КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По формам реализации местного самоуправления
Систему местного самоуправления по его субъектам Систему местного самоуправления по видам деятельности можно определить как сочетание 1)-публичной власти -формы исполнительно-распорядительного управления, 2)-специфического механизма государственного административного управления-формы общественного самоуправления. можно определить как осуществление местного самоуправления - населением, -органами и должностными лицами местного самоуправления, -гражданами, -общественными объединениями. МС осуществляется населением посредством -форм непосредственной демократии (местного референдума, муниципальных выборов, сходов граждан, отзыва выборных лиц, роспуска выборного органа), -форм представительной демократии как посредством деятельности самих органов местного самоуправления, так и участия населения в осуществлении местного самоуправления через депутатов и представительные органы местного самоуправления, -местную администрацию и ее органы, иные органы местного самоуправления. Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами в различных организационных формах. В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. Системе местного самоуправления присуще свойство единства, которое обусловлено и проявляется в том, что: —система основывается на демократических принципах, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций; —единство системы местного самоуправления проявляется и в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления; —все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы является производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности. Между всеми организационными формами местного самоуправления существует тесная организационно-правовая связь.
Власть в самом общем смысле есть способность и возможность социального субъекта осуществлять свою полю, используя различные ресурсы и технологии, включая закон, традиции, авторитет, убеждение, принуждение и др. Власть — понятие не только государственное, публичное. Она проявляется в рамках любого общественного объединения, любого организованного коллектива. Однако ее содержание и характер определяются в зависимости от того, где, от имени кого и в каких целях власть осуществляется. Муниципальная власть принадлежит всему населению (местному сообществу) муниципального образования и осуществляется им в соответствии с действующим законодательством непосредственно или через образуемые им выборные представительные и иные органы местного самоуправления для обеспечения и защиты прав и свобод граждан на подведомственной территории, реализации их коллективных интересов с учетом государственной политики и общегосударственных интересов. Муниципальная власть является составной неотъемлемой частью единой публичной власти, осуществляемой в Российской Федерации се многонациональным пародом. . Публичная власть может быть и муниципальной. Таким образом, в Российской Федерации существует две равноправные разновидности публичной власти - государственная власть и местная (муниципальная) власть. Каждый уровень власти обладает своими специфическими признаками. Органы государственной власти решают вопросы государственного значения; органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Будучи разновидностью публичной власти, муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти. Именно это позволяет рассматривать и муниципальную и государственную власть в качестве разновидностей публичной власти. К таким признакам относится, например, 1-четко выраженный институализированный характер. И государственная и муниципальная власть характеризуются наличием специфического обособленного аппарата, осуществляющего эту власть, -органы государственной власти и органы местного самоуправления соответственно. И государственная и муниципальная власть обладают непрерывностью во времени, универсальностью, всеобщностью. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления основана на Конституции РФ, законах и иных нормативных актах. 2 - Обе ветви власти существуют в рамках определенной территории (территория государства в целом, субъекта РФ, муниципального образования) по отношению ко всем находящимся на ней лицам. Территория является непременным условием организации и функционирования публичной власти, ее физической основой и пределами2. В то же время территория местного сообщества есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства. 3-Муниципальные образования в целом создаются в обязательном порядке, они не факультативны. Такая правовая позиция была выражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области»3, в котором достаточно четко было отмечено, что от права на местное самоуправление нельзя отказаться. 4 -В случае неисполнения решений и органы государственной власти, и органы местного самоуправления имеют возможность использовать средства законодательно институированного насилия - привлекать к соответствующему виду юридической ответственности, применять иные меры государственного принуждения. У органов местного самоуправления, как и органов государственной власти, есть соответствующий комплекс полномочий государственно-властного характера, без которого невозможно управление. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. 5-Только органы государственной власти и органы местного самоуправления обладают правом введения и сбора налогов; самостоятельного формирования бюджета. Необходимо учитывать еще ряд обстоятельств: статус местного самоуправления определяется государством в Конституции РФ и законах, принимаемых органами государственной власти; статус местного самоуправления защищается органами государственной власти; местные дела решаются хотя и самостоятельно, но в русле единой государственной политики. При обосновании негосударственного характера органов местного самоуправления приводятся обычно такие аргументы. В системе органов местного самоуправления 1. отсутствует строгая иерархия и соподчиненность. 2. в отличие от органов государственной власти органы местного самоуправления действуют не от имени государства, а от имени местного сообщества. 3. Содержание муниципальной власти составляет решение вопросов местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»2 осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Содержание государственной власти составляют вопросы государственного значения, которые закреплены в статьях 71-72 Конституции РФ. 4.Материально-финансовую базу деятельности органов местного самоуправления составляет муниципальная собственность и муниципальный бюджет; органов государственной власти - государственная собственность и государственный бюджет. 5. Органы местного самоуправления являются уровнем власти, наиболее приближенным к населению, они обладают более тесной связью с населением, чем федеральные органы. На муниципальном уровне гораздо большее значение имеют формы непосредственного участия населения. У органов местного самоуправления практически отсутствуют политические функции. 6.Кроме того, органы местного самоуправления не обладают правом осуществления собственно законодательной власти. Отсутствие права издания законов по тем или иным вопросам, для данной местности заменяющих законы общие, является достаточно важным критерием, отличающим местное самоуправление1. Безусловно, органы местного самоуправления издают нормативные акты, содержащие правила поведения общего характера. Но они не относятся к законам, по своей природе являются подзаконными актами. 7. Органы местного самоуправления не обладают «компетенцией устанавливать свою компетенцию», т. е. не могут самостоятельно определять круг своих полномочий; в отличие от государства как такового местное сообщество не обладает суверенитетом2. Таким образом, муниципальная власть - это система властеотношений, реализующая функции местного самоуправления, основанная на аппарате принуждения. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной власти (власти над обществом), действует в пределах муниципального образования, реализуется от имени местного сообщества органами местного самоуправления и основана на нормах права. Муниципальная власть может быть определена как форма общественных отношений, в которых согласно нормам местного сообщества деятельность одних субъектов, воздействуя на деятельность других субъектов, изменяет или стабилизирует ее в соответствии со своими целями в рамках общегосударственной политики. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Поэтому необходимо отметить, что, несмотря на двойственную природу муниципальной власти, существующее в настоящее время конституционное разделение государственной власти и местного самоуправления на две самостоятельные властные структуры имеет под собой практическое основание. Органы местного самоуправления - элемент публично-властного механизма общества. Юридическое лишение государственных начал для органов местного самоуправления добавит к их реальной слабости еще и слабость правовую.
Термин «муниципальное право» появился в современной государствоведческой литературе в 1990-х гг., хотя русские ученые-юристы уделяли вопросам муниципального права значительное внимание. Муниципальное право используется в разных смыслах - для обозначения правового образования, науки и учебной дисциплины. Однако каждое из этих понятий имеет свое специфическое содержание, свой предмет. Концепция муниципального права как комплексной отрасли права начала развиваться менее 10 лет назад. Правовой основой этого процесса служит становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Сам факт базирования муниципального права на местном самоуправлении как самостоятельном институте власти дает основания отнести муниципальное право к самостоятельной отрасли права. Муниципальное право - отрасль права, для которой характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей. Оно рождалось на стыке нескольких отраслей: конституционного права, административного права, хозяйственного права, финансового права, земельного права, экологического права. Причем, если в нашей стране становлением муниципального права занимаются в основном государствоведы, то в зарубежных странах этих проблем касались, как правило, административисты. Эти различия обусловливаются пониманием местного самоуправления либо как формы народовластия, разновидности публичной власти, либо как уровня социального управления. Муниципальное право - это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом правового регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Одна правовая отрасль отличается от другой предметом, методом и законодательством. Представители свердловской юридической школы выделяют еще один неотъемлемый признак отрасли - наличие системы (целостности) отрасли. Аналогичную позицию занимает и Ю. А. Тихомиров. По его мнению, «отрасли права отличаются тремя признаками; объектом регулирования, т. е. кругом общественных отношений, методами правового регулирования, кругом источников и структурой нормативного массива». В литературе встречается и иная точка зрения, сторонники которой к отличительным признакам отрасли права относят только предмет и метод. Предмет правового регулирования выполняет роль первичного признака в процессе структуризации системы права. На него объективно сориентировано правовое регулирование. В последнее время в научной литературе уделяется значительное внимание вопросам предмета и методам муниципального права. Более того, появляются исследования, посвященные комплексному анализу отрасли как целостной системы, обладающей своей специфической структурой. В некоторых работах проводится сравнительный анализ муниципального права как системы законодательства, комплексной отрасли права и подотрасли конституционного права. Сейчас можно с уверенностью констатировать, что муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления, хотя основой формирования отрасли является местное самоуправление как неприкосновенный демократический институт, основа конституционного строя, форма организации власти.
В соответствии с принципом народовластия народ является единственным источником власти в Российской Федерации и может осуществлять ее: а) непосредственно, б) через органы государственной власти, в) через органы местного самоуправления. Муниципальное право - отрасль права, которая регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности муниципальных (местных) органов, а также реализации форм непосредственной демократии. Ранее было показано множество подходов к определению термина «местное самоуправление». Каждому пониманию этого термина соответствует собственное определение предмета муниципального права. Так, под предметом муниципального права.понимают общественные отношения в системе местного самоуправления2; общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления3; удовлетворение социально-экономических потребностей населения на местном уровне собственными усилиями'1 общественные отношения, возникающие на местном уровне жизни общества1; отношения, возникающие в процессе реализации права населения на местное самоуправление2; местные самоуправленческие отношения3. Под предметом правового регулирования понимают однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления. Эти отношения можно классифицировать и выделить отношения: 1) возникающие в процессе осуществления принадлежащей народу власти (при использовании форм непосредственной демократии); 2) возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления, связанные с разделением полномочий между 3) возникающие в связи с установлением территориальной основы местного самоуправления; 4) возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местного бюджета, установлению и взиманию местных налогов и сборов, иные отношения, связанные с управленческой и контрольной деятельностью; 5) по поводу обязательств муниципальных органов перед органами государственной власти и обязательств органов государственной власти по отношению к ним; договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов; 6) связанные с реализацией гарантий на осуществление местного самоуправления; 7) вытекающие из ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами; 8) связанные с осуществлением полномочий по управлению муниципальным хозяйством, социально-культурной сферой, обеспечению законности и правопорядка.
Каждая профилирующая отрасль права имеет свои методы правового регулирования. Муниципальное право, будучи комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в разных отраслях. Поэтому правовое регулирование в ней основано на сочетании частноправового (диспозитивного) и публично-правового (императивного) методов. В целом, для местного самоуправления как публично-правового института характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами. Методы правового регулирования во многом ориентированы на способы правового регулирования. В теории государства и права выделяются три способа правового регулирования 1: дозволение - предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или иных действий; запрещение - возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий; обязывание (предписание) - возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных активных действий. Таким образом, главными признаками метода правового регулирования можно назвать: каково устанавливаемое юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений; как защищаются права и обязанности субъектов правоотношений. Для юридического режима муниципального права как комплексной отрасли характерно ориентирование на дозволение и обязывание. Иными словами, муниципальное право отличается от других отраслей права сочетанием императивного и диспозитивного методов регулирования отношений. Его специфика как раз и состоит в комбинации различных способов правового регулирования, свойственных другим отраслям права, применительно к разным объектам муниципальной действительности.
Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, т. е. совокупность правовых институтов, объединяющих нормы, регулирующих однородные правоотношения. В. И. Фадеев определяет систему муниципального права как «объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений». Традиционное представление о системе отрасли права предполагает выделение общей и особенной части. По этому пути идет большинство ученых, специалистов в области муниципального права. В отношении муниципального права в 1999 г. была высказана и обоснована возможность выделения общей, особенной и специальной части1. Рассмотрим это подробнее. Специфика правовых институтов, их значение дает основание для отнесения их к общей или особенной части. В качестве основных критериев предлагаются следующие. «Общая часть объединяет совокупность предписаний, распространяющих свое действие на все муниципальное образование. Ее составляют нормы, закрепляющие территориальные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципальных образований с другими субъектами права, а также нормы-принципы, нормы-дефиниции... Особенная часть муниципального права включает нормативные предписания о компетенции органов местного самоуправления, должностных лиц муниципального уровня, о процедурах их деятельности, о статусе и порядке деятельности иных субъектов местного самоуправления»2. Этот подход в целом соответствует традициям государствоведов. Думается, уместно предложить другой подход, в качестве основы взяв традиции административного права. В этом случае к особенной части можно отнести нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка3. Тогда