Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы российского транспорта





Сухопутный транспорт создает более 80% доходов и прибыли всего транспорта в России. Рентабельность здесь невысока (около 3,5%), что связано, главным образом, с убыточностью отдельных видов транспорта. Их дотационность делает экономическую ситуацию в отрасли кардинальным образом зависимой от бюджетной политики.

Пассажироперевозки убыточны

Сухопутный транспорт — одна из базовых отраслей российской экономики и, без сомнения, главный вид транспорта в России. Отрасль включает самое большое количество подотраслей, очень разнородных по социально — экономическим характеристикам, значению в экономике и механизмам развития.

Одна из самых высоких — рентабельность железнодорожного транспорта — 8,5%. И вновь следует обратить внимание, что данная цифра является усредненной — скажем, рентабельность железнодорожных грузоперевозок составляет около 18%, а рентабельность пассажироперевозок отрицательна ( — 52%), т.е. железнодорожные пассажироперевозки по совокупности убыточны. Впрочем, это относится к большинству пассажироперевозок на всех видах транспорта, за исключением глубоко коммерциализованных отраслей — таких, как такси. Рентабельность прочих видов сухопутного транспорта ниже. Так, по грузоперевозкам автомобильным транспортом она составляет 0,9%, а по пассажироперевозкам снова отрицательна ( — 8%). Рентабельность горэлектротранспорта, который вообще не задействуется в грузоперевозках, тем более отрицательна, и составляет — 25,4%.

На фоне остальных отраслей российские железные дороги — самый успешный вид экономической деятельности. При доле железных дорог в общих доходах транспорта порядка 65%, их доля в совокупной прибыли отрасли превышает 100% (а именно, составляет 142%). Это является следствием того, что два других сегмента сухопутного транспорта — автомобильный транспорт общего пользования и городской электрический транспорт — по совокупности приносят только убытки, и их вклад в общую прибыль отрасли отрицателен ( — 19,5% и — 41,5%, соответственно).

Не удивительно, что основным объектом инвестирования являются именно железные дороги — среди всех инвестиций в транспорт доля железных дорог — 24%, столь же значительная доля приходится на инвестиции в трубопроводный транспорт (около 37%). При этом в автомобильный транспорт инвестируется лишь около 1,6% всех средств, выделенных на транспорт (включая газо — и нефтепроводы). 4,6% инвестируется в горэлектротранспорт. Ежегодный объем капитальных инвестиций в сухопутный транспорт составляет порядка 6,3% от совокупной стоимости основных фондов (в железнодорожном транспорте — около 7% от стоимости основных фондов).



При этом политика инвестирования не является устойчивой. Так, инвестиции в горэлектротранспорт в 2005 году выросли в 2,2 раза, но за год до этого были сокращены в 1,5 раза. То же касается автомобильного транспорта, объем инвестиций в который сегодня лишь воспроизводит уровень 2002 года. Устойчиво наращиваются только инвестиции в железнодорожный транспорт, нефте — и газопроводы. И всё же, если посмотреть среднесрочные темпы роста капитальных инвестиций (на периоде 2002 — 2006 гг.), то картина выглядит более или менее оптимистичной — среднесрочные годовые темпы роста инвестиций в железнодорожный транспорт составляют 35% (в фактических ценах), в транспортирование по трубопроводам — около 32%, в горэлектротранспоррт — порядка 34%, чуть менее 10% — в автомобильный транспорт. Таким образом, отстают от инфляции только инвестиции в автомобильный транспорт, другие виды сухопутного транспорта получают реальный прирост средств в развитие.

Расходы Федерального бюджета РФ на развитие сухопутного транспорта 2007 — 2010 гг., млн руб.1, 2

Статья расходов по разделу «Транспорт» Период
Подпрограмма «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» 1561,0 (+6980,2%) 1742,0 (+11,6%) 1893,6 +8,7%) 4058,4 (+114,3%) н/фин
Подпрограмма «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» 82691,7 (+249,3%) 110872,0 (+34,1%) н/фин н/фин н/фин
Железнодорожный транспорт 207,0 (0%) 11107,0 (+5265,7%) 16557,0 (+49,1%) 22757,0 (37,4%) 24069,0 (+5,8%)
Дорожное хозяйство н/фин 450,03 н/фин н/фин н/фин
Другие виды сухопутного транспорта 94,0 (0%) 94,0 (0%) 94,0 (0%) 94,0 (0%) 94,0 (0%)
Отдельные мероприятия по другим видам сухопутного транспорта в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» 16,96 (+80,1%) 49,95 (+194,5%) 45,4 (-9,1%) 45,3 (-0,3%) 44,2 (-2,3%)
Доля расходов на развитие сухопутного транспорта в общем объеме финансирования транспорта 78,5% 80,0% 32,2% 38,1% 66,2%

