КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений
Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений – это форма реализации принципа социального партнерства в социально-трудовой сфере, предполагающая проведение переговоров между субъектами трудовых отношений и заключение тарифных соглашений на разных уровнях. Механизмы трудовых отношений в нерыночной и рыночной экономических системах принципиально различаются. В первом случае работодатель один - государство, которое распределяет рабочую силу и регулирует заработную плату. В рыночной системе работодатели разные, а субъектов трудовых отношений три: наемные работники, работодатели и государство. В основе социально-трудовых отношений в рыночной среде лежат принципы социального партнерства, то есть признания государства, работников и предпринимателей как равноправных партнеров, субъектов переговорного процесса по регулированию трудовых отношений. Формы социального партнерства разнообразны, однако главной из них является коллективный договор работников с работодателями. В коллективном договоре стороны определяют уровень заработной платы и ее дифференциацию с учетом цены труда на рынке. Большинство спорных вопросов решаются без вмешательства государства, но в критических случаях вопросы оплаты труда решаются на трехсторонних переговорах с участием государства. Важно провести границу между трипартизмом и социальным партнерством. Социальное партнерство представляет собой сотрудничество наемных работников, объединенных в профсоюзы, с работодателями на двусторонней основе. Трипартизм - это продолжение и развитие социального партнерства: сотрудничество работников, работодателей и государства. В течение нескольких десятилетий до начала реформ в России не существовало политических и экономических предпосылок для внедрения идей трипартизма и социального партнерства. С началом перехода к рынку в России приняты следующие официальные документы по становлению социального партнерства в трудовых отношениях: Указ Президента России «О социальном партнерстве в разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года, Закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года (частично изменен в октябре 1995 года), Закон «О профсоюзах». Это создало формальные предпосылки для реализации в России идей социального партнерства. Действующая в настоящее время в России система социального партнерства, или коллективно-договорного регулирования трудовых отношений включает заключение генеральных, отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров на предприятиях. Генеральное тарифное соглашение - инструмент коллективно-договорного регулирования, определяющий согласованные позиции сторон по основным принципам проведения социально-экономической политики в указанный период. Такие соглашения заключаются на федеральном уровне, а также на уровне субъектов Российской Федерации. Федеральное соглашение является трехсторонним: его участниками являются общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ. На уровне субъектов РФ участниками соглашений могут быть профсоюзы и их объединения, объединения работодателей и орган исполнительной власти субъекта РФ. В части регулирования заработной платы в генеральном тарифном соглашении необходимо устанавливать величину минимальной заработной платы в процентах к прожиточному минимуму; Ø меры, направленные на совершенствование тарифной части оплаты труда, тарификации и нормирования труда работников; Ø установление низшей границы доли тарифной оплаты труда в структуре заработной платы; Ø рекомендуемые коэффициенты дифференциации оплаты по сложности труда (квалификации) основных групп работников (рабочие, специалисты, руководители, технические исполнители) для всех отраслей экономики; Ø меры по защите заработной платы от инфляции и меры ответственности за несвоевременные расчеты по оплате труда. Отраслевые соглашения определяют согласованные позиции сторон по основным принципам социально-экономической политики в отрасли. Они ориентируются главным образом на интересы работников и работодателей данной отрасли при одновременном учете параметров решения социально-экономических проблем, зафиксированных в генеральном соглашении. Отраслевые соглашения должны отражать следующие положения по регулированию заработной платы: Ø минимальную заработную плату в отрасли; Ø размеры (коэффициенты) дифференциации оплаты труда между основными профессиями и должностями работников, видам работ в отрасли; Ø особенности оплаты отдельных видов труда на предприятиях отрасли; Ø нижнюю границу доли тарифной оплаты в структуре заработной платы работников; Ø порядок тарификации работ по сложности их выполнения, условиям труда и интенсивности по кругу профессий (должностей) и видов деятельности, не включенных в Генеральное и территориальное соглашения; Ø рекомендуемые к применению формы и системы заработной платы для основных видов работ (видов производств); Ø перечень отраслевых и межотраслевых нормативных материалов для нормирования труда, выпусков ЕТКС, квалификационного справочника должностей и служащих (КО, рекомендуемых для применения при нормировании и тарификации труда на предприятиях отрасли и др. Территориальные соглашения заключаются между территориальными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и территориальными органами исполнительной власти. Работодатели и работники предприятий и организаций, расположенных в конкретном регионе, исходят в переговорном процессе из экономических условий производства на данной территории. Поскольку рынок труда формируется на отдельных территориях, территориальные соглашения относят к важнейшим инструментам социального партнерства. В части регулирования заработной платы территориальные соглашения должны устанавливать все нормы оплаты труда, по которым предусмотрены более высокие количественные показатели по сравнению с Генеральным соглашением (минимальная заработная плата, коэффициент дифференциации оплаты труда по сложности и условиям труда, основным видам деятельности и группам работников, по защите заработной платы от инфляции, а также ответственности за несвоевременную выплату заработной платы. Особое внимание должно уделяться видам и размерам надбавок и компенсационных доплат (за стаж работы в регионе), отражающих реальную структуру затрат на воспроизводство рабочей силы и обеспечивающим стимулирующую и регулирующую роль заработной платы. Коллективный договор, в отличие от соглашений, является двусторонним документом и заключается между представительным органом наемных работников (профсоюзным комитетом) и администрацией предприятия. Он дополняет нормы, принятые в отраслевом, территориальном и генеральном соглашениях, и конкретизирует их. При этом учитывается также финансовое положение предприятия. В части оплаты труда работников коллективный договор должен предусматривать: Ú конкретные размеры тарифных ставок и окладов, включая минимальный размер оплаты (с учетом отраслевого и территориального соглашения). Ú размеры гарантийных и компенсационных выплат (работа в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, в ночное время и т.п.). Ú условия получения и размеры стимулирующих выплат (доплат, надбавок, премий). Ú срок выплаты заработной платы и размеры штрафов, налагаемые на работодателей за задержку заработной платы. Минимальная заработная плата рассматривается в коллективных договорах как исходная позиция сторон при определении нижней границы заработной платы (она далеко не всегда соответствует отраслевому или территориальному минимуму). Таким образом, коллективно-договорная система регулирования заработной платы дополняет меры прямого и косвенного государственного воздействия на уровень и дифференциацию заработной платы. Однако, формально созданная в России система социального партнерства действует недостаточно эффективно. Не до конца оформились представительные органы работодателей и наемных работников, отсутствует нормативная регламентация функций отдельных видов соглашений. Практика договорного регулирования заработной платы, как показывают исследования, проведенные НИИ труда, не ориентирована в должной мере на обеспечение основных функций заработной платы - воспроизводственной и стимулирующей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |