Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Серия 00 № 000000




Место виньетки

ЛИЦЕНЗИОННАЯ КАРТОЧКА НА АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Прогноз.

Лечение.

План обследования.

Дифференциальный диагноз.

Диагностика.

  • Общий анализ крови: умеренная нормохромная анемия.
  • Общий анализ мочи: гематурия если в почках травмируются телеангиоэктазии.
  • Биохимический анализ крови: снижение уровня сывороточного железа при частых кровотечениях.
  • ФГДС: могут выявляться телеангиоэктазии на слизистой желудка, двенадцатиперстной кишки.

Диагностика НГТ считается убедительной, если присутствует следующая классическая триада: кожные телеангиоэктазии, частые кровотечения, наследственный характер заболевания.

Проводится с геморрагическим васкулитом, тромбоцитопенической пурпурой, гемофилией. При разграничении НТГ от этих заболеваний учитывается наличие наследственной кровоточивости, видимые кожные и/или регистрируемые эндоскопически телеангиоэктазии, отличить которые можно по характерному признаку - побледнению при давлении и затем восстановление своего цвета. При этом отсутствуют патологические изменения в составе плазменных факторов крови, количестве и функциональном состоянии тромбоцитов.

  • Общий анализ крови.
  • Общий анализ мочи.
  • Биохимический анализ крови: содержание железа в сыворотке крови.
  • Гистологическое исследование кожи.
  • Ультразвуковое исследование печени, почек.
  • ФГДС.
  • Генетическое обследование семьи.

Геморрагический синдром иногда смягчается при назначении эстрогенов или тестостерона.

Выполняют химическое прижигание или диатермокоагуляцию часто кровоточащих телеаногиоэктазий на коже, слизистых носа, желудка. Для прижигания используют жидкий азот, трихлоруксусной кислотой.

Викасол, хлорид кальция, желатин, гемофобин, дицинон, эпсилонаминокапроновая кислота не купируют и не предотвращают кровотечения у больных НГТ.

Иногда улучшение наблюдается после курса внутримышечных инъекций адроксана - 2 мл 0,025% раствора 2 раза в день в течение 10-15 дней.

При развитии железодефицитной анемии показаны препараты железа.

Чаще всего благоприятный. При наличии множественных телеангиоэктазий в легких, печени, почках, на слизистых желудочно-кишечного тракта с частыми кровотечениями, прогноз зависит от степени компенсации сидеропенического синдрома, железодефицитной анемии, прогресса в формирования легочной недостаточности, цирроза печени.

 

 

Рис. 2. (лицевая сторона карточки)

Регистрационный №

К лицензии per. №__________________ от

Действительна по______________________

Марка автомобиля_____________________

Регистрационный знак Владелец лицензии

Деятельность ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ АВТОТРАНСПОРТОМ ПО ТЕРРИТОРИИ РФ

М.П.

подпись (Ф. И. О.)

Рис. 2. (оборотная сторона карточки)


Плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий проводятся лицензирующим органом в отношении перевозок пас­сажиров - не чаще одного раза в год, в отношении перевозок грузов - не ча­ще одного раза в 2 года. Внеплановые проверки проводятся в случае:

а) необходимости подтверждения устранения лицензиатом нарушений, выявленных при проведении плановой проверки;

б) получения информации от юридических и физических лиц, органов государственной власти о нарушениях лицензиатом лицензионных требова­ний и условий;

в) совершения при выполнении лицензируемой деятельности дорожно -транспортных происшествий с участием принадлежащих лицензиату на за­конном основании автотранспортных средств, повлекших за собой телесныеповреждения и (или) гибель людей.

Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя лицензирующего органа, в котором указываются:

а) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного проводить проверку;

б) цели, задачи и предмет проверки;

в) даты начала и окончания проверки, продолжительность которой недолжна превышать 15 дней.

По результатам проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, проводившим ее, составляется акт (протокол) в 2 экземплярах, кото­рый содержит следующие данные:

а) дата, время и место составления акта;

б) наименование лицензирующего органа;

в) дата и номер распоряжения (приказа), на основании которого прово­дилась проверка;

г) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего про­верку;

д) наименование лицензиата, в отношении которого проведена провер­ка, фамилия, имя, отчество, должность его представителя, присутствовавше­го при проведении проверки;

е) дата и место проведения проверки;

ж) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нару­шениях;

з) сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом уполномоченного представителя лицензиата, его подпись или сведения об отказе от подписи;

и) подпись должностного лица (лиц) лицензирующего органа, прово­дившего проверку.


К акту (протоколу) при необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих нарушение лицензиатом лицензионных требований и ус­ловий, объяснения его работников, а также другие необходимые документы (или их копии).

Один экземпляр акта (протокола) передается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или их представителям под рас­писку либо направляется по почте с уведомлением о вручении. Акт (прото­кол) проверки регистрируется в журнале лицензирующего органа и пред­ставляется руководителю этого органа.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий руководитель лицензирующего органа (либо по его поручению должностное лицо этого органа) принимает меры в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». На основании этого же закона осуществляется принятие ре­шений о предоставлении, приостановлении и возобновлении действия, пе­реоформлении и аннулировании лицензии.

1.5. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, решение спорных вопросов

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименова­ния или места его нахождения, либо изменения имени или места жительст­ва индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтвер­ждающего наличие лицензии, лицензиат - юридическое лицо (его правопре­емник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтвер­ждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие ли­цензии.

При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицен­зий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления.

За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 рублей, которая зачисляется в соответствую­щий бюджет.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Ука­занный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установ-


ленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление дейст­вия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соот­ветствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате

реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в каче­стве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявле­ния лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицен­зионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государст­ва, культурному наследию народов Российской. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие ука­занной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании ли­цензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд до­водится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мо­тивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании ли­цензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательст­вом Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету веде­ния иных органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния.

1.6. Обязанности владельца лицензии

Владелец лицензии обязан:

• обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии;

• предоставлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности;


• обеспечивать наличие лицензионной карточки у водителя на каждом автотранспортном средстве при работе на линии;

• не допускать случаев передачи лицензии или лицензионной карточки другому юридическому или физическому лицу;

• выполнять установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, осуществлять меры по предупреждению дорож­но-транспортных происшествий.

Соблюдение условий, указанных в лицензии, включает в себя выполнение Устава автомобильного транспорта, правил перевозок, правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, инструкций, а также особые условия, обеспечивающие защиту интересов потребителей автотранспортных услуг, которые вносятся в лицензию лицензионным орга­ном по согласованию с заявителем. Вопросам безопасности дорожного дви­жения придается особое значение.

Руководитель лицензионного органа имеет право сделать запрос лицен­зиату по представленным ранее документам на получение лицензии, а также выполнению условий, предусмотренных в лицензии. Непредставление ли­цензиатом сведений о лицензируемой деятельности является основанием для привлечения его к административной ответственности.

1.7. Виды контроля, проводимого РТИ

Лицензионные органы осуществляют контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией, используя общепринятые формы государст­венного контроля: проверка исполнения, инспектирование, ревизия, надзор.

Проверка исполнения - наиболее распространенная форма контроля, явля­ется необходимых элементом оперативного руководства и связана с выра­боткой практических рекомендаций и предложений по своевременному и точному выполнению решений.

Инспектирование - контроль за соблюдением установленных государст­вом правил, стандартов в отдельных сферах деятельности, отраслях эконо­мики. Сопровождается, как правило, инструктажем проверяемых работни­ков.

Ревизия - контроль за соблюдением установленных государством правил хозяйствования. Осуществляется только с точки зрения соответствия пове­дения подконтрольных объектов существующим правила и инструкциям.

Надзор - форма контроля, наиболее тяготеющая к государственному пра­вовому регулированию. Используется, прежде всего, для осуществления контроля за соблюдением законов, установленных государством норм, пра­вил, стандартов.

Контроль за выполнением лицензионных условий осуществляет только тот лицензионный орган, который выдал или зарегистрировал лицензию, как самостоятельно, так и совместно с другими органами государственного надзора и контроля. Форма контроля избирается лицензионным органом. До


начала проверки руководителю юридического лица, индивидуальному пред­принимателю предъявляются служебные удостоверения проверяющих и задания на проверку, напечатанные на бланке лицензионного органа, подпи­санных руководителем и заверенные гербовой печатью этого органа. В задании указывается перечень проверяемых вопросов, сроки проверки, кто проверяет и их должности.

Результаты контроля оформляются актом, один экземпляр которого пере­дается проверяемому (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю).

В случае несогласия с выводами по акту проверяемый вправе свои обос­нованные возражения направить в лицензионный орган, руководитель кото­рого в двухнедельный срок со дня регистрации акта проверки обязан при­нять решение и довести его до сведения руководителя проверенного юриди­ческого лица или индивидуального предпринимателя.

Решение лицензионного органа может быть обжаловано в судебные орга­ны в установленном порядке.

При проведении контроля на линии водитель автотранспортного средства обязан иметь и передавать работникам РТИ лицензионную карточку, путе­вой лист и товарно-транспортные документы. Контроль должен осуществ­ляться в пунктах пропуска через границу на территорию РФ и специально обозначенных дорожными знаками контрольных пунктах, перечень которых согласовывается с соответствующими органами исполнительной власти в области дорожного хозяйства и органами внутренних дел.

1.8. Санкции и ответственность за нарушение лицензионных условий и за осуществление деятельности без лицензии

Лицензия может быть аннулирована или действие ее приостановлено в случае:

• предоставления лицензиатом соответствующего заявления;

• нарушения лицензиатом условий действия лицензии и Положения о лицензировании;

• обнаружения недостоверных данных в документах, предоставленных для получения лицензии;

• невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государ­ственных органов или приостановления ими в соответствии с законо­дательством РФ деятельности юридического лица, а также физическо­го лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без об­разования юридического лица;

• ликвидации юридического лица или прекращении действия свиде­тельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя;


• поступления преставлений главных государственных автомобильных инспекторов о нарушении норм, правил, стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения.

Сообщение лицензиату о принятом решении по аннулированию лицензии или приостановлении ее действия направляется почтовым отправлением или нарочным с обязательным уведомлением о получении этого сообщения не­посредственно владельцем лицензии. При аннулировании лицензии и ли­цензионных карточек плату за выдачу не возвращают и не корректируют.

В случаях, когда нарушение лицензируемой деятельности причиняет крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с неправомерным извлечением дохода в особо крупных размерах, сущест­вующим законодательством предусмотрены более серьезные наказания, вплоть до лишения свободы.

На первом этапе при выявлении нарушения в лицензируемой деятельно­сти работником РТИ или общественным транспортным инспектором со­ставляется раппорт о составе нарушения, который предоставляется руково­дителю территориального органа РТИ. На втором этапе при рассмотрении этого раппорта составляется протокол на руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя - владельца автотранспортных средств, которому немедленно после составления вручается под расписку копия протокола, а также сообщается время и место рассмотрения дела, разъясняются его права и обязанности. Постановление по делу об админист­ративном правонарушении выносится в 15-дневный срок, которое в 3-дневный срок должно быть вручено или выслано виновнику заказным пись­мом.

Право налагать административные взыскания, при нарушениях лицензи­рования автотранспортной деятельности, предоставлено только РТИ по опи­санной процедуре. Изъятие, кем бы то ни было, лицензионной карточки у водителя автотранспортного средства на линии является превышением пол­номочий этих лиц.

Вопросы для контроля усвоения информации раздела

1. Какие органы власти уполномочены выдавать лицензии?

2. Какие виды деятельности в области автомобильного транспорта лицензируются?

3. Какие документы необходимо представить для получения лицензии?

4. В каких случаях проводятся внеплановые проверки лицензиата?

5. В каких случаях РТИ может приостанавливать действия лицензий?

6. Какие обязанности владельца лицензии?

7. В каких случаях лицензия может быть аннулирована?


Раздел 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ 2.1. Основные понятия сертификации

Сертификация в переводе с латыни означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться в том, что продукт или услуга «сделаны верно», надо знать, каким требованиям они должны соответствовать и каким образом возможно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.

Установление соответствия заданным требованиям сопряжено с испыта­ниями или контролем. В оценке соответствия наиболее достоверными счи­таются результаты испытаний «третьей стороной», т.е. лицом или органом, независимым от поставщика продукции или услуги (первая сторона) и по­требителем (вторая сторона).

Сертификация - это процедура, посредством которой третья сторона письменно удостоверяет, что должным образом идентифицированная про­дукция, процесс, услуга соответствуют заданным требованиям. На основа­нии ныне действующего федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация - форма осуществляемого орга­ном по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный пред­приниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объ­екта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.

Систему сертификации (в общем виде) составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за ее деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам; правила и порядок проведения сертификации; нормативные документы, на соответст­вие которым осуществляется сертификация; процедуры (схемы) сертифика­ции; порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут дей­ствовать на национальном, региональном и международном уровнях.

Декларированными законом целями сертификации являются: • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, экс­плуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, работ или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям дого­воров;


• содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

• повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на рос­сийском и международном рынках;

• создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного эко­номического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Сертификация может быть обязательной или добровольной, что напря­мую связано с наличием или отсутствием принятых технических регламен­тов

Технический регламент - документ, который принят международным до­говором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательст­вом РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или поста­новлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для примене­ния и исполнения требования к объектам технического регулирования (про­дукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениями, процессам произ­водства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

• защиты жизни или здоровья граждан;

• имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и расте­ний;

• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей(имеется в виду потребителей продукции и услуг).

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Требо­вания технических регламентов не могут служить препятствием осуществ­ления деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения указанных целей.

В отличие от обязательного для исполнения технического регламента, стандарт как основание для сертификации - это нормативный документ, раз­работанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, на­правленный на достижение оптимальной степени упорядочения в опреде­ленной области. Стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуа­тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандартизация осуществляется в соответствии с прин­ципами:

• добровольного применения стандартов;

• максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;


• применения международного стандарта как основы разработки нацио­нального стандарта, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие климатических, географических и других особенностей РФ или РФ по тем или иным основаниям высту­пала против принятия данного международного стандарта;

• недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартиза­ции;

• недопустимости установления таких стандартов, которые противоре­чат техническому регламенту;

• обеспечения условий для единообразного применения стандартов. Целями стандартизации являются:

• повышение уровня безопасности жизни людей или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействие соблюдения требований технических регламентов;

• повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникно­вения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• обеспечение научно-технического прогресса;

• повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

• рациональное использование ресурсов;

• техническая и информационная совместимость;

• сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

• взаимозаменяемость продукции.

Условия договора, выполнение которых также подтверждаются при сер­тификации, чаще всего представляются в виде технических характеристик продукции в конструкторской, технологической или эксплуатационной до­кументации, или выражаются иным образом.

Сертификация как метод подтверждения соответствия базируется на сле­дующих принципах:

• доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

• недопустимости применения обязательного подтверждения соответ­ствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

• установления перечня форм и схем обязательного подтверждения со­ответствия в отношении определенных видов продукции в соответст­вующем техническом регламенте;

• уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения со­ответствия и затрат заявителя;


• недопустимости принуждения к осуществлению добровольного под­тверждения соответствия, в том числе в определенной системе добро­вольной сертификации;

• защиты имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерче­ской тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении добровольной сертификации;

• недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным об­разом и в равной мере независимо от страны и мест происхождения продук­ции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации продукции, а также оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, которые являются изготовителями, испол­нителями услуг, продавцами, приобретателями (потребителями).