1 Указаны расходы по основным статьям, за исключением расходов на обеспечение деятельности госструктур (министерств, агентств, служб, подведомственных учреждений), расходов на отдельные мероприятия, не относящихся к развитию конкретного вида транспорта.

2 В скобках указан прирост к предыдущему году.

3 В другие годы учтено в расходах подпрограммы «Автомобильные дороги».

Дотационность большинства видов сухопутного транспорта (в частности всех без исключения пассажироперевозок), делают экономическую ситуацию в отрасли кардинальным образом зависимой от бюджетной политики. Вне бюджетных средств становится невозможным не только развитие, но и простое функционирование большинства предприятий сухопутного транспорта, поскольку расходы на обслуживание перевозок часто в разы превышают полученные доходы, а количество убыточных предприятий не сокращается от года к году, составляя по различным видам транспорта — от 40% до 75%.

В бюджетной политике сухопутный транспорт находится, безусловно, в числе привилегированных. По различным статьям бюджета в ближайшие годы предполагается резкое наращивание объема средств на его развитие. Наиболее крупной статьей расходов является финансирование в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» — более 82,6 млрд руб. в 2006 году. В 2007 году данная подпрограмма будет финансироваться в последний раз — объем расходов будет доведен до рекордной суммы в 110,9 млрд руб. Расходы на дорожное хозяйство традиционно являются доминирующими в бюджете.



Следующими по размеру являются расходы на железнодорожный транспорт. В рамках подпрограммы «Железнодорожный транспорт» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» в 2006 — 2009 гг. финансирование будет увеличено с 1,5 до 4 млрд руб. Кроме того, с 2007 года начнется усиленное прямое инвестирование железнодорожного транспорта — в бюджете 2007 года расходы по этой статье запланированы в 50 — кратном объеме по отношению к предыдущему году, и далее в 2008 — 2010 гг. ежегодный прирост расходов по данной статье будет составлять 30 — 40%. По этой статье расходы вырастут с 11 млрд руб. в 2007 году до 24 млрд руб. в 2010 году.

В период 2007 — 2008 гг. ежегодные инвестиции на различные виды наземного транспорта в размере 45 — 50 млн руб. запланированы также в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система».

Правительство тратит на транспортную инфраструктуру немалые деньги. Согласно принятой транспортной стратегии, в развитие российских дорог, портов и авиации до 2030 г. будет вложена гигантская сумма — более 172 трлн. рублей.

В целом в Федеральном бюджете финансирование сухопутного транспорта является приоритетным — доля расходов на него в 2006 году составила 78,5% от всех расходов на транспорт, в 2007 году составит около 80%. Согласно проекту трехлетнего бюджета 2008 — 2010 гг., доля средств, приходящаяся на сухопутный транспорт сократится — в 2008 году она составит 32,2%, в 2009 — м — 38,1%.

Основной этап финансирования сухопутного транспорта предполагается завершить к 2010 году, к которому относительная доля средств, направляемых на развитие сухопутного транспорта, вновь вырастет до значительной величины в 66,2% от всех расходов на транспорт. Означает ли это, что к тому моменту в России будет создана полноценная, конкурентоспособная в мировом масштабе транспортная система?

