КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы российского транспорта
Сухопутный транспорт создает более 80% доходов и прибыли всего транспорта в России. Рентабельность здесь невысока (около 3,5%), что связано, главным образом, с убыточностью отдельных видов транспорта. Их дотационность делает экономическую ситуацию в отрасли кардинальным образом зависимой от бюджетной политики. Пассажироперевозки убыточны Сухопутный транспорт — одна из базовых отраслей российской экономики и, без сомнения, главный вид транспорта в России. Отрасль включает самое большое количество подотраслей, очень разнородных по социально — экономическим характеристикам, значению в экономике и механизмам развития. Одна из самых высоких — рентабельность железнодорожного транспорта — 8,5%. И вновь следует обратить внимание, что данная цифра является усредненной — скажем, рентабельность железнодорожных грузоперевозок составляет около 18%, а рентабельность пассажироперевозок отрицательна (— 52%), т.е. железнодорожные пассажироперевозки по совокупности убыточны. Впрочем, это относится к большинству пассажироперевозок на всех видах транспорта, за исключением глубоко коммерциализованных отраслей — таких, как такси. Рентабельность прочих видов сухопутного транспорта ниже. Так, по грузоперевозкам автомобильным транспортом она составляет 0,9%, а по пассажироперевозкам снова отрицательна (— 8%). Рентабельность горэлектротранспорта, который вообще не задействуется в грузоперевозках, тем более отрицательна, и составляет — 25,4%. На фоне остальных отраслей российские железные дороги — самый успешный вид экономической деятельности. При доле железных дорог в общих доходах транспорта порядка 65%, их доля в совокупной прибыли отрасли превышает 100% (а именно, составляет 142%). Это является следствием того, что два других сегмента сухопутного транспорта — автомобильный транспорт общего пользования и городской электрический транспорт — по совокупности приносят только убытки, и их вклад в общую прибыль отрасли отрицателен (— 19,5% и — 41,5%, соответственно). Не удивительно, что основным объектом инвестирования являются именно железные дороги — среди всех инвестиций в транспорт доля железных дорог — 24%, столь же значительная доля приходится на инвестиции в трубопроводный транспорт (около 37%). При этом в автомобильный транспорт инвестируется лишь около 1,6% всех средств, выделенных на транспорт (включая газо — и нефтепроводы). 4,6% инвестируется в горэлектротранспорт. Ежегодный объем капитальных инвестиций в сухопутный транспорт составляет порядка 6,3% от совокупной стоимости основных фондов (в железнодорожном транспорте — около 7% от стоимости основных фондов). При этом политика инвестирования не является устойчивой. Так, инвестиции в горэлектротранспорт в 2005 году выросли в 2,2 раза, но за год до этого были сокращены в 1,5 раза. То же касается автомобильного транспорта, объем инвестиций в который сегодня лишь воспроизводит уровень 2002 года. Устойчиво наращиваются только инвестиции в железнодорожный транспорт, нефте — и газопроводы. И всё же, если посмотреть среднесрочные темпы роста капитальных инвестиций (на периоде 2002 — 2006 гг.), то картина выглядит более или менее оптимистичной — среднесрочные годовые темпы роста инвестиций в железнодорожный транспорт составляют 35% (в фактических ценах), в транспортирование по трубопроводам — около 32%, в горэлектротранспоррт — порядка 34%, чуть менее 10% — в автомобильный транспорт. Таким образом, отстают от инфляции только инвестиции в автомобильный транспорт, другие виды сухопутного транспорта получают реальный прирост средств в развитие. Расходы Федерального бюджета РФ на развитие сухопутного транспорта 2007 — 2010 гг., млн руб.1, 2
1 Указаны расходы по основным статьям, за исключением расходов на обеспечение деятельности госструктур (министерств, агентств, служб, подведомственных учреждений), расходов на отдельные мероприятия, не относящихся к развитию конкретного вида транспорта. 2 В скобках указан прирост к предыдущему году. 3 В другие годы учтено в расходах подпрограммы «Автомобильные дороги». Дотационность большинства видов сухопутного транспорта (в частности всех без исключения пассажироперевозок), делают экономическую ситуацию в отрасли кардинальным образом зависимой от бюджетной политики. Вне бюджетных средств становится невозможным не только развитие, но и простое функционирование большинства предприятий сухопутного транспорта, поскольку расходы на обслуживание перевозок часто в разы превышают полученные доходы, а количество убыточных предприятий не сокращается от года к году, составляя по различным видам транспорта — от 40% до 75%. В бюджетной политике сухопутный транспорт находится, безусловно, в числе привилегированных. По различным статьям бюджета в ближайшие годы предполагается резкое наращивание объема средств на его развитие. Наиболее крупной статьей расходов является финансирование