система муниципального права будет представлена следующим образом: общая часть (правовые, территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления, ответственность местного самоуправления, гарантии местного самоуправления) и особенная часть (нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка). Можно констатировать, что оба этих подхода получили свое выражение в федеральных законах. Первому подходу соответствует структура Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», второму подходу соответствует структура закона РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации с учетом национальных, региональных, исторических, культурных и иных особенностей. Наибольшее влияние на формирование местного самоуправления имеют региональные особенности. Очевидно, что при одинаковой концепции местного самоуправления в пределах России в разных регионах есть своя специфика. Поэтому, считает автор, целесообразно выделение специальной части, в которую включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправления на определенных территориях. В этом случае под определенными территориями можно понимать: 1) территории с особым правовым статусом (наукограды, закрытые административно-территориальные образования, территории проживания коренных малочисленных народов, приграничные территории и некоторые другие); 2) территории отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий); 3) территории других государств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления. Кстати, Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» содержит определенные предпосылки для такого подхода. В частности, в нем выделена отдельная глава «Особенности организации местного самоуправления», в которой рассматриваются особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге (ст. 79); в закрытых административно-территориальных образованиях (ст. 80); в наукоградах (ст. 81); на приграничных территориях (ст. 82). Таким образом, муниципальное право как отрасль права состоит из общей, особенной и специальной частей. К общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие муниципально-правовые институты. Правовые основы местного самоуправления. Правовые основы раскрываются, как правило, в зависимости от субъектов, устанавливающих нормы муниципального права. Выделяются акты федерального, регионального и местного уровня. Причем при характеристике актов муниципального уровня обязательно называются в качестве основных уставы муниципального образования. Территориальные основы местного самоуправления. При характеристике территориальных основ местного самоуправления следует отдельно рассматривать вопросы административного устройства субъектов Российской Федерации и вопросы формирования, реорганизации и ликвидации муниципальных образований, поскольку процедуры очень отличаются. В последнем случае требуется обязательный учет мнения населения. Организационные основы местного самоуправления представляют совокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы. Финансово-экономические основы местного самоуправления. При характеристике финансово-экономических основ местного самоуправления всеми авторами называются такие правовые институты, как институт муниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна; особое место занимают местные налоги и сборы, внебюджетные фонды. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц. При характеристике ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц следует различать ответственность органов местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами, государством. Ответственность должностных лиц проявляется в возможности их привлечения к разным видам юридической ответственности. Наиболее слабо проработанным представляется вопрос об ответственности перед населением. Этот вид ответственности реализуется через механизм досрочного прекращения полномочий в случае утраты доверия со стороны населения. Здесь же следует рассматривать и институт отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления. Гарантии местного самоуправления - это совокупность приемов, средств или способов реализации права на местное самоуправление. В. И. Фадеев предлагает выделять кроме собственно юридических гарантий и такие гарантии, как социальные, экономические, политические и др. Особое место занимает реализация права на судебную защиту, в том числе в Конституционном Суде РФ. К особенной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. Следует обратить внимание, что на местном уровне могут решаться собственно вопросы местного значения и вопросы государственного значения, переданные или делегированные органам местного самоуправления. Это обстоятельство позволяет ряду авторов выделять два правовых института - «полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного самоуправления» и «государственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам местного самоуправления»1. Думается, такой подход достаточно оправдан, поскольку в каждом случае есть ряд существенных особенностей (передача финансовых средств, формы и способы наделения, объемы наделения, подконтрольность и т. п.). В рамках особенной части следует выделять такие муниципально-правовые институты, как полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; полномочия по обеспечению законности и правопорядка. Как уже говорилось ранее, к специальной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности организации местного самоуправления в отдельных регионах, на определенных территориях.