В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасностьи целостность. Транспорт в России занимал особое, место и на рубеже веков мы имеем право с полным основанием сказать обегоисторической роли в становлении и развитии Государства российского.Редко небо России было мирным и благополучным: революции, войны, голод иразруха, в годы восстановления народного хозяйства. Но история показывает, что всякий раз возрождениенашей страны начиналось с развития транспорта.3
«...Транспорт должен дать экономике нечто большее, чем просто необходимые пропускные и провозныевозможности...» В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Всевозрастающие масштабы общественного производства, расширение сфер промышленного использования природных ресурсов, развитие экономических и культурных связей как внутри страны, так и с зарубежными странами, требования обороноспособности страны не могут быть обеспечены без мощного развития всех видов транспорта, широко разветвленной сети путей сообщения, высокой мобильности и маневренности всех видов транспорта. Для Росси , ещеразповторюсь,занимающей огромнуючасть суши земного шара и имеющего огромные расстояния между западной и восточной границами, значение транспортной системы исключительно велико.
Транспортв нашей странеспособствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом идеревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства иобластях культуры.
Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества Россиис другими странами, укрепления иразвитияэкономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитойтранспортной системой являетсяодним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сили дает интеграционный эффект. Так жетранспорт создает условия для формирования местного и общегосударственногорынков.

Транспорт - одна из ведущих форм общественного производства, крупнейший социальный фактор. От качества функционирования транспортной системы зависит состояние и развитие промышленности, сельского хозяйства, обороны страны и, во многом, благополучие и удобство населения. Ежедневно Российским транспортом доставляется к местам производства около 700 млн. тонн грузов и перевозится свыше 135 млн. пассажиров. Полная стоимость основных фондов транспортного комплекса России в ценах 1991 года составляет 195 млрд. рублей, однако более половины этих фондов изношена и требует замены.

Приходится констатировать, что показатели перевозочных процессов в России значительно отстают от мирового уровня. В частности, объем перевозок в два раза меньше, чем в США, а транспортные издержки составляют 11,5% от национального дохода, в то время как в США - менее 7%. Потери времени потребителей в России в 5 раз выше, чем в развитых странах мира. Потребность в транспортных услугах удовлетворяется только на 60 - 70%, а простои достигают более 40% общего времени транспортного обслуживания.В бывшем Советском Союзе существовало развернутое, единое транспортное пространство, с едиными плохими или хорошими средствами, с четкой технической политикой, с обоснованной налоговой системой. К сожалению сегодня в России ничего этого нет, так как в результате изменения геополитической ситуации в России ее транспорт оказался в особо тяжелом положении.

Помимо общих для страны причин, это положение в наибольшей степени обусловлено недопониманием роли транспорта в экономической и социальной жизни страны и его специфики, как особой структуры в народном хозяйстве. Прежде всего, это относится к недостаткам законно-правовой базы, налоговой и тарифной политике, т.е. всего круга вопросов, которые определяют экономический и политический базис транспорта. Важнейшим фактором является технический уровень всех видов транспортных систем, организации и инфраструктуры, промышленности производящей продукцию. Высокая степень физического и морального износа основных фондов, в первую очередь, транспортной техники, является определяющей характеристикой для всех видов транспорта.

 

Основные показатели, характеризующие место железнодорожного, речного и морского видов транспорта в транспортной системе России в % от всех видов
Вид транспорта Грузооборот, % Объем перевозимых грузов, % Среднее расстояние перевозки 1 т груза, км
Железнодорожный 32,4 10,6 1 062
Речной 2,5 1,6
Морской 8,4 0,7 4 439
Итого 43,3 12,9  

 

 

К этому можно добавить значительное отставание в развитии транспортной инфраструктуры, главным образом, морских портов, автомобильных и железных дорог, терминальных пунктов и т.д.
В то же время, в Европе и в мире наступают решительные интеграционные транспортные процессы, наиболее ярким проявлением которых является формирование международных транспортных коридоров. И России необходимо участвовать в этих процессах.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Диагностика проблемы
  2. Аксиома о потенциальной опасности и проблемы обеспечения безопасности
  3. Актуальность проблемы
  4. Актуальность проблемы надежности сложных систем
  5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  6. Актуальные проблемы и тенденции развития мировой валютной системы и системы международных расчетов на современном этапе и пути их преодоления.
  7. Актуальные проблемы осуществления правосудия судом с участием присяжных заседателей
  8. Актуальные проблемы правовой защиты
  9. Алгоритм выбора вида транспорта и перевозчика.
  10. Арсеньев А.С. / Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: ИНТОР, 1994. С. 35-36
  11. Арсеньев А.С. / Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: ИНТОР, 1994. С. 35-36
  12. Белые пятна и дискуссионные проблемы истории Октябрьской революции и гражданской войны.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.