Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование заработной платы предприятия




Это система мер и методов законодательного и исполнительного экономического и организационного характера, осуществляемые государственными структурами для обеспечения выполнения зарплаты своих основных функций. Госрегулирование зарплаты в странах с развитой рыночной экономикой основано на положениях Всеобщей декларации прав человека, принятой генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Ст. 23 декларации предусматривает, что каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд и на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для него самого и для его семьи. В соответствии с этими принципами ст. 37 Конституции РФ провозглашает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного ФЗ МРОТ.

При установлении любой системы заработной платы за труд равной продолжительности и сложности должна быть предусмотрена равная оплата. Необоснованное различие в оплате рассматривается как дискриминация. Механизм госрегулирования зарплаты в настоящее время включает следующие инструменты регулирования:

1) определение общих условий организации и оплаты труда и режима рабочего времени (ТК РФ)

2) установление МРОТ

3) прямое регулирование зарплаты работников бюджетного сектора экономики

4) механизм налогообложения доходов населения

5) регулирование территориальной дифференциации оплаты труда

6) формирование законодательной базы коллективно-договорного регулирования

Основным принципом и методом регулирующего воздействия государства на цену труда является установление в законодательном порядке системы минимальных гарантий, включая и минимальную зарплату. Минимальная зарплата должна обеспечивать простое воспроизводство работника малоквалифицированного труда и его семьи. Он является базой, исходя из которой осуществляется дифференциация цены труда в зависимости от его качества (квалификация, сложность, интенсивность, условия). Исходя из МРОТ ведутся переговоры между государством и профсоюзами о заключении тарифных соглашений и коллективных договоров. На уровень зарплаты ориентирован минимальный размер пенсий по старости, инвалидности, стипендий. Во всех развитых странах уровень нижней границы зарплаты устанавливается законодательно. Цель – обеспечение гарантированного минимального уровня жизни низкоквалифицированного работника.

Первые законы о минимуме зарплаты появились в Австралии (1894 г.) и Новой Зеландии (1896 г.). По характеру регулирования минимальные зарплаты в развитые страны делятся на две группы:

1 – минимальная зарплата устанавливается законодательно (Франция, Нидерланды, США, Канада, Португалия, Испания, Люксембург) или соглашениями (Греция и Бельгия)

2 – минимальный размер оплаты труда утверждается либо отраслевыми соглашениями (ФРГ, Италия, Дания) либо специальными органами (комитеты по зарплате в Великобритании)

Некоторые страны устанавливают часовой и другие минимальные месячные уровни оплаты труда. В США, Канаде Франции устанавливается минимальная часовая тарифная ставка. В других странах используется одновременно оба эти показателя (Чехия, Япония – законодательно установлена минимальная часовая и минимальная месячная оплата труда).

При определении уровня минимальной оплаты труда в соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 131 «Об установлении минимальной зарплаты» должны учитываться:

1) потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень зарплаты в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни населения в других социальных группах. В Японии уровни максимальной и минимальной зарплаты находятся в соотношении 1:7. В России разрыв доходит до 200.

2) законом соображения, включая требования экономического развития уровня производства и желаемого достижения и поддержания высокого уровня занятости. Т.е. минимальная зарплата должна устанавливаться с учетом интересов как работника, так и в интересах экономического развития страны. Величина МРОТ определяется на основе исчисления прожиточного минимума и должна быть достаточной, чтобы выполнять воспроизводственную функцию. Еще А. Смит отмечал: «Человек всегда должен иметь возможность существовать своим трудом, и его зарплата должна быть достаточна для его существования. В большинстве же случаев она должна несколько превышать этот уровень. В противном случае ему было бы невозможно содержать семью".

Прожиточный минимум – показатель объема и структуры потребления важнейших матер благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающим условия активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Прожиточный минимум в России установлен в двух видах. Физиологический рассчитан на удовлетворении только основных физических потребностях и минимуме услуг. Методически представляет собой стоимостное выражение материальных ценностей и услуг, соответствующих его уровню. Второй – социальный минимум – включает также духовные и социальные запросы. Определяется в стоимостной форме. Предназначен для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни. Начиная с 2000 г. величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам население в целом по РФ и субъектам определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа по статистике об уровне потребительских цен (ст. ФЗ номер 134-ФЗ от 24.10.97 «О прожиточном минимуме в РФ»).

Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в расчете на одного человека в год, выраженный в натуральных показателях и устанавливается для трех категорий населения: трудоспособные, пенсионеры и дети.

Оно определяется в соответствии с ФЗ "о потребительской корзине в целом по РФ" с 2006 г. и уточненная с 1 января 2013 г.

 

Налоговое регулирование зарплаты является частью налоговой политики государства и базируется на положениях НК РФ. Помимо чисто фискальной функции оно должно выполнять перераспределительную функцию, сглаживая необоснованно высокую дифференциацию уровня зарплаты. Налоговое регулирование включает следующие элементы:

1) прямые воздействия на зарплату (налог 13%)

2) косвенное воздействие (отчисления в социальные фонды)

Госрегулирование зарплаты должно быть ориентировано на достижение результатов. Критерием эффективности госрегулирования оплаты труда могут быть физиологические и социальные.

Соотношение между спросом на труд и его предложением, а также повышение цены, установленной под воздействием спроса и предложения на рынке труда.

Производительность труда и эффективность труда.

Соотношение между темпами роста зарплаты и производительности труда.

По каждой функции оценка от деятельности государства о регулировании зарплаты производится с помощью соответствующих измерителей:

1 – размер МРОТ

2 – процент соотношения величины прожиточного минимума и размера минимальной зарплаты

3 – объем задолженности по зарплате

4 – уровень реальной зарплаты

5 – покупательная способность средней зарплаты

6 – уровень зарплаты по отраслям и регионам

7 – уровень занятости

8 – показатели выработки продукции на 1 работника в стоимостном выражении (на уровне РФ оценивается ВВП, регионов – ВРП, предприятий – добавленная стоимость или оптовая цена предприятия).

Анализ эффективности позволяет найти проблемные места функционирования регулирующего воздействия, наметить приоритетные направления необходимой модернизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.