Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинар № 1




Семинарских занятий по курсу

Планы

«Прогнозирование и планирование развития АПК»

 

 

 

Ключевые слова: Планирование, Концепция, прогноз, целевая Программа, План; планирование индикативное, планирование директивное; принципы планирования; гибкая система планирования.

Вопросы основные:

1. Сущность и значение планирования социально-экономического развития АПК.

2. Виды планов социально-экономического развития.

3. Принципы и научные основы планирования развития АПК.

Вопросы дополнительные:

1. Отличие планирования от предвидения и прогноза

2. Этапы плановой деятельности

3. Сущность Концепции Плана. Ее отличие в частном предприятии от кооперативного и государственного

4. Сущность Целевых программ, их отличие от Концепции

5. Отличие Плана от Целевых программ

6. Самый ответственный и самый продолжительный этап плановой деятельности

7. Особенности планирования в АПК

8. Виды планов по уровню организации, по заблаговременности, по уровню управляемости

9. Какие известные Вам экономические законы можно использовать в планировании народного хозяйства

10. Почему теория и практика планирования является важным вкладом нашей страны в мировую цивилизацию

 

Задача №1

Сформулируйте Концепцию плана развития известного Вам предприятия на ближайшие годы. Чем Вы обосновываете предлагаемые целевые установки?

 

 

Семинар № 2

 

Ключевые слова: Перспективно ориентированный анализ; профессиональная и общественная экспертиза разработки плана; технические и экономические нормативы; планирование статичное, динамичное, стохастическое; экономическая модель; виды моделей - функциональные, балансовые, корреляционные, распознавания образов, оптимизационные; показатели напряженности, и успешности плановой деятельности.

Вопросы основные:

4.Перспективно ориентированный анализ предплановой ситуации

5.Формирование базы данных для предплановых расчетов

6.Моделирование перспективного развития экономики

Вопросы дополнительные:

1. Отличие перспективно ориентированного анализа от традиционного

2. Источники предплановой информации. Их сравнительная надежность

3. Способы повышения надежности предплановой информации

4. Сфера использования в планировании технических и экономических нормативов

5. Сравнительная значимость профессиональной и общественной экспертизы плановых показателей

6. Почему для планирования в АПК наиболее перспективны стохастические модели?

7. Основные характеристики экономико-математических моделей

8. Критерии эффективности плановых решений

9. Какие виды моделей позволяют получить более развернутую информацию для составления Плана?

10. Какие виды моделей позволяют более надежно рассчитать нормативы?

11. Зачем для работы по избранной Вами специальности нужно знать вопросы данной темы?

 

Задача № 2

Перечислите информацию, которая Вам необходима для составления Плана развития зернопроизводства области.

 

Задача №3

Разработайте корреляционную модель перспективного роста производства мяса, и балансовую модель обеспеченности животноводства кормами на следующий год.

 

Семинар № 3

 

Ключевые слова: Методы прогнозов: нормативные, функциональные, корреляционные, нормативно-балансовые, оптимизационные, экспертные; виды прогнозов: точечные, интервальные, односторонне-ограниченные; показатели качества прогноза; закон межгодовой колеблемости урожаев; технология «Зонт».

Вопросы основные:

7.Методы прогноза экономической динамики.

8.Показатели качества и эффективности прогнозов.

9.Сущность и современный потенциал технологии «Зонт».

Вопросы дополнительные:

1. Почему прогнозы не всегда оправдываются?

2. Что делать, если в процессе разработки плана не удается использовать прогнозы с оправдываемостью выше 80%.

3. Какие виды и методы прогнозов более адекватны (соответствуют) планированию в АПК.

4. Как измерить эффективность использования прогнозов?

5. Сравнительная эффективность натурных и ретроиспытаний прогнозов

6. В какой мере при планировании можно использовать технологию «Зонт».

Задача №4

Составить на 2004 год прогноз валового сбора зерна и оценить вероятную ошибку прогноза на основе экспертных оценок, если известно, что площадь озимых 2 тыс. га, ячменя 1000 га. Фактическая урожайность в 2003 г. оз. пшеницы 23 ц/га, ячменя 21 ц/га. Оценки экспертов см. в табл. 1

 

Таблица 1. - Оценки урожайности экспертами, ц/га

  Эксперты
№1 №2 №3 №4 №5
2003 год Оз. пшеница          
Ячмень          
Оз. пшеница          
Ячмень          

 

Семинар №4

 

Ключевые слова: Экономическая и социальная сфера народного хозяйства; показатели социального развития, способы их измерения; платежеспособность, естественный прирост населения, длительность общественно значимой дееспособности, занятость и безработица, уровень преступности; показатели социальной дифференциации по отраслям, регионам, социальным группам, децильный коэффициент; грамотность, заболеваемость, преступность; экологические компоненты социального развития.

Вопросы основные:

10.Взаимосвязь показателей экономического и социального развития в планировании АПК.

11.Моделирование динамики социальных процессов.

12.Разработка прогноза социальных сдвигов.

Вопросы дополнительные:

1. Почему экономисты должны изучать закономерности не только экономического, но и социального развития?

2. Какие основные показатели социального развития должны планироваться на федеральном, региональном уровне и в предприятии?

3. В чем Вы видите отличия социальных нормативов от экономических?