в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» — более 82,6 млрд руб. в 2006 году. В 2007 году данная подпрограмма будет финансироваться в последний раз — объем расходов будет доведен до рекордной суммы в 110,9 млрд руб. Расходы на дорожное хозяйство традиционно являются доминирующими в бюджете. Следующими по размеру являются расходы на железнодорожный транспорт. В рамках подпрограммы «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» в 2006 — 2009 гг. финансирование будет увеличено с 1,5 до 4 млрд руб. Кроме того, с 2007 года начнется усиленное прямое инвестирование железнодорожного транспорта — в бюджете 2007 года расходы по этой статье запланированы в 50 — кратном объеме по отношению к предыдущему году, и далее в 2008 — 2010 гг. ежегодный прирост расходов по данной статье будет составлять 30 — 40%. По этой статье расходы вырастут с 11 млрд руб. в 2007 году до 24 млрд руб. в 2010 году. В период 2007 — 2008 гг. ежегодные инвестиции на различные виды наземного транспорта в размере 45 — 50 млн руб. запланированы также в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система». Правительство тратит на транспортную инфраструктуру немалые деньги. Согласно принятой транспортной стратегии, в развитие российских дорог, портов и авиации до 2030 г. будет вложена гигантская сумма — более 172 трлн. рублей. В целом в Федеральном бюджете финансирование сухопутного транспорта является приоритетным — доля расходов на него в 2006 году составила 78,5% от всех расходов на транспорт, в 2007 году составит около 80%. Согласно проекту трехлетнего бюджета 2008 — 2010 гг., доля средств, приходящаяся на сухопутный транспорт сократится — в 2008 году она составит 32,2%, в 2009 — м — 38,1%. Основной этап финансирования сухопутного транспорта предполагается завершить к 2010 году, к которому относительная доля средств, направляемых на развитие сухопутного транспорта, вновь вырастет до значительной величины в 66,2% от всех расходов на транспорт. Означает ли это, что к тому моменту в России будет создана полноценная, конкурентоспособная в мировом масштабе транспортная система? В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасностьи целостность. Транспорт в России занимал особое, место и на рубеже веков мы имеем право с полным основанием сказать обегоисторической роли в становлении и развитии Государства российского.Редко небо России было мирным и благополучным: революции, войны, голод иразруха, в годы восстановления народного хозяйства. Но история показывает, что всякий раз возрождениенашей страны начиналось с развития транспорта.3 Транспорт - одна из ведущих форм общественного производства, крупнейший социальный фактор. От качества функционирования транспортной системы зависит состояние и развитие промышленности, сельского хозяйства, обороны страны и, во многом, благополучие и удобство населения. Ежедневно Российским транспортом доставляется к местам производства около 700 млн. тонн грузов и перевозится свыше 135 млн. пассажиров. Полная стоимость основных фондов транспортного комплекса России в ценах 1991 года составляет 195 млрд. рублей, однако более половины этих фондов изношена и требует замены. Приходится констатировать, что показатели перевозочных процессов в России значительно отстают от мирового уровня. В частности, объем перевозок в два раза меньше, чем в США, а транспортные издержки составляют 11,5% от национального дохода, в то время как в США - менее 7%. Потери времени потребителей в России в 5 раз выше, чем в развитых странах мира. Потребность в транспортных услугах удовлетворяется только на 60 - 70%, а простои достигают более 40% общего времени транспортного обслуживания. В бывшем Советском Союзе существовало развернутое, единое транспортное пространство, с едиными плохими или хорошими средствами, с четкой технической политикой, с обоснованной налоговой системой. К сожалению сегодня в России ничего этого нет, так как в результате изменения геополитической ситуации в России ее транспорт оказался в особо тяжелом положении. Помимо общих для страны причин, это положение в наибольшей степени обусловлено недопониманием роли транспорта в экономической и социальной жизни страны и его специфики, как особой структуры в народном хозяйстве. Прежде всего, это относится к недостаткам законно-правовой базы, налоговой и тарифной политике, т.е. всего круга вопросов, которые определяют экономический и политический базис транспорта. Важнейшим фактором является технический уровень всех видов транспортных систем, организации и инфраструктуры, промышленности производящей продукцию. Высокая степень физического и морального износа основных фондов, в первую очередь, транспортной техники, является определяющей характеристикой для всех видов транспорта.
К этому можно добавить значительное отставание в развитии транспортной инфраструктуры, главным образом, морских портов, автомобильных и железных дорог, терминальных пунктов и т.д.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |