Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная теория (вторая половина XIX в.)




Ее основоположниками считаются немецкие юристы. Р. Гнейст и Л. Штейн, а в России ее поддерживали такие видные юристы, как В.П. Безобразов,; А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов. Согласно данной теории:

—местное самоуправление представляет собой прежде всего одну из форм организации государственного управления на местах и является частью общей государственной системы. Как отмечал В.П. Безобразов,

{(самоуправление не может быть иначе рассматриваемо, как в совокупно­сти с общим организмом всего государственного управления, в состав ко­торого оно входит как часть единого целого».

— Местные органы наделяются своими полномочиями государством. Местные данные полномочия имеют своим источником государствен­ную власть;

—категорическое противопоставление государства и местного само­управления лишено смысла;

—местное самоуправление — часть государства, одна из форм организации местного государственного управления. Всякое управление пуб­личного характера есть дело государственное;

—«Государственная теория самоуправления, — пишет Н.М. Корку­нов, — видит в самоуправлении не самостоятельное заведование местным обществом их собственными, отличными от государственного управления делами, а возложение на местное общество осуществления задач государ­ственного управления. Однако в отличие от центрального государственно­го управления местное самоуправление осуществляется не государствен­
ными чиновниками, а при участии местных жителей, которые привлекают­ся на службу государственными интересами и целями».

Воплощение положений теории. Распространение государственной теории было вызвано изменившимися реалиями второй половины XIX — начала XX в.: по мере развития процессов урбанизации и индустриализа­ции снижалась степень изолированности и самодостаточности отдельных территорий.

Государственная теория местного самоуправления стала разрабаты­ваться в России в 70-е годы XIX в. (В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, А.Г. Михайловский, А.Г. Тимофеев, Б.Н. Чичерин). По общему мнению государствоведов, местное самоуправление представляло собой децентрализо­ванное государственное управление. Учреждения самоуправления обяза­тельно должны действовать и в общественных, и в государственных инте­ресах. Согласно этой концепции местное самоуправление имеет своим ис­точником государственную власть. Организация самоуправления на местах строится на основе закона. Выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством.

Частными проявлениями государственной теории можно считать поли­тическую и юридическую теории самоуправления. Это связано с некото­рыми расхождениями во взглядах Р. Гнейста и Л. Штейна на природу само­стоятельности органов самоуправления. Сторонники политической теории (Р. Гнейст) видели основания для самостоятельности органов местного само­управления только в особенностях их формирования и возможности замеще­ния отдельных местных должностей достойными представителями местного населения.

Приверженцы юридической теории (Л. Штейн) считали осно­ванием для самостоятельности органов местного самоуправления их при­надлежность к органам местного сообщества, на которые государство возла­гает осуществление определенных задач государственного управления.

Идея самоуправления была сформулирована также К. Марксом, объяс­нявшим социальное бытие граждан действительным участием их в делах государства. Он сделал вывод о том, что в обществе, которое основано на началах коллективизма и представляет собой «ассоциацию производите­лей», утвердится «управление народа посредством самого народа».

Влияние на местное самоуправление оказывали и другие идеи, взгляды, имевшие достаточно большую популярность в свое время. Это, например, идея муниципального социализма (Англия, середина XIX в.), направлен­ная на обеспечение возможно более полной демократизации местной жиз­ни (требования наделения городской и сельской общин правами более ши­рокой автономии, увеличения представительства населения в органах ме­стного самоуправления). Теория дуализма муниципального управления (муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и, следовательно, должны действовать как инструмент государственной администрации). Теория со­циального обслуживания, которая делает упор на осуществление муни­ципалитетами одной из основных своих задач: предложение услуг своим жителям, организация обслуживания населения.

 

Все теории, пытавшиеся провести четкую разделительную линию меж­ду местным самоуправлением и государственным управлением, сводились к одному и тому же: определялся какой-либо признак, обеспечивающий ор­ганам местного самоуправления самостоятельность по отношению к госу­дарственным органам, и этот признак по ошибке считался доминирующим. Опыт развития теорий местного самоуправления свидетельствует, что при­зыв к антагонизму между местным самоуправлением и государственным управлением необоснован.

  1. Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления — это обусловленные приро­дой местного самоуправления коренные начала (идеи), лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, само­стоятельно осуществляющих управление муниципальными делами.

Принципы закреплены в Европейской хартии местного самоуправле­ния, Конституции РФ, Федеральном законе «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации», других законо­дательных актах. Это придает принципам нормативно-правовой характер общеобязательных требований.

Классификация принципов проводится по источнику. Принципы делят­ся на конституционные или общие и иные.

К принципам местного самоуправления относятся:

1. Самостоятельность решения населением вопросов местного
значения
(ст. 12 и 130 Конституции).

—Самостоятельность в осуществлении гражданами местного само­управления реализуется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

—Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоя­тельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственной власти.

—Население самостоятельно определяет организационную форму, структуру и наименование органов местного самоуправления.

—Законодательно закрепленная финансово-экономическая само­стоятельность муниципального образования.

2. Организационная обособленность местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с ор гана ми государственной власти в осуществлении общих задач и функ­ций (ст. 12 Конституции).

— органы местного самоуправления не входят в систему органов го­сударственной

власти.

—образование органов местного самоуправления, назначение долж­ностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

—являясь властью публичной, местное самоуправление через свои органы взаимодействует с органами государственной власти, другими му­ниципальными образованиями, участвует в гражданском обороте в своем интересе и от своего имени.

— между муниципальными образованиями исключается взаимопод­чиненность.

—Должностные лица местного самоуправления не состоят на госу­дарственной службе.

3. Обеспечение деятельности местного самоуправления необхо­димыми материально-правовыми ресурсами (ст. 132 Конституции).

— Самостоятельное распоряжение муниципальной собственно­стью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюдже­та. Признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности.

—Гарантирование минимальных бюджетов на уровне не ниже мини­мальной бюджетной обеспеченности, установленной уполномоченным ор­ганам уровня субъекта Федерации.

—Наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями только с одновременной передачей необхо­димых материальных и финансовых средств.

—Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

4. Многообразие организационных форм осуществления местно­го

самоуправления (ст. 131 Конституции).

5. Гарантия права местного самоуправления на судебную защи­ту (ст. 133 Конституции).

—Граждане, проживающие на территории муниципального образо­вания, органы и должностные лица местного самоуправления могут предъ­являть в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государствен­ной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений.

6. Ответственность органов и должностных лиц местного само­управления перед населением.

—Ответственность наступает не только за принимаемые решения, но и за действия.

— Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соот­ветствии с законом.

—Ответственность перед населением наступает в результате утра­ты доверия населения. Порядок и условия определяются уставами муници­пальных образований. Один из видов данной ответственности — возмож­ность отзыва населением депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления.

— Ответственность перед государством наступает в случае наруше­ния ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъек­та Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Россий­ской Федерации, устава муниципального образования, государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствую­щими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

—Ответственность перед физическими и юридическими лицами на­ступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъ­ектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

—Местное самоуправление как деятельность в интересах населения.

—Осуществление деятельности местного самоуправления исходя из гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина (избирать и быть избранным в органы местного самоуправ­ления, обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные об­ращения в органы местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы чело­века и гражданина, обжаловать в суде решения и действия органов местно­го самоуправления, получать образование, медицинскую помощь и т.д.).

8. Законность в организации и деятельности местного само­управления.

—Прокурорский надзор за исполнением федеральных законов, зако­нов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований органа­ми и должностными лицами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.

—Обжалование в судебном порядке решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющих права юриди­ческих и физических лиц.

—Многообразие форм общественного контроля населения за деятель­ностью органов и должностных лиц местного самоуправления; обращений граждан в органы местного самоуправления и к его должностным лицам; от-

четов депутатов представительных органов, глав муниципальных образова­ний и других выборных должностных лиц местного самоуправления.

9. Гласность деятельности местного самоуправления.

—Обязательность опубликования законов и любых нормативных актов.

—Обеспечение возможности контроля населения за деятельностью органов власти и управления всех уровней, возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы.

—Обязанность органов и должностных лиц местного самоуправле­ния обеспечить каждому возможность знакомиться с документами и мате­риалами, непосредственно касающимися прав и свобод человека, а также получать другую полную и достоверную информацию о деятельности ор­ганов местного самоуправления.

-—Обязанность органов и должностных лиц местного самоуправле­ния обязаны давать ответ по существу обращений граждан в течение месяца.

10. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления.

—Обязательное наличие выборных органов местного самоуправле­ния муниципальных образований. Коллегиальный порядок деятельности выборного органа. Гарантия коллегиальности — требование кворума. Свобода определения в уставе организации и деятельности иных органов местного самоуправления.

11. Использование местных обычаев и традиций в организации
и деятельности местного самоуправления.

—Обращение к местным обычаям и традициям, учет местных осо­бенностей народностей, проживающих на территории муниципального об­разования, при выборе моделей местного самоуправления.

—Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упраздне­нии муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного са­моуправления, а также органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации.

— Обусловленность организации и деятельности местного само­управления историческими традициями, которые привели к образованию на данной территории специфических институтов самоуправления; соста­вом населения (национальностей, общностей, коренных жителей и т.д.);
социально-экономическим развитием особых социальных групп со своими интересами и потребностями; культурными традициями, отраженными в наименовании муниципального образования (например, муниципальное образование может иметь свою символику); иными местными традициями (например, проживание в закрытых административно-территориальных образованиях).

12. Государственная гарантия местного самоуправления.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное са­моуправление.

—Гарантия как способ реализации правовых норм, в том числе

норм-принципов.

Значение принципов: принципы а) предопределяют построение и функционирование муниципальной власти; б) обладают норматив­но-правовым характером, поэтому применяются при восполнении пробе­лов в праве, а также при толковании положений закона; в) выступая теоре­тической основой, помогают уяснить сущность местного самоуправления; г) являют собой критерий оценки действующей системы местного само­управления; д) способствуют развитию преемственности в развитии ин­ститутов местного самоуправления.

 

  1. Система местного самоуправления

Система — это целое, составленное из частей; соединение, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с дру­гом, образующих определенную целостность, единство.

Систему местного самоуправления можно определить и классифици­ровать по разным основаниям: по видам деятельности, по формам дея­тельности, по субъектам местного самоуправления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.