4. Зная показатели платежеспособности различных социальных групп, как расчленить население на богатых, состоятельных, обеспеченных, бедных и нищих?

5. Ваши сомнения и критические замечания к модели задачи расчета норматива потребности в средствах для сокращения естественной убыли населения России, если эта модель имеет следующий вид:

Уi = - 11,32 + 0,053 Пi

где Уi – естественная убыль населения (чел. на 1000 жителей) в i-ом году

Пi – платежеспособность 60% менее обеспеченных граждан в i-ом году

Задача 5

По уравнению, приведенному выше, рассчитать:

1. Какой можно ожидать естественный прирост (убыль) населения РФ в 2005 г., если к тому времени намечается повысить среднедушевой доход 60% менее обеспеченных россиян до 3000 руб. в месяц, при увеличении прожиточного минимума до 2586 руб.?

2. Сколько потребуется средств в 2005 г. на повышение доходов 60% менее обеспеченных россиян, чтобы преодолеть естественную убыль населения?

3. Укажите предпочтительные направления мобилизации средств для преодоления естественной убыли населения России.

 

Семинар №5

 

Ключевые слова: Потребительский и платежеспособный спрос, востребованный спрос, конкурентоспособность; факторы конкурентоспособности – природные, экономические, социальные; закон возвышения потребностей; циклические колебания потребностей; регулирование спроса; непрогнозируемые показатели перспективного спроса.

Вопросы основные:

13. Условия востребованности продукции АПК.

14. Прогноз динамики объема и структуры спроса.

15. Корректировка предплановых оценок востребованности продукции АПК.

Вопросы дополнительные:

1. Какие, по-Вашему мнению, резервы повышения конкурентоспособности продукции АПК РФ сегодня можно реализовать в первую очередь?

2. Ваша оценка приоритетов в спросе на продукцию АПК Черноземья на российском и зарубежном рынках.

3. Разработайте 2 вида модели прогноза востребованности зерна Воронежской области.

4. На основе каких критериев Вы будете подбирать экспертов, чтобы составить План с учетом прогноза востребованности продукции АПК?

Задача №6

Сопоставьте показатели прогноза и фактического спроса на сахар по 7 областям (Таблица 2). Оцените качество прогнозов. Каковы возможные последствия ошибок данных прогнозов? Что следовало предпринять, чтобы снизить негативные последствия неточностей в прогнозах?

 

Таблица 2

  Области
             
Прогноз              
Фактически              

 

Семинар №6

Ключевые слова: Ресурсоемкость, показатели ресурсоемкости; ресурсоотдача, показатели ресурсоотдачи; общая и предельная эффективность инвестиций; корректировка нормативов; перспективный баланс ресурсов; циклические колебания ресурсоемкости; регулирование ресурсоемкости; мобилизация ресурсов.

 

Вопросы основные:

16. Показатели планируемой структуры издержек производства и реализации продукции АПК.

17. Методы предплановой оценки и прогноза затрат в АПК.

18. Разработка и корректировка плановых показателей издержек производства и реализации продукции АПК.

 

Вопросы дополнительные:

1. Как должна измениться ресурсообеспеченность, если план предусматривает рост объемов производства на 10%?

2. Какие методы расчета прогнозных нормативов затрат Вы считаете более надежными? Почему?

3. В чем специфика расчета нормативов прогнозируемых затрат в АПК?

4. Почему может потребоваться корректировка нормативов затрат, исчисленных на основе корреляционных методов?

5. Где следует ожидать в перспективе более высокую отдачу инвестиций – в отраслях и регионах с высокой, или низкой ресурсоемкостью базового периода?

 

Задача №6

Рассчитать нормативы затрат на оплату труда, если среднедневной заработок на уборке должен составить примерно 600 руб. в день, при урожайности зерновых с гектара и выработке в день на работника с планируемых к уборке разнокачественных земель, согласно таблице 3

Таблица 3

№ полей Ожидаемая урожайность зерновых, ц/га Возможная уборка на 1 работника в сутки, га
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Семинар №7-8

Ключевые слова: Устойчивость воспроизводства, законы устойчивости; нормативно-балансовое планирование; этапизация основных социально-экономических показателей плана; территориально-отраслевой разрез плана; система резервов под выполнение плана; хозмеханизм выполнения основных показателей плана; корректировка показателей плана; методическое сопровождение реализации плана

 

Вопросы основные:

19. Планирование темпов социально-экономического развития

20. Планирование повышения устойчивости воспроизводства в АПК

21. Планирование объемов и размещения резервных фондов

22. Управление процессом реализации планов

23. Контрольная работа

Вопросы дополнительные:

1. Что необходимо для трансформации целевых Программ в План развития народного хозяйства региона на следующий год?

2. Какие факторы могут определять заблаговременность целевых установок Плана?

3. Какие факторы могут повлиять на изменение эффективности добавочных вложений в плановом периоде?

4. При каких условиях можно рассчитывать на хорошие показатели выполнения Плана?

5. В чем Вы видите различия в планировании социально-экономического развития на частном, кооперативном и государственном предприятии?

6. Каким образом совершенствование планирования могло бы ускорить развитие АПК РФ?

 

Задача №7

Разработать модель оптимальной доли инвестиций в прибыли (р) для целевой программы максимизации суммы дивидендов за 8 лет, если эффективность инвестиций равна (э)?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.