проблем.

До тех пор, пока на столь высоком уровне не удается осуществлять планирование хозяйственной деятельности, необходимо тем больше внимания уделять совместному использованию более традиционных корреляционных, нормативно-балансовых методов, с обязательным привлечением высококлассных экспертов.

 

7.2. Планирование повышения устойчивости воспроизводства.

Несмотря на то, что устойчивость как важнейший фактор эффективности воспроизводства требует непрерывного обеспечения соответствия между наличием и потребностями в ресурсах для производства востребуемой продукции, такое соответствие вовсе не означает их полного равенства в каждый момент. Важно другое – чтобы динамика ресурсов примерно совпадала с динамикой, значит, и с колебаниями востребованных объемов производства. А поскольку в реальной действительности в условиях АПК рассчитывать на такого рода полное совпадение не приходится, задача планирования состоит в том, чтобы, учитывая требования объективных законов устойчивости воспроизводства, добиваться:

- минимизации суммарных отклонений объема и структуры наличных ресурсов от объема и структуры потребностей в течение всего планового периода;

- минимизации размаха колебаний между ресурсами и потребностями в них в отдельные моменты планового периода;

- максимизации асинхронности отклонений одноименных ресурсов от потребностей по отраслям и регионам;

- большей частоты смены знака отклонений одноименных ресурсов от потребностей на протяжении всего планового периода.

Реализация этих требований связана с решением двоякого рода проблем:

а) Обеспечение пропорциональности воспроизводства в каждый данный момент

б) Сохранение пропорциональности в условиях роста, реорганизации, либо даже сокращения производства.

В первом случае проблема решается использованием в планировании прогнозов, опирающихся на составление статичных балансов, во втором случае приходится разрабатывать динамичные балансы. Причем, и там и там речь должна идти о мно гофункциональных балансах, в которых учитывается планируемая структура и размещение производства, а также возможность межрегионального и межотраслевого маневра ресурсами.

Остановимся на процессе разработки планового многофункционального статичного баланса производства и реализации молока, например, на первый год планового периода (Схема 1).

С одной стороны, в данном балансе должны найти отражение прогнозные оценки возможного объема востребуемой продукции (внутренний оборот, реализация на местном рынке, переработка и реализация на других рынках), а с другой – необходимо согласовать эти объемы производства и реализации продукции с ресурсами поголовья, кормов, помещений, рабочей силы, транспортных средств, оборудования ферм и перерабатывающих предприятий, с наличием средств для обеспечения нормальной финансовой деятельности и т. д.

Наиболее ответственным моментом в подобном согласовании является обоснование самого «узкого звена» сбалансирования ресурсов и потребностей. Если расчеты показывают, что главным фактором, ограничивающим производство молока, является объем востребованности данного продукта, то в проекте сбалансированного плана необходимо предусмотреть ограничение общих объемов производства рамками только тех предприятий, которые способны покрыть потребности в молоке с минимальными затратами ресурсов.


Схема 7.1.

Фрагмент схемы плановых расчетов по молоку

Ресурсы для производства кормов
[Z = ∑Э –∑И = max]

       
   
 

 


»

 

 

Субъекты поступления
«

«

       
   
 
 

 


 


После этого в проекте плана просчитывается возможность покрытия потребностей каждого производителя молока в поголовье дойных коров, в объемах производства кормов, определенным образом сбалансированных по элементам кормления; оценивается, какая часть этих кормов может быть произведена в хозяйстве, а сколько, каких кормов и в какие периоды придется докупить в том или ином месте. Затем нужно будет оценить условия производства кормов в хозяйствах, в том числе используя прогнозы ожидаемых метеоусловий; определить потребность в семенах, технике, ГСМ, рабочей силе; сопоставить потребность в каждом виде этих ресурсов с потребностями и возможностями в одних случаях покрытия дефицита за счет собс твенных, либо заемных финансовых средств.

Если в ходе расчетов обнаружится, что при заданных объемах востребованности молока часть наличных ресурсов останется излишней, План должен предусмотреть поиск способов рационального использования этих ресурсов, скажем, в производстве не молока, а других продуктов. Либо изучить возможность использования ресурсов, вовлеченных в хозяйственный оборот - в качестве заемных средств, резерва, либо для продажи.

Если в ходе расчетов обнаружится, что «узким местом» является ограничение не по объемам востребованной продукции, а дефицит каких-либо видов оборотных средств, основных фондов, рабочей силы, земельных ресурсов, то первоочередной задачей планирования станет поиск способов преодоления дефицита в выявленной системе производственных связей. И здесь возможно много вариантов: рост собственного производства отдельных видов недостающих ресурсов, поиск возможных способов сокращения потребности в таких ресурсах, приобретение их на стороне (покупка, аренда, кредит).

В конечном счете, задача состоит в том, чтобы оказались рассмотренными все экспертно определенные возможные варианты организации процессов производства – в рамках объемов востребуемой продукции и наличных ресурсов, но с общей ориентацией на максимизацию заданных критериев эффективности производства (максимум в одних случаях прибыли, в других – валового или национального дохода, и т.д.). В настоящее время такого рода задачи могут решаться методами линейного программирования.

При этом, учитывая, что нормативные показатели Плана развития АПК пока не могут обладать высокими характеристиками надежности, разработка Плана, с одной стороны, должна выполняться в нескольких вариантах, рассчитанных на экстремальные и оптимальные условия хозяйственной деятельности, а с другой – должна предусматривать создание резервов и запасов, в таких объемах, которые позволят подстраховать возможную неточность плановых нормативов.

В процессе разработки Плана особое внимание должно уделяться эффективному использованию человеческого фактора обеспечения устойчивости воспроизводства, в частности, путем планирования системы мер по стимулированию труда и рационального управления, минимизации негативных последствий конкурентной борьбы, социальных конфликтов и социально-экономических патологий. В связи с этим в Плане должны предусматриваться такие методы регулирования хозяйственной деятельности (через механизм цен, налогов, кредитных, арендных отношений, оплаты труда, контроля за движением капиталов и т.д.) и в целом общественных отношений, которые могли бы наилучшим образом содействовать выполнению основных задач Плана.

Так, в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции может быть принят курс на замену НДС – изъятием из экспортной выручки природной ренты; в целях стимулирования отечественного производства сельхозпродукции можно предусмотреть квотирование импорта свинины и мяса птицы, повышение пошлин на экспорт удобрений, льготное кредитование затрат на выполнение полевых работ и др. Под расширение внутреннего рынка могут разрабатываться мероприятия по радикальному увеличению бюджетных расходов на организацию детского и школьного питания, кредитование ввода в действие неиспользуемых рабочих мест на животноводческих комплексах и в предприятиях сельхозмашиностроения, дотирование расходов на питание малообеспеченных граждан, и др.

До сих пор мы рассматривали вопросы обеспечения сбалансирования ресурсов и объема востребованной продукции на межотраслевом и межрегиональном уровне, в рамках краткосрочного планирования. Сложнее разрабатывать среднесрочные, а тем более долгосрочные Планы. В настоящее время в большинстве случаев эта задача решается по преимуществу сочетанием экспертных оценок с прогнозами, использующими корреляционные методы. Однако сегодня уже ясно, что совершенствование среднесрочного и долгосрочного планирования в дальнейшем пойдет за счет постепенного расширения сферы динамичного и стохастического программирования, предполагающих расчеты на базе изменяющихся во времени, в том числе неустойчиво колеблющихся нормативов: урожаев – под влиянием метеоусловий; затрат и выручки от реализации продукции – с учетом рыночной конъюнктуры; динамики трудовых ресурсов – с учетом демографического «эхо», и т.д.

Практически такого рода расчеты станут возможными по мере освоения эффективных методов разработки динамичных нормативов, адекватных моделей и компьютерных программ.

Важным звеном Плана развития АПК является планирование запасов, предназначенных для предупреждения несоответствий между объемами ресурсов и потребностей. Наиболее сложным моментом в планировании запасов является прогноз потребности в резервных фондах, призванных покрыть неустойчивость объема необходимых запасов в той части, в какой эта неустойчивость связана с колебаниями природных условий и рыночной конъюнктуры.

При планировании резервных фондов приходится находить разумное решение между двоякого рода возможным ущербом – от затрат на формирование этих фондов (Фэ) и от потерь в случае наступления непредусмотренных Планом событий (∆Вэ), то есть задача сводится к тому, чтобы добиться:

(7.3)

где i– годы планового периода (i= 1,2,3… t)

 

Резервы должны создаваться на различных уровнях – от предприятия до народного хозяйства. Резервы более низкого уровня призваны содействовать преодолению оперативно значимых диспропорций. На региональном уровне должны создаваться резервы межхозяйственного значения, позволяющие преодолевать средние показатели межгодовой колеблемости объемов производства предприятий региона. На народнохозяйственном уровне размер резервных фондов должен быть достаточен для сглаживания межгодовых колебаний объемов производства.

В состав резервных фондов на низовом уровне целесообразно включать, прежде всего, натуральные ресурсы: продукция, используемая во внутреннем обороте (семена, корма), перспективно легко ликвидное сырье (зерно, семена подсолнечника), оперативно используемые материалы (ГСМ). В резерве можно сохранять определенное количество морально устаревших основных средств, менее продуктивных земель, часть денежных средств. Необходимо поддерживать потенциальную способность к эпизодическому участию в хозяйственной деятельности ограниченно трудоспособной части населения (школьников, пенсионеров и др.), выделяя на это достаточные средства.

На региональном и народнохозяйственном уровнях в составе резервных фондов должно преобладать сырье продовольственного назначения, экспортно пригодная продукция, строительные и ремонтные материалы, энергоресурсы и удобрения, высокомобильная техника, но особенно – денежные средства, включая легко конвертируемую валюту.

При планировании структуры и размещения резервных фондов следует считаться не только с производственным направлением субъектов хозяйственной деятельности, но и с технологическими, а также экономическими характеристиками отдельных видов ресурсов. Поэтому, разрабатывая План формирования резервов поголовья свиней, целесообразно ориентироваться на включение в резерв разовых, а не основных свиноматок. Резерв производства говядины нередко дешевле сохранять не в форме дополнительного поголовья, а маневрируя сроками откорма. Резерв производства молока можно обеспечивать за счет некоторого снижения норм выбраковки коров. Резервировать ресурсы зерна планового периода можно за счет хранения переходящих запасов, а можно за счет включения в План определенной площади посевов озимых зерновых на зеленый корм, которые при необходимости будут убраны на зерно, и т.д.

Кроме того, примем во внимание, что поскольку ресурсы, включенные в резервный фонд, подлежат практическому использованию только эпизодически, то вовсе не обязательно иметь в резерве ресурсы высшего качества. Исключения возможны, но прежде всего, по тем продуктам, которые страхуют продовольственный, семенной фонд, племенное поголовье.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.