Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государственного правления: рабовладельческий, феодальный, буржуазный строй




Монархия (гр. Monarchiu – единовластие) – форма правления, где высшая государствен­ная власть принадлежит единоличному главе государст­ва – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), ко­торый занимает престол по наследству и не несет от­ветственности перед населением.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формирова­нии.

Форма правления

 

Данная категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах вза­имодействуют форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем форми­руются, например, высшие органы государства при наслед­ственной монархии.

 

Существуют две основные формы правления – монар­хия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компе­тенции.

 

Монархии бывают двух видов: абсолютные (неограниченные) и ограниченные.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха не ограничена конституцией.

Признаки:

верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю (королю или шейху): он издает законы; назначает чиновников без всякого участия народа в законодательстве и контроле за управлением;

– монарх руководит органами исполнительной власти;

– контролирует правосудие;

– отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства.

При неограниченной (абсолютной) воля монарха – ис­точник права и закон; по Воинскому уставу Петра I госу­дарь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Абсолют­ная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного пре­одоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее вре­мя к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока –Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты.

 

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами. К ог­раниченным относятся сословно-представительная монархия (наличие при монархии сословных учреждений – Земских соборов, Кортесов, Генеральных штатов) и современная конституционная монархия (Вели­кобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

 

К видам конституционной монархии относятся:

Дуалистическая или двойственная Парламентская
Возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту власти Чисто буржуазная форма правления. Ее наличие обусловлено историческим стечением обстоятельств (сила традиций, особенности политического противоборства различных сил и т.п.)
Признаки: Признаки:
1. Наличие двухпалатной структуры. Нижняя палата формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии. Верхняя палата формируется путем назначения монархом представителей феодалов. 1. Наличие праламента.
2. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. 2. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах.
3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы. 3. Ни парламент, на правительство перед монархом не ответственны.
4. Монарху принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной. Это выражается в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Одновременно монарх обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих законы, либо имеющие даже большую нормативную силу по сравнению с ними (Иордания, Марокко). 4. Монарх «царствует, но не правит».

 

Имеют место выборные монархии (Малайзия, где глава государства – монарх – выбирается на 5 лет султанами штатов данного государства). В ОАЭ существует своеобразная «коллективная монархия» (Совет 7 эмиров).

 

В историческом контексте можно говорить о существовании:

Древневосточной монархии – Вавилон, Индия, Древний Египет;

Римской централизованной монархии – Рим в I – III вв. до н.э.

Средневековой раннефеодальной монархии – Древнерусское государство, монархия Меровингов;

Сословно-представительной монархии – Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании;

– Абсолютной монархии – Франция при Людовике XIY, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия;

современной конституционной монархии – Великобритания, Дания, Япония.

 

Республика (лат. Respublika – общее дело, государство) – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответствен­ность перед избирателями.

Республика – это форма правления, при которой государственная власть делегируется народом коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу власти, избираемому на определенный срок.

Республике присущ демократичный способ образова­ния верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Признаки республики:

1) выборность и сменяемость представительной власти;

2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечи­вать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдержи­вание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятель­ности.

 

В современном мире республика стала наиболее распространенной формой государст­венности. Она представлена двумя ее основными разновидностями – парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств (совета, кабинета министров). Различаются они, главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – пра­вительство несет ответственность.

 

Парламентская (парламентарная) Президентская
Признаки: Признаки:
1. Верховенство парламента. 1. Президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования или голосования выборщиков.
2. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. 2. Президент по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства.
3. Парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом тре­бовать отставки правительства. Парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов. Тогда они уходят в отставку. То есть Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. 3. Правительство несет ответственность только перед президентом, парламент не может выразить вотум недоверия правительству. Парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом.
4. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). 4. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом, но не имеет права роспуска парламента.
5. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. 5. Президент является главнокомандующим вооруженными силами государства. Президент – глава государства, представляет страну на международной арене.
6. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. 6. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и про­тивовесов (США, Сирия, Зимбабве).

 

 

Последние десятилетия показывают, что классические формы пар­ламентской и президентской республик не всегда способствуют согла­сованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политичес­кой системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы современной государствен­ности. Это выражается в том, что на основе демократизации политичес­ких режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не на­следует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в неко­торых современных республиках при тоталитарных режимах проявля­ется монархический признак – несменяемый глава государства.

 

Достаточно широкое распространение и признание получила прак­тика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в пар­ламентской республике создаются полупрезидентские, полупарла­ментские республики. В дополнение к президентской республике президент имеет право роспуска парламента, а парламент – право вотума недоверия правительству. К таким странам можно отнести: Австрию, Ир­ландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию.

Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособ­ность правительства за счет его подконтрольности парламенту при ус­ложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.

 

В ряде стран Латинской Америки существуют суперпрезиденские республики (с обширными полномочиями глав государства).

Социалистическая государственность по своей сути может сущест­вовать только в форме республики. Впервые социалистическая респуб­лика как форма государства возникла в 1871 г. в Париже и просущест­вовала всего 72 дня. Однако это не помешало Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели кото­рых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались постро­ить государство трудящихся.

Советская социалистическая республика как государственная форма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые к

управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения. Однако тоталитарный режим коммунистической пар­тии, не допускавший инакомыслия, использующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма.

Народно-демократическая республика как форма социалистичес­кого государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х – начале 50-х годов (Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам и др.). В этих странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализ­ма, устанавливалось монопольное правление коммунистических пар­тий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догмати­ческую по содержанию политику марксистско-ленинского государст­венного строительства.

 

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым ис­торическим обстоятельствам.

 

Рабовладельческая государственность существовала в форме мо­нархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монар­хической формы к республиканской.

Среди монархий значительное распространение получили восточ­ные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократичес­кий аппарат.

Особо следует сказать и об империях, которые явились такой слож­ной формой государственного устройства, которая создавалась насиль­ственно при различной степени зависимости объединяемых террито­рий от верховной власти.

 

Республиканская форма правления существовала в виде аристокра­тической и демократической республик.

В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов госу­дарственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республика V—11 вв. до н.э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V—IV вв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принад­лежала демократическим коллегиальным органам (Народному собра­нию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполня­ли второстепенные функции.

 

При феодализме также существовали монархические и республи­канские формы правления. Здесь монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были раннефеодальная монархия, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная монархия и абсолютная монархия.

Раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственни­ков. В результате разрушительных войн, при опоре на народное опол­чение, сердцевину которого составляла господствующая этническая группа (монголы у Чингисхана), монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но нераз­витыми экономическими, политическими и иными связями между за­воеванными регионами.

Монархия периода феодальной раздробленности завершала про­цесс феодализации земель и населения. В этих условиях некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное экономи­ческое, политическое и военное влияние. Поэтому монарх вынужден был довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.

Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и мелких земельных собственников, а затем и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизованной сословно-представительной монархии, в которой формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земского собора России, Генеральные штаты во Франции).

Укрепление экономически и политически независимой центральной власти, создание единого, иерархически построенного государственного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к формированию абсолютной монархии, основным признаком которой являлось отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.

Республики при феодализме носили городской характер. Они со­здавались по мере роста могущества и независимости некоторых круп­ных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция).

 

Развитие буржуазной государственности шло на основе провозгла­шения демократических прав и свобод, разделения властей (на законо­дательную, исполнительную, судебную), при котором законодательная власть осуществлялась органом народного представительства (парла­ментом) при опоре на широкое местное самоуправление. Эти новеллы политической жизни предопределили специфику традиционных форм государственности.

Монархия как форма буржуазного государства стала в значитель­ной степени лишь отражением национальных традиций государствен­ного строительства. Власть монарха в буржуазной (парламентарной, конституционной) монархии ограничена законом и парламентом. Он царствует, но не правит.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.