2.2. Формы и участники сертификации

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить доброволь­ный или обязательный характер. Добровольно подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное под­тверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии или в форме обязательной сертификации.

До вступления в силу закона «О техническом регулировании» (середина 2003 г.) в нашей стране, в основном, развивались системы обязательной сер­тификации, возглавляемые национальным органом по сертификации - Гос­стандартом России. Национальный орган по сертификации осуществляет следующие основные функции:

• формирует и реализует государственную политику в области серти­фикации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведе­нию сертификации на территории РФ;

• проводит государственную регистрацию систем сертификации и зна­ков соответствия и ведет их государственный реестр;

• опубликовывает официальную информацию о правилах сертифика­ции, о действующих системах сертификации и знаках соответствия;

• готовит предложения о присоединении к международным системам сертификации, в установленном порядке заключает соглашения с ме­ждународными организациями о взаимном признании результатов сертификации, представляет РФ в международных и региональных организациях по вопросам сертификации.

Центральные органы систем сертификации были созданы по отраслевому признаку (как правило, при министерствах), которые организуют работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществ-


ляют руководство ею, координируя деятельность органов сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему.

Органы по сертификации продукции (услуг), как правило, располагаются в крупных городах, где производится данная продукция, и выполняют сле­дующие функции:

• сертифицируют продукцию (услуги) по правилам сертификации, вы­дают сертификаты и лицензии на применение знака обращения на рынке (при обязательной сертификации) или знака соответствия (при добровольной сертификации) и ведет их учет;

• осуществляют инспекционный контроль за сертифицированной про­дукцией (услугой), если это предусмотрено схемой сертификации;

• приостанавливают либо отменяют действие выданных им сертифика­тов;

• формируют и актуализируют фонд нормативных документов, необхо­димых для сертификации;

• предоставляют заявителю по его требованию необходимую информа­цию в пределах своей компетенции.

Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные испытания и выдает протоколы ис­пытаний для целей сертификации. Лаборатория может входить в систему сертификации (являться подразделением органа по сертификации) или быть независимой (принадлежать какому то заводу, исследовательскому институ­ту и т.п.), но не принадлежать производителю сертифицируемой продукции. Аккредитация испытательных лабораторий, выполняющих работы по под­тверждению соответствия, осуществляется в порядке, установленном Пра­вительством РФ.

Функции заявителя различаются от того, в какой форме сертификации он участвует: добровольной или обязательной.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициати­ве заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертифи­кации. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отно­шении которых стандартами, системами добровольной сертификации и до­говорами устанавливаются требования.

Функции органа добровольной сертификации:

• осуществляет подтверждение соответствия;

• выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие доброволь­ную сертификацию;

• предоставляет заявителю право на применение знака соответствия, ес­ли применение знака предусмотрено соответствующей системой доб­ровольной сертификации;


• приостанавливает или прекращает действие выданных им сертифика­тов соответствия.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанав­ливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, пра­вила выполнения предусмотренных данной системой сертификации работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы сертификации.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована фе­деральным органом исполнительной власти по техническому регулирова­нию. Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральной орган исполнительной власти по техническому регулированию представля­ют:

• свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• правила функционирования системы добровольной сертификации;

• изображения знака соответствия, применяемое в данной системе, если применение знака предусмотрено, и порядок применения знака;

• документ об оплате регистрации системы добровольной сертифика­ции.

Регистрация системы осуществляется в течение пяти дней с момента пре­доставления документов для регистрации системы. Порядок регистрации и размер платы за регистрацию устанавливается Правительством РФ. Плата зачисляется в федеральный бюджет.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления указанных документов, или совпадения наименования системы или изображения знака соответствия с наименовани­ем и знаком ранее зарегистрированной системы. Отказ в регистрации систе­мы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

Зарегистрированные системы сертификации заносятся в единый реестр федеральным органом по техническому регулированию.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ и, как правило, ну­ждающаяся в подтверждении ее безопасности и экологичности. Ранее про­дукция, подлежащая обязательной сертификации, включалась в официаль­ный перечень, по ныне действующему закону обязательная сертификация проводится только в случаях, установленных соответствующим техниче­ским регламентом.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут уста­навливаться только техническим регламентом с учетом степени риска не­достижения целей технических регламентов. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей тер­ритории РФ. Работы по обязательному подтверждению соответствия подле-


жат оплате заявителем, методика определения стоимости работ устанавли­вается Правительством РФ.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

а) принятие декларации о соответствии на основании собственных дока­зательств;

б) принятие декларации о соответствии на основании собственных дока­зательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Заявителем может быть юридическое или физическое лицо, являющееся изготовителем продукции или продавцом, или поставщиком. Круг заявите­лей устанавливается соответствующим конкретной продукции техническим регламентом.

При декларировании по схеме а) заявитель самостоятельно формирует доказательные материалы, в качестве которых могут быть результаты соб­ственных исследований (испытаний) и измерений и другие документы, по­служившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. Состав доказательствен­ных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

При декларировании по схеме б) заявитель в дополнение к схеме а) по своему выбору включает в доказательные материалы протоколы исследова­ний (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытатель­ной лаборатории. В качестве доказательств может использоваться сертифи­кат системы качества. Такой сертификат выдается соответствующим орга­ном, который по особой методике проводит анализ деятельности предпри­ятия и дает заключение о том, что созданы все необходимые условия для производства качественной продукции (услуги).

Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна со­держать:

• наименование и местонахождение заявителя;

• наименование и местонахождение изготовителя;

• информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

• указания на схему декларирования соответствия;

• заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии мер по обеспече­нию соответствия продукции требованиям технических регламентов;

• сведения о проведенных исследованиях и других использовавшихся дополнительных материалах, послуживших основанием для подтвер­ждения соответствия;

• срок действия декларации о соответствии;


• иные предусмотренные соответствующим техническим регламентом сведения.

Срок действия декларации определяется техническим регламентом, фор­ма декларации утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Декларация должна быть зарегистрирова­на в течение трех дней и занесена в реестр. Декларация о соответствии и со­ставляющие доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации в соответствии с видом продукции устанавливаются техническим регламентом.

Сертификат соответствия включает в себя:

• наименование и местонахождение заявителя;

• наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошед­шей сертификацию;

• наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавше­го сертификат соответствия;

• информацию об объекте сертификации, позволяющей идентифициро­вать этот объект;

• наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация:

• информация о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции тре­бованиям технических регламентов;

• срок действия сертификата соответствия.

Срок действия определяется соответствующим техническим регламентом, форма сертификата утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение зна­ка устанавливается Правительством РФ. Знак не является специальным за­щищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка зна­ком осуществляется заявителем любым удобным для него способом.

2.3. Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия

На основе действующего законодательства заявитель вправе:

• выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотрен­ные для определенных видов продукции соответствующим техниче­ским регламентом;


• обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распростра­няется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифициро­вать;

• обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытатель­ных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством РФ.

На основе действующего законодательства заявитель обязан:

• обеспечивать соответствие продукции требованиям технических рег­ламентов;

• выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному под­тверждению соответствия, только после осуществления такого под­тверждения соответствия;

• указывать в сопроводительной технической документации и марки­ровке продукции сведения о сертификате соответствия или деклара­ции о соответствии;

• предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблю­дением требований технических регламентов, а также заинтересован­ным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соот­ветствия продукции требованиям технических регламентов (деклара­цию, сертификат или их копии);

• приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, либо их действие приостановлено, либо прекращено;

• извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техниче­скую документацию или технологические процессы производства сер­тифицированной продукции;

• приостанавливать производство продукции, которая прошла процеду­ру подтверждение соответствия и на основании решения органов го­сударственного контроля (надзора) не соответствует требованиям тех­нических регламентов.

При ввозе на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, заявителем предъявляется в таможенные ор­ганы одновременно с таможенной декларацией декларация или сертификат соответствия. По международными договорам РФ могут быть признаны по­лученные за пределами территории РФ документы о подтверждении соот­ветствия, а также знаки, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции.

2.4. Аккредитация органов по сертификации и испытательных

лабораторий (центров), государственный контроль за соблюдением

требований технических регламентов


Аккредитация - это официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Аккредитация осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, на основе принципов:

• добровольности;

• открытости и доступности правил аккредитации;

• компетентности и независимости органов, осуществляющих аккреди­тацию;

• недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий;

• недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и под­тверждение соответствия;

• недопустимости установления пределов действия документов об ак­кредитации на отдельных территориях.

Аккредитация обеспечивает доверие изготовителей, продавцов и приоб­ретателей продукции к деятельности органов по сертификации и испыта­тельных лабораторий.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований техниче­ских регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственны­ми им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля.

В отношении продукции контроль за соблюдением технических регла­ментов осуществляется по специально разработанным правилам исключи­тельно на стадии обращения продукции. Органы государственного контроля (надзора) вправе:

• требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата, подтверждающих соответствие продукции требова­ниям технических регламентов, или их копий;

• осуществлять мероприятия по государственному контролю;

• выдавать предписания об устранении нарушения требований регла­ментов;

• принимать мотивированное решение о запрете передачи продукции, атакже о полном или частичном приостановлении процессов ее произ­водства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилиза­ции;

• приостановить или прекратить действия декларации или сертификата о соответствии;

• привлечь изготовителя (продавца или лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной за­конодательством РФ;


• принимать иные меры предусмотренные законодательством РФ в це­лях недопущения причинения вреда.

Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

• проводить разъяснительную работу по вопросам технического регу­лирования и существующих технических регламентов;

• соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну;

• соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственно­му контролю и оформлению результатов таких мероприятий;

• принимать меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов;

• направлять информацию о несоответствии продукции требованиям регламентов в заинтересованные инстанции.

В случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей и совершения противоправных действий (бездействий) должностные лица органов государственного контроля несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. О мерах, принятых в отношении виновных в нару­шении законодательства РФ, органы государственного контроля в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу или индивидуальному пред­принимателю, права и законные интересы которых были нарушены.

Если в результате несоответствия продукции требованиям технического регламента причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физи­ческих или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде или возникла угроза такого вреда, изгото­витель продукции (и приравненные к нему лица) обязан возместить причи­ненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда.

Изготовитель, которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям регламентов, в течение десяти дней обязан сообщить об этом в орган государственного контроля. Продавец (исполнитель), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя продукции. Изготовитель в течение де­сяти дней после получения информации от продавца должен провести про­верку полученной информации и представить материалы в орган государ­ственного контроля.

В течение десяти дней после подтверждения информации о несоответст­вии продукции требованиям технического регламента изготовитель про­дукции обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля.

Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляется изготовителем и за его счет. В случае, когда угроза причинения вреда не может быть устра­нена путем проведения мероприятий, изготовитель и приравненные к нему лица обязаны незамедлительно приостановить производство и реализацию


продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, воз­никшие в связи с отзывом продукции.

В случае невыполнения предписаний органа государственного контроля или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причине­ния вреда орган контроля вправе обратиться в суд с иском о принудитель­ном отзыве продукции. Если ответчик не исполнит решение суда в уста­новленные сроки, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

2.5. Информация о технических регламентах, документах по стандартизации и классификации продукции и услуг

Технические регламенты, документы национальной системы стандарти­зации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стан­дартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Фонд является государственным информационным ресурсом, порядок создания фонда и правила пользования фондом устанавливается Правительством РФ.

По действующему закону «О техническом регулировании» все необхо­димые технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня опубликования закона (до 2010 г). До принятия соответствующих технических регламентов сертификация продукции может проводиться по ранее действовавшим правилам, обеспечивающим оценку соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, которые являются основной частью информационного ресурса.

Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создавае­мым информационным ресурсам, за исключением случаев, когда в интере­сах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны та­кой доступ должен быть ограничен. Официальное опубликование в уста­новленном порядке действующих стандартов и общероссийских классифи­каторов осуществляется национальным органом по стандартизации.

Все действующие отечественные государственные и межгосударственные стандарты (более 24 тыс.) включены в указатель «Государственные стандар­ты», вся выпускаемая продукция имеет код по общероссийскому классифи­катору продукции.

Рассматриваемые документы разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информа­ции по стандартизации и качеству Госстандарта России.

Указатель «Государственные стандарты» в 2001 г. впервые составлен по кодам Общероссийского классификатора стандартов ОК(МК(ИСО/ИНФКО МКС)001-96)001-2000. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)


входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Классификатор гармонизирован с Международным классификатором стан­дартов (МКС) и Межгосударственным классификатором стандартов.

ОКС устанавливает коды и наименования классификационных группиро­вок, используемых для индексирования нормативных документов. ОКС представляет собой иерархическую трехступенчатую классификацию с цифровым алфавитом кода, имеющего структуру из трех ступеней, отделяе­мых точкой: XX. XXX. XX. Номера ступеней (разделов, групп и подгрупп) располагают в нарастающем порядке, используя только нечетные числа -для разделов, только четные - для подразделов, четные или нечетные - для подгрупп.

Всего ОКС имеет 38 разделов, номер последнего (резервного) - 99. Фрагмент классификатора:

01 Общие положения. Терминология. Стандартизация. Документация

21 Механические системы и компоненты общего назначения 21. 020 Характеристика и конструкция механизмов, приборов и оборудования

43 Дорожно-транспортная техника 43. 080 Грузовые транспортные средства 43. 080. 20 Автобусы

43. 180 Диагностическое и испытательное оборудование, и оборудование для технического обслуживания

До 2003-го года все сведения в указателе стандартов приведены в 4-х то­мах по состоянию на первое января текущего года. В 1...3 томах указаны номера и наименования стандартов, сгруппированных по кодам ОКС. В 3-ем томе имеется также алфавитный предметный указатель, в 4-ом томе даны обозначения, т.е. номера стандартов (государственных, общероссийских, а также введенных в государственные стандарты ИСО и МЭК, специального межгосударственного комитета по индустриальным радиопомехам (СИСПР), Правил ЕЭК ООН, национальных стандартов Германии) в поряд­ке их возрастания.

В 4-ом томе, кроме кодов ОКС, указаны также группы в соответствии с Классификатором государственных стандартов (КГС), который был основ­ным для классификации стандартов до 2001 г. В графе «Для отметок» ука­заны сроки прекращения действия и введения или номер изменения, номер и


год издания информационного указателя, в котором оно опубликовано, на­пример:

 

Обозначение стандарта Код Группа Для отметок
17922-72 59.080.30 М09 (1-V-79) (1-Х-84)

Если стандарт отмечен одной звездочкой, то к нему было применено из­менение, двумя звездочками отмечены стандарты, замененные или отме­ненные в частях, тремя звездочками обозначают стандарты, которым при­своены обозначения ранее отмененных стандартов.

Даты введения стандартов приводят без скобок, в скобках приводят номер изменения, номер и год издания информационного указателя, где опублико­вана информация об изменениях.

Указатель стандартов 2003-го года состоит из 3-х томов, обозначения стандартов в порядке нарастания номеров приведены в 3-ем томе.

Может быть два варианта поиска стандартов:

а) по ключевым словам, наиболее емко отражающим содержание интере­сующего вопроса;

б) по номеру стандарта, приведенному как нормативная ссылка, в некото­ром документе.

Для первого варианта поиска используют алфавитный указатель, находя­щийся в 3-ем томе указателя стандартов. Рассмотрим пример поиска стан­дартов, в которых рассматриваются вопросы, связанные с оборудованием для технического обслуживания автомобилей.

В качестве ключевого принимаем слово «Оборудование» и по алфавитно­му указателю стандартов 2001 года находим «Оборудование для техниче­ского обслуживания», соответствующий код 43.180 (в указателе 2003 года приводится не код, а страницы 1 и 2-го тома, где упоминаются стандарты по данной теме). Просматривая перечень стандартов, находим интересующие нас стандарты:

ГОСТ 27334-87 Домкраты гаражные. Параметры.

ГОСТ 4.112-89 СПКП. Оборудование гаражное. Номенклатура показателей. -Взамен ГОСТ4.112-84.

ГОСТ Р 51151-98 Оборудование гаражное. Требования безопасности и ме­тоды контроля.

При втором варианте поиска вначале используют 3-й (2003 г.) или 4-й том (если пользуются указателями стандартов до 2003 г), где все стандарты расположены в порядке нарастания их номеров, что позволяет быстро найти интересующий номер стандарта и его код или группу. Располагая этой ин­формацией, обращаются к первому, второму или третьему тому (конкретно к тому месту, где располагаются стандарты с данным кодом). Просматривая расположенную в порядке нарастания номеров группу стандартов, находят нужный номер и название искомого стандарта.


Пример. В литературном источнике имеется ссылка на ГОСТ 26899-86, требуется найти название стандарта.

По 4-му тому находим код интересующего стандарта - 43.180. Просмат­риваем группу стандартов с данным кодом и находим:

ГОСТ 26899-86 Техническая диагностика. Стенды роликовые для опре­деления параметров тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобилей и колесных тракторов в условиях эксплуатации. Общие техни­ческие требования.

Чтобы провести полный поиск, следует просматривать все виды стандар­тов, т.е. стандарты РФ (ГОСТ Р) и межгосударственные стандарты (ГОСТ-это, в основном, стандарты СССР), которые на данный момент составляют большинство действующих стандартов, а также международные стандарты (ИСО, МЭК и другие, действующие в нашей стране).

В обозначении вида стандарта может быть приведена дополнительная информация о характере документа:

ПМС - проект международного стандарта;

ПСК - проект на стадии комитета (технического комитета, разрабаты­вающего стандарт);

РП - рабочий проект;

ПТО - проект технического отчета;

ТО - действующий (опубликованный) технический отчет.

Пример: ГОСТ ИСО/ТО 12100-1-2001 Безопасность оборудования. Ос­новные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные тер­мины, методики.

Определив по указателю, что интересующий стандарт действительно су­ществует, обращаются к каталогу библиотеки стандартов. По библиографи­ческой карточке следует убедиться, что стандарт имеется в данной библио­теке, и обратить внимание на формат стандарта: он может быть обычным (145 на 215 мм) или большим (220 на 290 мм). Это может иметь существен­ное значение, если в библиотечном фонде стандарты хранятся по порядку нарастания номеров в разных по формату коробках. По карточке следует также определить: имеется этот стандарт в виде самостоятельного докумен­та (тогда он будет находиться на соответствующем месте в коробке) или включен в сборник стандартов.

Сборники издаются для систем межотраслевых (общих для разных отрас­лей) стандартов, номера систем указываются в начале номера стандарта и выделены точкой. Имеются следующие системы:

1 - государственная система стандартизации (регламентирует деятельность по разработке стандартов);

2 - единая система конструкторской документации (ЕСКД);

3 - единая система технологической документации (ЕСТД);

4 - система показателей качества продукции (СПКП);

 

5 - стандарты на аттестованную продукцию;

6 - унифицированные системы документации;


7 - система информационно-библиографической документации;

8 - государственная система обеспечения единства измерений;

9 - единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий;

 

10 - стандарты на товары, поставляемые на экспорт;

11 - прикладная статистика;

12 - система безопасности труда;

13 - микрофильмирование;

14 - единая система технологической подготовки производства;

15 - разработка и постановка продукции на производство;

16 - управление технологическими процессами;

17 - система стандартов в области охраны природы и улучшения использо­вания природных ресурсов;

18 - количественные методы оптимизации параметров объектов стандарти­зации;

19 - единая система программной документации;

20 - единая система государственного управления качеством продукции;

21 - система проектной документации для строительства;

22 - (резерв);

23 - обеспечение износостойкости изделий;

24 - система технической документации на АСУ;

25 - расчеты и испытания на прочность в машиностроении;

26 - единая система стандартов в приборостроении;

27 - государственная система «надежность в технике».Некоторые стандарты могут входить в несколько систем, например,

ГОСТ 12.4.058-84 Материалы с полимерным покрытием для специальной одежды. Номенклатура показателей качества.

Следует иметь в виду, что при сертификации продукции или услуг следу­ет пользоваться только актуализируемыми фондами стандартов, т.е. фонда­ми, в которых своевременно вносятся принятые национальным органом по стандартизации (Госстандартом) изменения в стандарты, регулярно публи­куемые в соответствующих бюллетенях (информационных указателях).

Общероссийский классификатор продукции (ОКП) внедрен в действие с 1994 года на территории РФ взамен Общесоюзного классификатора про­мышленной и сельскохозяйственной продукции. ОКП предназначен для идентификации продукции в процессе ее сертификации, обеспечения досто­верности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие.

