Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные законы рыночной экономики




Рыночная экономика. Сущность, классификация рынков

Эффективноработать в рыночной экономике возможно лишь при глубоком знании и понимании сущности рыночной экономики, структуры рынков, основных законов рынка.

Рынок – это саморегулируемая система экономических отношений, базирующаяся на максимальной экономической свободе производства, обмена и потребления материальных благ. В широком понимании эффективный рынок – это, прежде всего, активизация и постоянное совершенствование производимых товаров, работ, услуг для максимального удовлетворения потребителей.

Многообразие рыночных отношений – сложная структура производителей и потребителей продукции, постоянные преобразования в производстве, реализации товаров, работ, услуг, взаимосвязь спроса и предложения определяют потребность классификации рынков. Рассмотрение их в определенной последовательности формирует систему рынков, базирующихся на определенной деятельности их участников. В практике различают: производственные, непроизводственные, финансовые и интеллектуальные рынки. Производственный рынок – это часть рынка, обслуживающая совокупность отраслей материального производства и интересы общества, удовлетворяя потребность в средствах производства и предметах потребления. В свою очередь производственный рынок подразделяется на рынок средств производства и потребительский рынок.

Рынок средств производства – это сфера товарного обращения, отражающая экономические отношения между товаропроизводителями и потребителями, продавцами и покупателями, направленные на осуществление купли-продажи материальных ресурсов основного производства: сырья, материалов, топлива, оборудования, машин, техники и т.д.

Потребительский рынок – это рынок товарного обращения, где осуществляется купля-продажа предметов потребления для личных и коллективных нужд.

Рынок рабочей силы – это сфера купли-продажи на основе отношений между покупателем рабочей силы (работодателем) и продавцом способностей к разнообразным видам труда, которыми обладает человек.

Финансовый рынок – это система операций по ссудам и займам, купля-продажа иностранной валюты, обмен ценных бумаг, процентных бумаг и др. операций. Финансовый рынок подразделяется на рынок капитала, рынок ценных бумаг, валютный и ссудный рынок.

Рынок капитала отражает формирование финансовых ресурсов для инвестиционной деятельности в отраслях народнохозяйственного комплекса.

Рынок ценных бумаг удовлетворяет спрос на банковские ссуды для финансирования инвестиций товаропроизводителей, у которых возник дефицит доходной части бюджета.

Интеллектуальный рынок включает научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технические, технологические и др. разработки, новые идеи и т.д.

По территориально-географическому признаку различают внутренний и внешний рынки.

Внутренний рынок делится на местный, региональный, национальный.

Внешний – на приграничный и мировой.

Разделение товарного обращения на рынок продавцов и покупателей определяется сложившейся экономической ситуацией на данном рынке.

Рынок покупателя отражает ситуацию, когда предложение опережает спрос, т.е. на рынке наблюдается избыток товаров, работ, услуг, что вынуждает товаропроизводителей корректировать цены в интересах покупателя.

Рынок продавца отражает ситуацию, когда спрос опережает предложение, т.е. наблюдается дефицит товаров. В этом случае цены корректируются в интересах продавца.

Кроме этого имеет место рынок промежуточных продавцов (посредников).

Товаропроизводители часто прибегают к услугам посредников или посреднических организаций, которые специализируются на реализации определенных видов продукции на различных рынках. Они, как правило, владеют каналами сбыта и влияют на объемы реализации, цены, конкурентоспособность товаров, работ, услуг и, как результат, на экономическое положение товаропроизводителей.

 

Эффективное функционирование любой экономической системы определяется рядом основополагающих законов, которые формируются независимо и самопроизвольно на определенных укладах социально-экономического развития, видоизменяются независимо от желания и стремления отдельных людей во взаимосвязи с организацией, прогрессом общества и социально-экономическими отношениями.

Они выражают типичные устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости, характерные признаки общественно-экономической организации. Знание и соблюдение объективных экономических законов рыночной экономики позволяет прогнозировать ожидаемые результаты производства и возможные изменения в зависимости от складывающейся экономической ситуации на внутреннем и внешнем рынках.

К числу основополагающих законов относят:

1. Закон стоимости – всеобщий закон, означающий, что все в экономике отраслей и предприятий, организации производства и управлении трудовыми процессами имеет свою экономическую оценку и стоимость. Закон стоимости – это основа основ экономики. Без его учета невозможно организовать эффективное производство. Ничего не может быть вне стоимости. Даже кажущиеся малозначимые факторы, которыми часто пренебрегают в жизни и на производстве имеют свою стоимость (случайные простои, затянутые процессы труда во времени, нарушение сроков изготовления продукции, нерациональное использование ресурсов и др.), поскольку в их образование вложены энергия, труд, капитал и др. ресурсы.

2. Закон спроса определяет смысл любого производства. Без его учета любое производство оказывается не только бессмысленным, но и несостоятельным.

3. Закон предложения предполагает прямую связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. Чем выше цена предложения, тем ниже объемы потребления и наоборот.

4. Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что начиная с определенного периода производство дополнительных единиц продукции приносит как производителю, так и потребителю постоянно уменьшающееся удовлетворение.

5. Закон определяющего влияния минимального ресурса состоит в том, что ресурс, несоответствующий нормативному размеру для производства конкретного вида продукции, оказывает наибольшее негативное влияние на результаты производства.

Требуется знание и учет общих экономических законов, таких как закон экономии времени, закон опережающего темпа роста производительности труда над темпом роста заработной платы и др.

В заключение следует отметить, что эффективная работа персонала любого субъекта хозяйствования по производству конкурентоспособной продукции определяет объективную потребность приобретения будущими специалистами глубоких знаний о сущности экономики, решаемых ею задач учета объективных законов рыночной экономики.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 9285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.