Муниципально-правовые отношения - отношения, урегулированные нормами муниципального права и возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в границах муниципального образования, при реализации населением права па местное самоуправление. Муниципально-правовые отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон. Эти отношения носят организационный характер, т. е. способствуют организации процессов. Муниципально-правовые отношения связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т. е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципала но-правовых отношений всегда выступает население муниципального образования или орган местного самоуправления. Причем одна из сторон муниципально-правовых отношений выступает от имени населения муниципального образования. Споры, возникающие в рамках муниципально-правовых отношений, могут разрешаться как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке. Основным элементом муниципально-правовых отношений являются субъекты правоотношений. В качестве субъектов муниципально-правовых отношений могут выступать: Муниципальное образование. Например, в соответствии со статьей 126 Гражданского кодекса РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Граждане Российской Федерации. На основании части 2 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Население. В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью Следует отметить, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность предоставления права на осуществление местного самоуправления негражданам Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 3 названного Закона иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Иногда в региональных и местных нормативных актах происходит смешение понятий и выделяются такие субъекты муниципально-правовых отношений, как местное сообщество, местные жители, местные граждане. Термин «местное сообщество» был использован в проекте федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подготовленном Правительством РФ1. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Республики Бурятия от 5 сентября 1995 г. № 176-1 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия»2 (в ред. от 6 июля 2001 г.) местное сообщество - это население, проживающее в муниципальном образовании, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения. Группы граждан. В соответствии с действующим законодательством выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности могут группы граждан, зарегистрированные в соответствующей избирательной комиссии, Кроме того, группы граждан могут направлять коллективные обращения в органы местного самоуправления, выступать с инициативой о проведении местного референдума, опроса жителей, иным образом участвовать в осуществлении местного самоуправления. Органы местного самоуправления. На основании статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Следует различать выборные и невыборные органы местного самоуправления. Как правило, на местном уровне уставами муниципальных образований предусматриваются такие органы местного самоуправления, как глава муниципального образования, представительный орган и исполнительный орган местного самоуправления. Ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований, органов местного самоуправления. В статье 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством органы территориального общественного самоуправления создаются на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Органы государственной власти. Так, в соответствии со статьей 133 Конституции РФ местному самоуправлению гарантируется возмещение дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении каких-либо мероприятий. Органы государственной власти оказывают поддержку местному самоуправлению, содействие его становлению и развитию. Общественные объединения, некоммерческие организации. Общественные объединения могут участвовать в муниципальных выборах, выдвигать своих кандидатов на выборные муниципальные должности в соответствии с избирательным законодательством. В некоторых муниципальных образованиях общественные объединения обладают правом нормотворческой инициативы. Государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации. Так, органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные унитарные предприятия и учреждения. В статье 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется право органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений, участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Муниципальное право - комплексная отрасль права, поэтому нормы муниципального права одновременно являются и нормами других отраслей. В зарубежных странах муниципальное право чаще всего «вырастает» из административного, у нас же теоретической разработкой вопросов местного самоуправления традиционно занимаются государствоведы. Но в содержание муниципального права входят нормы гражданского, бюджетного и земельного права, а также ряда других отраслей. Комплексный характер муниципального права предопределяет тесную взаимосвязь и даже совпадение источников муниципального права с источниками многих отраслей как публичного, так и частного права. Нормы муниципального права представляют совокупность норм, исходящих от местного сообщества, органов местного самоуправления или их должностных лиц, и норм, принимаемых органами государственной власти или их должностными лицами. Муниципалъно-правовые нормы - это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства. Немаловажным вопросом является определение источников муниципального права. В юридическом смысле источник - это форма выражения норм права, наделяющая их обязательной силой. Все источники муниципального права можно разбить на две большие группы: нормативно-правовые акты и муниципально-правовые договоры. По мнению некоторых ученых, к источникам муниципального права можно относить и муниципальные обычаи, и судебные (административные) прецеденты1. С учетом особенностей российской правовой системы данная точка зрения представляется весьма спорной. Муниципалъно-правовые договоры - это двусторонние (и более) соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления, наделением органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями. Муниципально-правовые договоры (соглашения) могут заключаться между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и другими субъектами права. Но важно правильно выделять содержание договора, т. е. круг регулируемых отношений. Нормативно-правовые акты - это односторонние, властные, волевые действия непосредственно населения, органа власти или его должностного лица, связанные с исполнением закона и направленные на возникновение, изменение или прекращение правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Нормативно-правовые акты можно классифицировать следующим образом. По охвату регулируемых отношений - систематизированные акты (например, законы о местном самоуправлении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и отраслевые или тематические акты, посвященные отдельным аспектам организации местного самоуправления (например, законы о выборах в органы местного самоуправления, о муниципальной службе и т.д.). По юридической природе - законодательные акты и подзаконные акты. По кругу субъектов, принимающих нормативные акты, - акты органов государственной власти, - акты органов местного самоуправления, акты, принимаемые непосредственно населением на референдуме, собрании или сходе. Россия является федеративным государством. Это, в частности, означает, что и Российская Федерация в целом, и субъекты Российской Федерации обладают правом принятия нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Предметы ведения каждого территориального уровня закреплены в статьях 71-73 Конституции РФ. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и наделяются своей компетенцией. Таким образом, три территориальных уровня (Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования) могут принимать нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления. Для характеристики пределов самостоятельности каждого территориального уровня федеральный законодатель ввел два термина - «вопросы государственного значения» и «вопросы местного значения». По общему правилу вопросы государственного значения разрешаются органами государственной власти; вопросы местного значения - органами местного самоуправления. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в главах, посвященных правовым основам местного самоуправления и муниципально-правовым актам.