ОКП - это иерархический свод кодов и наименований группировок про­дукции, позволяющий разрабатывать каталоги, которые необходимы при сертификации продукции и проведении маркетинговых исследований.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однознач­ное контрольное число и наименование группировки продукции. В ОКП предусмотрено пятиступенчатая классификация с цифровой десятичной


системой кодирования. На каждой ступени деление осуществлено по наибо­лее значимым экономическим и техническим признакам.

На первой ступени располагаются классы продукции (XX 0000), на вто­рой - подклассы (XX Х000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX ХХХО) и на пятой - виды продукции (XX ХХХХ).

Контрольное число (КЧ) служит для автоматического обнаружения ошиб­ки при наборе цифр кода (на ошибку укажет несовпадения кода и КЧ).

Рассмотрим фрагмент ОКПКод КЧ Наименование


457700 8

 

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Оборудование гаражное для автотранспортных средств

и прицепов

Оборудование для уборочно-моечных работ

Механизмы для подъемно-транспортных работ

Оборудование для смазочно-заправочных работ

Устройства для контрольно-диагностических работ

Оборудование гаражное для ремонтных работ

Узлы и детали гаражного оборудования

Узлы и детали гаражного оборудования для

уборочно-моечных работ

Узлы и детали механизмов для подъемно-транспортных

работ

Узлы и детали оборудования для смазочно-заправочных

работ

Узлы и детали устройств для контрольно-диагностических

работ

Узлы и детали оборудования для гаражных работ

Агрегаты, узлы и детали автомобильных прицепов

и полуприцепов

Фильтры очистки, их узлы и детали


Вся информация ОКП размещается в 3-х томах, кроме ОКП имеются бо­лее обширный классификатор товарной номенклатуры во внешней эконо­мической деятельности - ТНВЭД. Необходимость использования ТНВЭД для правильной идентификации продукции возникает при ее таможенном контроле и сертификации продукции, ввозимой на территорию РФ из дру­гих стран.

Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), также как и ОКП, является составной частью Единой системы классификации и кодиро­вания технико-экономической информации и используется для должной идентификации сертифицируемых услуг.

Каждая позиция ОКУН содержит шестизначный цифровой код, одно­значное контрольное число и наименование группировки услуги. В ОКУН


предусмотрено четырехступенчатая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени деление осуществлено по наибо­лее значимым экономическим и техническим признакам.

На первой ступени располагаются группы услуг (XX 0000), на второй -подгруппы (XX Х000), на третьей - вид (XX ХХХО), на четвертой - услуга (XX ХХХХ).

Контрольное число (КЧ) служит для автоматического обнаружения ошиб­ки при наборе цифр кода (на ошибку укажет несовпадения кода и КЧ).

Классификатор включает следующие группы:

1 - бытовые услуги;

2 - услуги пассажирского транспорта;

3 - услуги связи;

 

11 - услуги в системе образования;

12 - услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;80 - прочие услуги населению.

Рассмотрим фрагмент ОКУН:Код КЧ Наименование

017000 1 Техническое обслуживание и ремонт

автомототранспортных средств;

17100 5 Техническое обслуживание легковых автомобилей;

17101 0 Регламентные работы (по видам технического

обслуживания);

017110 8 Электротехнические работы на автомобиле; 017200 9 Ремонт легковых автомобилей;


017207 7 017300 2 017616 0 020000 4

Ремонт кузова;

Техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов;

Утилизация автотранспортных средств и их составных частей;

Услуги пассажирского транспорта;

025000 8 Услуги автомобильного транспорта;

В зависимости от области применения сертификата, кроме отечественных кодов, могут использоваться и коды других стран или международные коды продукции, услуг и другой информации, например, VIN - идентификацион­ный номер, WMI - международный код производителя и др.



2.6. Краткие сведения о международной сертификации

Если в России обязательная сертификация была введена лишь в 1992 г., то в странах с развитой рыночной экономикой процедуры определения со­ответствия продукции установленным требованиям использовались гораздо раньше. Во Франции, например, сертификация существует с 1939 г. Начало создания систем сертификации оборудования дорожных транспортных средств в ЕЭК ООН относят к середине 50-х годов двадцатого века [2]. В то время процедуру оценки соответствия транспортных средств требованиям безопасности назвали омологацией. Единые правила омологации преду­сматривают использование единых технических требований, которые раз­работаны экспертами ЕЭК при участии представителей заинтересованных стран, и охватывают троллейбусы, автобусы, мопеды, мотоциклы, легковые и грузовые автомобили и другие транспортные средства по отношению к их тормозным устройствам, приспособлениям для безопасности водителя, пас­сажиров и т.п.

Принцип взаимного признания омологации всеми участвующими в со­глашении сторонами гласит: продукция, изготовленная на территории лю­бой из договаривающихся сторон и получившая официальное одобрение этой стороны, считается отвечающей законодательствам других договари­вающихся сторон, применяющих данные правила. Омологация является не­обходимым условием для международной торговли транспортными средст­вами.

До 1985 г. организационно-методическим обеспечением международной сертификации занимался Комитет сертификации при ИСО, который позже был переименован в Комитет по качеству и сертификации (КАСКО). Дея­тельность КАСКО направлена на гармонизацию процедур сертификации, что делает возможным взаимное признание результатов сертификации в разных странах.

Идея создания международной системы сертификации электротехниче­ских изделий возникла еще в 1926 г. Представители Германии, Швеции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.34 сек.