Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность экономики. Три основополагающих вопроса экономики





Тема 1. Предмет и методы экономики

ВВЕДЕНИЕ

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Курс лекций

 

Минск, 2011

Устойчивое развитие субъектов разных форм собственности и хозяйствования, отраслей, регионов и государства в целом определяется сложной разноуровневой системой факторов: природно-климатических, организационно-экономических, технико-технологических, инновационно-инвести-ционных, правовых, социальных и других. Перечисленные факторы могут быть задействованы с целью рационального использования имеющегося на предприятиях ресурсного потенциала и повышения эффективности действующего и вновь создаваемого производства.

Любой специалист, в достаточном объеме владеющий экономическими знаниями, всегда может принимать эффективные управленческие решения в любых сферах производственной деятельности.

Предлагаемый курс лекций по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» предназначен для студентов экономических и неэкономических специальностей, дальнейшая работа которых будет связана главным образом с промышленным комплексом. Его могут использовать практические работники, преподаватели, аспиранты, магистранты и другие специалисты, желающие расширить свои знания по вопросам прикладной экономики.

1. Сущность экономики. Три основополагающих вопроса экономики.

2. Хозяйственный (экономический) механизм. Его формы и методы.

3. Рыночная экономика. Сущность, классификация рынков.

4. Основные законы рыночной экономики.

 

 

Применительно к конкретному субъекту хозяйствования персонал должен знать, какими ресурсами он располагает для осуществления конкретного производства, как грамотно используются данные ресурсы, и видеть приоритеты их рационального использования с целью получения конкурентоспособной продукции, работ, услуг.

Экономика в общем понимании означает ведение производства. Экономика – это наука, изучающая и определяющая наиболее эффективные пути использования производительных сил (труда, земли, капитала) на различных уровня управления производством (субъект хозяйствования, отрасль, регион, государство). При этом ставится цель получить максимум финансовых средств, которые в последствии могут быть направлены на осуществление воспроизводственного процесса главным образом на расширенной основе.



Для достижения цели специалистам необходимо решать следующие основные задачи:

1) уяснить сущность и структуру ресурсного потенциала (отрасли, предприятия) и направления их рационального использования;

2) знать сущность и структуру основных и оборотных средств, пути их рационального формирования и использования;

3) овладеть методикой формирования издержек на различных стадиях производства продукции и ее реализации;

4) знать сущность и структуру экономического механизма хозяйствования;

5) знать сущность планов, планирования, методы и принципы;

6) знать и эффективно применять с учетом складывающейся экономической ситуации систему ценообразования на продукцию, работы, услуги;

7) применять рациональные формы мотивации труда персонала, направленные на производство конкурентоспособной продукции, работ, услуг;

8) овладеть основами финансово-кредитных отношений в соответствующей отрасли;

9) умело использовать преимущества кооперативных форм организации производства и труда;

10) овладеть основами эффективного управления предприятиями в условиях рыночной экономики.

Предмет экономики как науки – изучение экономических отношений на стадиях производства, переработки и реализации продукции.

К основным проявлениям экономических отношений можно отнести следующие:

1) изучение цены на труд, землю, капитал, и как это используется для размещения производительных сил по территории регионов и государства;

2) исследование финансовых рынков и анализ распределения капитала в экономике (по субъектам хозяйствования, отраслям, регионам);

3) анализ влияния государственного регулирования экономики на эффективное состояние рынков (местном, региональном, государственном, межгосударственном);

4) исследование влияния государственных расходов, налогов, бюджета на эффективность экономики государства;

5) изучение влияния изменения объемов производства конкурентоспособной продукции на благосостояние населения и государства;

6) изучение межгосударственных экономических отношений и их влияние на состояние экономики отраслей и государства;

7) исследование динамики экономического роста и спада, определение приоритетных направлений развития экономики;

8) выработка эффективного экономического механизма (механизмов) для рационального управления предприятиями, отраслями, регионами и государством.

Можно привести и целый ряд других направлений, эффективное развитие которых невозможно осуществить без знаний проявления экономических законов и последствий принимаемых экономических решений на всех иерархических уровнях.

Вот почему не только экономисту, но и всем специалистам народного хозяйства и всему населению, необходимо знать, постоянно расширять и грамотно использовать экономические познания в своей повседневной жизни и работе.

Следует учитывать, что на протяжении всей человеческой истории, при любой общественно-экономической формации, в любом государстве экономика решала, решает, будет решать и отвечать на три основополагающих вопроса, три проблемы экономики: «Что производить? Как производить? Для кого производить?».

Первая составляющая – что производить – означает, какая продукция, товары, работы, услуги востребованы населением и другими потребителями в данное время и в данном месте.

Вторая составляющая – как производить – означает, какую технику, машины, оборудование, технологии следует иметь и применять с целью производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках товаров, работ, услуг. Данная составляющая одновременно определяет и направления научно-технического (инновационного) развития.

Третья составляющая – для кого производить – означает максимально полное удовлетворение потребителей (всех слоев населения: детей, молодежи, людей среднего возраста, пенсионеров и др.) широким ассортиментом доступной по цене, потребительским свойствам и экологичности товаров, работ, услуг.



 





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Сущность финансовой политики
  2. III. Расширение экономических связей со всеми странами мира, получение валютных кредитов для развития собственной экономики.
  3. J. ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
  4. N Наиболее важной реакцией микросомального окисления является гидроксилирование, сущность которого заключается во внедрении атома активированного кислорода в окисляемое вещество
  5. Альтернативные взгляды на сущность и функции денег. Закон денежного обращения.
  6. Антимонопольное регулирование экономики.
  7. Банковский кредит, сущность, виды.
  8. Без восстановления нравственных основ общества невозможно создать платформу для перестройки экономики.
  9. Безналичные расчеты в финансовом (банковском) секторе экономики.
  10. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
  11. Билет 3 1. Сущность социальной педагогики как специфического знания.
  12. Биосоциальная сущность человека

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.