Муниципальное право как научная дисциплина является составной частью юридической науки. Муниципальное право - это новая отрасль научных знаний, которая основывается на принципиально иных взглядах и идеях об организации власти на местах. Предметом изучения научной дисциплины муниципального права является раскрытие сущности местного самоуправления, эволюция становления и развития местного самоуправления, организация и функционирование местного самоуправления как формы народовластия на современном этапе, проблемы правового регулирования местного самоуправления. Научная дисциплина муниципального права - это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования1. Теоретическую базу муниципального права составляют общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются также фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. К ним относятся работы В. Н. Лешкова «Опыт теории земства и его земских учреждений по Положению 1864 г. января первого» (1865), «О праве самостоятельности как основе для самоуправления»(1871); князя А. И. Васильчикова «О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений» (1869-1871, т. 1-3); а также труды В. П. Безобразова, Б. Б. Веселовского, А. Д. Градовского, Н. И. Лазаревского и др. Фундаментальными работами в области муниципального хозяйства являлись труды Л.А.Велихова «Опыт муниципальной программы» (1928) и «Основы городского хозяйства» (1928). Особую группу составляют работы русских и зарубежных государствоведов, философов и политологов XIX и начала XX в., исследовавших политико-правовую природу местного самоуправления; следует особенно выделить труды Н. Н. Алексеева, П. Ашлей, А. Васильчикова, Л. А. Велихова, Р. Гнейста, А. Д. Градовского, Г. Еллинека, Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, О. Лабанда, Э. Мейера, Р. Моля, И. Редлиха, Б. Э. Нольде, М. И. Свешникова, А. Токвиля, Б. Н. Чичерина, Л. Штейна. Негативная оценка правового положения и роли местных Советов не означает, что накопленный опыт, практика их функционирования, наработанный научный потенциал, связанный с ее изучением и обобщением, должны быть безоговорочно откинуты. Исследования советских специалистов, в частности, работы С. А. Авакьяна, Г. В. Барабашева, А. А. Безуглова, О. Е. Кутафина, В. М. Манохина, В. А. Пертцика, К. Ф. Шеремета и других ученых задали направление научным изысканиям в сфере местного самоуправления, хотя, конечно, сам научный инструментарий этих исследований в значительной мере устарел. За последние 10 лет появилось огромное количество современных публикаций по вопросам местного самоуправления; защищаются кандидатские и докторские диссертации; издаются монографии и учебники; проводятся различные исследования. Более подробно с работами современных специалистов можно познакомиться с помощью библиографического списка, подготовленного С. А. Авакьяном. Таким образом, научная дисциплина муниципального права, критически оценивая накопленный опыт научных исследований местных органов власти, не отбрасывает его, как некогда был, по существу, отброшен опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения.. Ведь «наука как приведенное в систему достоверное, логически обоснованное знание имеет историческую преемственность одним из существенных признаков своего развития». Кроме научных трудов специалистов в области местного самоуправления, муниципального права к источникам науки муниципального права относятся правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы, и практика осуществления местного самоуправления в России и зарубежных странах как на современном этапе, так и в прошлом. Наука муниципального права опирается как на общенаучные методы познания (диалектико-материалистический, системный, социологический), так и специальные (сравнительного правоведения, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический, метод перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному). Общенаучные методы используются, например, при рассмотрении и анализе понятия местного самоуправления, его политико-правовой природы, раскрытии сущности местного самоуправления. Анализ системы местного самоуправления, раскрытие элементов и установление взаимосвязей проводится с помощью специальных методов, в первую очередь метода сравнительного правоведения, нормативно-логического. Взаимоотношения между органами местного самоуправления определяются при помощи анализа правовых актов, закрепляющих их правовой статус, практики функционирования. Анализ нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований позволяет выявить некоторые тенденции, сделать обобщения; в основе этих исследований лежат методы перехода от частного к общему.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |