Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие отечественных систем самозащиты (самбо)





Наибольшее развитие в русской армии рукопашный бой получил во времена А.Суворова. Прославленный русский полководец большое внимание уделял физической подготовке воинов, особенно развитию таких специальных качеств, как выносливость и ловкость в преодолении естественных преград и искусственных препятствий, умение вести ближний штыковой бой. Все это вместе с боевым духом русских солдат предопределило победу во многих славных баталиях.

В дальнейшем в русской армии произошел спад развития отечественного рукопашного боя. Насаждалась муштра, приоритет отдавался западным образцам подготовки армий, причем в основе подготовки лежали строевая выучка, внешняя атрибутика. Все это привело в конечном результате к падению боевой выучки царской армии. Жестокое поражение в войне с Японией в 1905 году обнажило проблему подготовки армии, в том числе боевой и физической. Передовая, патриотически настроенная часть офицерского корпуса армии понимала необходимость целенаправленности работы в этом направлении. Однако систематизированной отечественной подготовки армии к ведению ближнего рукопашного боя в России в то время не было.

Кулачные и палочные бои, которыми испокон веков славилась Россия , составляли для русской молодежи развлечения и были народными. Государственная власть не прилагала усилий для изучения, систематизации и развития отечественной системы самозащиты как вида единоборства. Таким образом, ни в армии, ни в гражданском обществе не было целостной системы защиты и нападения. Энтузиасты из числа офицеров и гражданских лиц, интересовавшихся боевым искусством, пользовались иностранными учебно-методическими пособиями по саватэ, джиу-джитсу и другим системам защиты и нападения, перевод определенной части которого был сомнительного качества. Попытки создания отечественной системы ведения рукопашного боя были, но законченной формы и всеобщего признания они не получили.

И только с 1917 года стала вестись работа над созданием отечественной системы защиты и нападения.

Интервенция, гражданская война, рост числа профессиональных преступников заставил руководство молодой республики задуматься о защите нового государственного строя. Для того чтобы защищать - надо готовиться.



Подготовка заключалась в обучении армии и специальных органов, обеспечивающих порядок, приемам и методам борьбы с внешним и внутренним врагом, в том числе действиям и способам ведения рукопашного боя. В смертельных поединках нужно было владеть простыми, но безотказными приемами и способами защиты, нападения, обезоруживания, задержания.

И эти тактико-технические действия рукопашного боя были разработаны усилиями большой группы специалистов, таких, как В.А.Сидоров, В.С.Ощепков, которые разными путями пришли к осознанию необходимости создания отечественной системы защиты и нападения и приступили к этой работе.

В июле 1918 г. для подготовки специалистов открываются краткосрочные курсы инструкторов спорта, впоследствии преобразованные в военные школы физического воспитания по программе которой курсанты изучали дисциплину "Защита и нападение без оружия".

Одним из преподавателей ее был В.А.Спиридонов.

Обучению приемам борьбы, бокса, джиу-джитсу большое внимание уделялось на московских курсах инструкторов спорта и допризывной молодежи. Обучение проводилось с целью повышения готовности к ведению ближнего рукопашного боя.

В 1922 г. Ф.Э.Дзержинский поставил перед чекистами задачу постоянно совершенствовать свое стрелковое мастерство и физическую подготовку, что должно обеспечить успех не только проводимых операций, но и в определенной мере гарантировать сохранение здоровья и жизни сотрудников в опасных ситуациях. Созданное в 1923 году спортивное общество "Динамо", объединив в своих рядах чекистов, пограничников и работников милиции, приняло на себя основную работу по выполнению этих задач.

В отличии от воинов Красной Армии, задачей сотрудников ВЧК было не уничтожение, а задержание противника и его обезоруживание. Перед специалистами общества "Динамо" стояла задача выделить из общего числа приемов и способов ведения общевойскового рукопашного боя, специальные, отвечающие этим требованиям приемы, усовершенствовать их и поставить на вооружение чекистов.

В 1928 году вышла первая книга по самозащите без оружия, автором которой был инструктор общества «Динамо» В.А. Спиридонов.

В этом пособии был обобщен опыт подготовки работников ОВД для действий в ситуациях нападения преступников и применение приемов без оружия с целью их задержания.

Автором изучались конкретные ситуации нападений преступников: захваты за различные части тела и одежды; угроза преступниками различными видами холодного и огнестрельного оружия. Им разработаны и предлагаются конкретные способы защиты и задержания преступников при помощи освобождения от захватов, защиты от ударов, броски и болевые приемы. Кроме этого в пособии излагается система тренировки, включающая общеразвивающие и специальные упражнения.

Профессионально - прикладная физическая подготовка сотрудников в тот период строилась на основе анализа зарубежных систем защиты и нападения.

Первым наставлением по физической подготовке, разработанным Всеобучем в 1923 году, были раскрыты приемы владения холодным оружием, способы защиты и нападения без него. Однако приемы джиу-джитсу, описанные в этом руководстве не представляли практического интереса и поэтому не получили широкого распространения. Но они сыграли положительную роль в определении содержания методики рукопашного боя. Большой вклад в создание и развитие самозащиты без оружия, как специального раздела рукопашного боя, внесли В.С.Ощепков и Н.Н.Ознобишин.

В.С.Ощепков - первый из русских специалистов по дзюдо, окончивших Лионскую школу кадо-кан дзюдо и имевший "черный пояс". В борьбу дзюдо в то время включались единоборства, в которых применялись удары рукой по чувствительным к боли частям тела противника, обезоруживание противника с помощью ударов кулаками и ладонью в сочетании с ударами ногой, борьба на поясах. Говоря современным языком, дзюдо того времени включало в себя ударно-бросковую технику.



Именно такое дзюдо В.С.Ощепков стал преподавать в городах Владивостоке, Новосибирске, а затем и в Москве для армейских инструкторов (ЦДКА) и сотрудников милиции.

Созданием новой системы самозащиты занимался известный русский борец Н.Н.Ознобишин. Находясь за границей, он выполнил огромную научно-методическую работу. Он изучил английский и французский бокс, системы самозащиты лондонской, парижской и берлинской полиции, американской тренировочной полицейской школы, средневековой системой защиты. Все это позволило создать ему свою систему самозащиты и изложить ее в книге "Искусство рукопашного боя". В основу самозащиты были включены приемы: из русской народной борьбы (броски, удержания, страховка); грузинской борьбы (подножки, броски через бедро с захватом одежды на груди противника); азербайджанской, татарской, туркменской и монгольской борьбы (захваты ног); среднеазиатские и алтайские виды борьбы (болевые приемы).

Развитие соревнований по боевым видам искусств с целью понижения травматизма всегда идет по трем путям. Первый путь - введение более жестких правил, полностью ограничивающих применение опасных болевых и удушающих приемов (ударов, опасных бросков, оружия и т.д.). Второй путь - введение правил, по которым не опасные технические действия разрешены, а опасные только демонстрируются (удары - обозначаются, броски - с обязательной страховкой, болевые, удушающие приемы - до стадии проявления легкой боли, удушья и т.д.). Третий путь - совершенствование защитных приспособлений, снижающих болевые ощущения, либо исключающие их, в то же время, в минимальной степени ограничивающих технические средства достижения победы. Наиболее приемлем в боевой выучке сотрудников правоохранительных органов третий путь. Но идти по этому пути необходимо, ибо это единственный путь совершенствования боевой и морально-психологической подготовки лиц, выполняющих специфические функции государственной и общественной безопасности. Первый путь - введение жестких правил и ограничений - наиболее простой, массовый путь. Именно по этому пути пошло развитие самозащиты после 1929 года.

Руководство общества "Динамо" и В.А.Спиридонов считали, что система самозащиты без оружия предназначена только для сотрудников правоохранительных органов. В 1929 году ЦК ВКП(б) принял постановление "О физкультурном движении". В соответствии с новыми требованиями НКВД и "Динамо" осуществлялась разработка педагогических принципов и методических положений системы самозащиты, как профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников. Таким образом из чисто профессиональной подготовки, самозащита перешла к прикладному, постепенно переходя на позиции физической и более того спортивной подготовленности сотрудников.

Официальный переход отечественной системы самозащиты на рельсы военно-прикладной физической культуры произошел с выходом приказа Всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта СНК СССР N 633 от 16.11.1938 г., в котором указывалось: "Принимая во внимание оборонное значение борьбы вольного стиля, включить в комплекс норм ГТО 2-й ступени как одну из зачетных норм для мужчин спортивную борьбу, для женщин - комплекс самозащиты на основе борьбы вольного стиля."

Эта дата является официальным днем рождения борьбы самбо, как спортивного раздела самозащиты без оружия, хотя до 1974 года она носила название "борьба вольного стиля".

В марте 1974 года в г.Ленинграде состоялся сбор специалистов по борьбе вольного стиля под руководством А.А.Харлампиева. По окончании сбора было принято решение о переименовании вольной борьбы в борьбу "самбо". Таким образом, в теории и практике отечественной системы самозащиты произошло, с одной стороны, слияние терминов вида профессиональной подготовки с видом спортивной борьбы, с другой стороны - от вида профессиональной подготовки отпочковался дочерний отросток, спортивный вид единоборства - борьба "самбо". Если самозащита без оружия оставалась видом профессиональной физической подготовки в органах ФСБ, МВД и Вооруженных Силах, то спортивная борьба самбо получила признание широких слоев населения нашей страны, а впоследствии и за рубежом.

Таким образом во многих теоретических пособиях основы самозащиты без оружия стали называть приемами спортивной борьбы самбо. В так называемом боевом разделе самбо ведущие место занимала борцовская техника, эта техника полностью копировалась из учебно-методических пособий по спортивной борьбе самбо без учета тактических и психологических особенностей их применения в различных условиях рукопашного поединка. Большое внимание уделялось болевым приемам и удержаниям. Причем техника и тактика выполнения болевых приемов лежа описывалась на более высоком уровне, чем болевые приемы в стойке. Это опять же вызвано бурным развитием спортивной борьбы самбо, постепенным угасанием самозащиты без оружия как таковой. Наибольший урон в технике и тактике самозащиты без оружия понесли, конечно, ударная техника и тактика защиты от них. Сама техника ударов руками, ногами, головой, оружием и т.д. практически не описывалась, назывались только некоторые уязвимые места на теле человека и ударная часть рук и ног. Так как методики изучения ударов и защиты от них взаимосвязаны, то и защита сводилась в основном к подставкам и отбивам, реже в пособиях упоминались уклоны и нырки, защита передвижением изучалась лишь в контексте с подставками и отбивами. Все описанное выше привело к тому, что эффективность применения приемов самозащиты в реальных условиях рукопашного поединка с противником снизилась.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.